Нина Бойкова
Проект «Разноцветные бусинки» для дошкольников 3–4 лет
Тема проекта : «Разноцветные бусинки».
Тип проекта : познавательно-игровой, практико-ориентированный. Групповой.
Продолжительность: долгосрочный (апрель - май).
Участники проекта :
воспитатели
дети дошкольного возраста 3 - 4 лет
родители
Цель: формирование сенсорно-математических эталонов у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.
Задачи:
Проанализировать методическую литературу по вопросам сенсорного развития детей 3-4 лет.
Публикация «Проект „Разноцветные бусинки“ для дошкольников 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
Дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей младшего возраста.
Разработать систему игр, обеспечивающих последовательное развитие сенсорных навыков в условиях игровой деятельности.
Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению по данной теме.
Развитие познавательных процессов, мелкой моторики, памяти, внимания и воображения у детей.
Учить детей различать форму, цвет, величину предметов и другие их признаки.
Учить детей замечать массу предмета (легкий – тяжёлый).
Актуальность проекта :
В младшем возрасте ребенок активно познает окружающий мир. Чтобы это проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Сенсорное развитие - это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
Следовательно, главное в том возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.
Отечественные ученые (В. Н. Аванесова, Л. А. Вагнер, Л. Н. Лебедева и др.) в своих работах отмечают, что познание свойств и качеств предметов, явлений, овладение обобщенными знаниями и умениями, связанными с ориентировкой в окружающем, изначально происходят в предметной деятельности.
Наблюдения психологов показали, что при ознакомлении детей с цветовыми качествами наиболее тяжелым для ребенка является не умение различать цвета, а правильно их называть. В раннем возрасте дети часто путают цвета. Это происходит не потому, что малыш не способен запомнить их, а вследствие того, что детский цвет ассоциируется с объектами окружающей среды.
Именно поэтому целесообразно ежедневно проводить с детьми сенсорные игры и упражнения. Они дадут возможность более живо и интересно активизировать речь детей. Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.
Проблема:
У детей, пришедших в детский сад в раннем возрасте, практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п.
Значение сенсорного развития в младшем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Новизна проекта :
Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности сенсорного воспитания, а также использование подручных материалов для формирования сенсорно - математических представлений у детей.
Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Игровые
Игровые
Поощрение, одобрение, похвала
Наглядные
Педагогическая оценка
Вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, разъяснение
Словесные
Практические
Предполагаемый результат:
Положительная динамика мониторинга формирования сенсорно - математических эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр.
Формирование познавательно - речевой активности детей младшего возраста.
Дети научатся играть в дидактические игры.
Рекомендации для родителей по созданию благоприятных условий для проведения игр дома, а также консультации по их приобретению и самостоятельному изготовлении.
Родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей.
Оформление картотек по теме.
Создание многофункционального панно.
Материально-техническое обеспечение:
Демонстрационный и раздаточный материал.
Предметно-развивающая среда.
Художественная и методическая литература.
План реализации проекта «Разноцветные бусинки»
1 этап проекта – Подготовительный :
1. Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОС ДО.
2. Изучение методической литературы.
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4. Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов по данной теме.
5. Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс реализации проекта.
6. Пополнение сенсорного уголка новыми дидактическими играми.
2 этап – Основной (реализация проекта) :
Совместная деятельность с детьми:
Проведение занятий:
Аппликация «Чашки для трех медведей», «Ракета»
Познавательное развитие: ФЭМП «В гостях у поросят».
Лепка «Сапожки для сороконожки».
Проведение дидактических игр:
«Разложи по цвету».
«Строим башню».
«Какая машина, такая и дорога».
«Подбери нитку».
«Помоги поросятам спрятаться от волка».
«Домик для улитки».
«Пирамидки».
«Игры с прищепками».
«Игра шнуровка».
«Бусы, бабочки».
«Бусы».
«Найди окошки для фигурки».
«Собери игрушку».
Игры с многофункциональным панно.
Проведение пальчиковых игр:
«Игрушки».
«Ягоды».
«Грибы».
«Осень».
«Овощи».
«Фрукты».
«Овощи-фрукты».
Проведение подвижных игр:
«Я нашёл свой цвет».
«Цветные автомобили».
«Солнечные лучики».
«Попади в круг, квадрат».
Чтение художественной литературы:
Стихи:
Цвет
«Красный».
«Синий».
«Желтый».
«Зеленый».
«Белый».
«Черный».
Форма
«Про разные фигуры».
Величина
«Тропинка вьётся, извивается».
«По широкой, по дороге».
Количество и счет
«Зайчишка домой резво шёл по тропинке».
«Среди леса по тропинке».
Математические сказки:
«Чудесные белочки» (большой-маленький).
«Любопытный квадрат» (геометрические фигуры).
«Короткая дорожка» (длинный-короткий).
«Сказка про то, как краски рисовали».
Изготовление картотек:
«Художественная литература по сенсорному развитию (загадки, стихи, математические сказки)»
«Дидактические игры по сенсорному развитию и ФЭМП для детей дошкольного возраста 3-4 лет»
«Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста 3-4 лет»
«Подвижные игры с дидактической направленностью»
Изготовление игр для многофункционального панно.
Совместная деятельность с родителями
Консультации для родителей
«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста».
«Первые шаги в математику».
«Как помочь ребенку в сенсорном развитии».
3 этап – Заключительный (обобщающий) :
1. Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций и памяток.
2. Оформление панно «Математическая поляна».
3. Проведение тематического досуга «На математической поляне».
Список используемой литературы
1. Башаева Т. В. «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук» - Ярославль: Академия развития, 2007. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 2005.
2. Евдокимова Е. С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» – М. : ТЦ Сфера, 2008.
3. Пилюгина В. А. «Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста» – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996.
4. Немов Р. С. Психология – М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
5. Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М. : Просвещение, 1985.
Конспект занятия по аппликации для детей дошкольного возраста 3-4 лет «Чашки трех медведей».
Интеграция образовательных областей:
Познание. Направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Коммуникация. Развитие всех компонентов устной речи, активизировать словарь детей, развивать кругозор детей.
Чтение художественной литературы: чтение сказки "Три медведя". (Использование художественного произведения для создания игровой мотивации).
Художественное творчество: способствовать развитию детского творчества.
Продуктивная деятельность: удовлетворять потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности.
Физическая культура: физкультминутка «За грибами в лес».
Социализация. Дидактическая игра разрезные картинки «Собери посуду».
(Побуждать детей включаться в совместную с взрослым игровую ситуацию).
Цель: Закреплять умение различать предметы по величине: большой, средний, маленький. Закрепить знание основных цветов. Учить детей располагать и наклеивать предметы в определенной последовательности (по размеру). Учить детей пересказывать сказку, опираясь на картинки.
Задачи:
Образовательные: обобщать и закреплять знания детей по теме «Посуда», расширять и активизировать словарный запас детей.
Развивающие: развивать диалогическую речь детей; познавательные процессы (внимание, память, мышление).
Воспитательные: формировать интерес к художественной литературе.
Оборудование: иллюстрации к сказке, панно «Домик трех медведей»;
Раздаточный материал. Альбомный лист, на который наклеен длинный узкий прямоугольник (стол); 3 чашки разных размеров, вырезанные из цветной бумаги; клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.
Предшествующая работа: чтение сказки "Три медведя", иллюстрации к ней.
Конспект занятия по лепке для детей дошкольного возраста 3-4 лет «Сапожки для сороконожки» (коллективная).
Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Образовательные: Учить видеть основные формы предметов, выделять их наиболее характерные признаки. Раскатывать ладонями цилиндр и видоизменять его, превращая в сапожок. Учить лепить пальцами: выравнивание, сглаживание.
Закрепить понятия один-много.
Развивающие: Развивать память, фантазию, мелкую моторику кистей рук. Совершенствовать приемы лепки: раскатывание, придавливание, загибание, соединение.
Воспитательные: Воспитывать сосредоточенность, аккуратность в работе.
Конспект занятия ОО «Познавательное развитие: ФЭМП» для детей дошкольного возраста 3-4 лет
«В гостях у поросят».
Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, физическое развитие, чтение художественной литературы.
Цель: Формирование сенсорных представлений у детей дошкольного возраста.
Дидактические игры по сенсорному развитию и ФЭМП.
«Строим башню».
Задачи: Игра способствует развитию моторики, навыков классифицирования, счета, сравнения
«Какая машина такая и дорога».
Задачи: Игра способствует развитию внимания, помогает изучать цветовой диапазон
«Подбери нитку».
Задачи: Игра помогает освоить цветовую гамму, развивает навыки сопоставления предметов.
«Найди домики для птичек».
Задачи: Способствовать формированию у детей цветовых представлений, обучать соотносить цвета разнородных предметов.
«Помоги поросятам спрятаться от волка».
Задачи: Способствовать формированию у детей цветовых представлений, обучать соотносить цвета разнородных предметов.
«Домик для улитки».
Цель: Целенаправленное, осмысленное восприятия формы геометрических фигур.
«Пирамидки».
Цель: Формирование величины предметов, независимо от их положения в пространстве.
Подвижные игры с дидактической направленностью для детей дошкольного возраста 3-4 лет.
«Я нашел свой цвет», «Цветные автомобили», «Солнечные лучики», «Попади в круг, квадрат»,
Задачи: закрепить у детей знания основных цветов (желтый, зеленый, синий и красный). Развивать у ребенка равновесие в движении, навык бега и повышать эмоциональный тонус.
Консультация для родителей
Первые шаги в сенсорику.
«Что такое сенсорика, и почему необходимо
ее развивать в раннем возрасте?»
Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. От того, насколько точно малыш научится воспринимать предметы и оперировать полученными знаниями, зависит процесс обучения в будущем. Каждый человек приходит в этот мир, как чистая книга.
Ранний возраст - это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания о жизни через органы чувств. Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и т. д. Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- готовит к реальной жизни;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- развивает наблюдательность;
- развивает внимание;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.
Игра - это ведущий вид деятельности маленького человека. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития. Лишь опытным путём способен ребёнок получить представление о мире. Чтобы помочь малышу познакомиться с многочисленными новыми понятиями, нужно с ним просто поиграть. Игры на развитие сенсорики в раннем возрасте связаны с определением свойств различных предметов.
Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные особенности, с другой - принцип добровольности, право самостоятельного выбора.
В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы, слышит разные звуки. Усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых и они часто оказывается поверхностным. Вот тогда и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Ребенка надо знакомить со многим: цветами спектра, с геометрическими формами и т. д. Развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова - названия величин и форм. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме, вкусу, запаху. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
Главное составляющее полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность в будущем успешное обсуждение ребенка в школе. Каждый день маленьких детей наполнен приобретением новых знаний, умений и навыков. Становясь все старше, ребенок требует к себе повышенного внимания со стороны родителей, ему хочется чаще с ними играть в игрушки, вместе гулять по улице и по дрожать их различными действиями.
Организуя работу с маленькими детьми необходимо
учитывать следующее:
- занятие с малышами должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам, а не на объяснении;
- необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком;
- в совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения;
- нужно многократно повторять материал, чтобы закрепить знания, умения и навыки;
- уровень сложности материала должен соответствовать возрасту, задания следует усложнять постепенно;
- длительность занятия должна быть в зависимости от возраста (от 5-10 до 15-20 минут);
- необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.
Вывод: Систематическая и планомерная работа по проблеме проекта «Разноцветные бусинки» помогла повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию, ФЭМП. У детей появился интерес к дидактическим играм, подвижным играм, так же полученные знания стали использовать в совместной деятельности.
В дальнейшем планируется:
непрерывная систематическая работа по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;
дополнение системы необходимыми играми и материалами;
продолжение работы по использованию проектных технологий по сенсорному развитию.
Сказки для развития математических способностей детей младшего дошкольного возраста
Добрые друзья (геометрические фигуры)
Цель: Знакомство с геометрическими фигурами, их особенностями.
Желтая сказка
Цель: Закрепление представления о желтом цвете, обучение использованию прилагательного желтый в речи.
Путешествие в зеленую сказку
Цель: Закрепление представления о зеленом цвете; обогащение словаря прилагательными зеленый, зеленая, зеленые.
Ягодка (Красная сказка)
Цель: Закрепление представления о красном цвете, обучение использованию в речи прилагательных красный, красная, красное, красные.