Светлана Трошина
Проект «Разноцветные блоки»
▼ Скачать + Заказать документы
Разноцветные блоки
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 1 г. Вельска»
структурное подразделение «Детский сад №27 «Солнышко»
Проект «Разноцветные блоки»
для детей старшего дошкольного возраста
Трошина
Светлана Николаевна
социальный педагог
высшая кв. категория
г. Вельск
2016г.
Актуальность
Публикация «Проект „Разноцветные блоки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений. Наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала. Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания осознаётся психологами и педагогами. Известный психолог Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается, как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу.
Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей, в старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. В дальнейшем учиться станет легче, а значит и сама школьная жизнь будет приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
В связи с этим был разработан проект «Разноцветные блоки» с использованием блоков Дьениша.
Золтан Дьенеш - безусловно выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик так называемой "новой математики". Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя. Самое известное его пособие Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники) ;
б) трех цветов (красные, синие и желтые);
в) двух размеров (большие и маленькие);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Цель: развивать логическое мышление как способ познавательной деятельности у дошкольников старшего возраста через использование блоков Дьенеша.
Задачи:
Познавательные:
1. Формировать основные приемы логического мышления (сравнение, обобщение, анализ, классификация).
2. Формировать представления о математических понятиях (кодирование информации, кодирование со знаком отрицания).
3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объекта.
Развивающие:
1. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
2. Развивать у детей умения рассуждать, доказывать.
3. Развивать пространственные представления.
4. Развивать познавательный интерес, творческое воображение;
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
2. Воспитывать коммуникативные навыки.
3. Вызвать желание вовремя придти на помощь сверстникам.
Тип проекта : познавательный, информационно – ориентированный
Вид проекта : групповой
Масштаб проекта : краткосрочный
Срок реализации: три месяца
Участники: воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Ожидаемые результаты проекта :
• У детей хорошо развито логическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).
• Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.).
Содержание по проекту :
I этап – подготовительный:
• Определить темы, цели и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
• Разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.
• Изучить и проанализировать специальную литературу по данной теме проекта.
II этап – основной:
• Организация и проведение игр с использованием блоков Дьенеша в образовательном процессе старшей группы, который предусматривает порядок расположения игр и заданий по принципу от простого к сложному, а игры одной серии помещены одна за другой, причем внутри каждой серии тоже соблюдается тот же принцип.
III этап – итоговый:
Обобщение опыта и определение результата практической деятельности.
Формы организации работы с логическими блоками :
1. Занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
2. Индивидуальная работа с воспитанниками.
3. Продуктивная деятельность.
4. Консультации для родителей.
Этапы работы с блоками Дьениша :
1. Вначале дети самостоятельно знакомятся с блоками Дьениша.
В процессе манипуляции с блоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
2. Работу по формированию познавательных способностей начинаем со знакомства с формой, затем с цветом и величиной. Предлагаем детям игры на развитие умения оперировать одним признаком. Когда дети легко справлялись с заданием этой ступени, предложить игры на развитие умения оперировать двумя признаками, а затем и тремя.
3. Когда дети хорошо усвоили свойства геометрических фигур, познакомить с кодовыми карточками, обозначающими признаки фигур. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умению кодировать информацию.
4. Подводить детей к пониманию отрицания свойств (не квадрат, не синий). Познакомить с кодовыми карточками, обозначающими отрицания свойств. Учим ориентировать в пространстве.
Работа с родителями
• Изготовление папки-передвижки «Советы родителям по организации игр с блоками Дьениша»
• Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 5 -6 лет.
• Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку.
• Совместные занятия с родителями и детьми.
Перспективный план
№ Название игры Цель игры
Октябрь
1
Д/ игра: «Помоги Чебурашке»
Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур. Развивать наблюдательность, внимание, память.
2.
Д/игра «Выложи дорожку»
Цель: Учить детей «читать» знаки – символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма, Выбирать необходимый блок из нескольких.
3.
Д/ игра: «Лабиринт»
Цель: Продолжать учить детей «читать» знаки – символы (признаки геометрических фигур – цвет, размер, форма, Выбирать необходимый блок из нескольких. Развивать практически – действенное мышление.
4.
Д/ игра: «С двумя обручами»
Цель: Дать представление понятия отрицания некоторого свойства геометрической фигуры с помощью частицы «НЕ». Упражнять в умении классифицировать блоки по двум свойствам.
4.
Д/ игра: «Разложи пропущенные фигуры»
Цель: Учить осуществлять зрительно-мыслительный анализ способа разложения фигур. Закрепить представления о свойствах геометрических фигур.
Ноябрь
1.
Д/ игра: «Найди меня» Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок.
2.
Д/ игра: «Вырасти цветы» Цель: Развивать творческое и пространственное воображение, логику мышления и действий. Развивать конструктивные способности, упражнять в соответствии из частей целого. Закрепить знание цифр от 1 до 7. Упражнять в умении «читать» кодовое обозначение блоков.
3.
Д/игра «Волшебное дерево» Цель: Развивать представление детей о символическом изображении предметов. Развивать умение классифицировать блоки по трём признакам и умение выделять основные признаки. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.
4.
Д/игра «Олимпийские кольца» Цель: Упражнять в умении классифицировать блоки по двум и трём свойствам. Находить область пересечения двух плоскостей. Развивать пространственное представление, логическое и образное мышление.
Декабрь
1.
Д/игра «Украшаем ёлочку мы в просторном доме» Цель: Развивать умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий блок. Развивать мелкую моторку рук (при изготовлении аппликации).
2.
Д/ игра: «Пирамида»
Цель: Закрепить представление детей о геометрических фигурах. Развивать умение читать кодовые обозначения. Развивать конструктивные умения, фантазию, творчество.
3.
Д/ игра: «Найди такую же» Цель: Развивать логическое мышление, наблюдательность. Упражнять в умении выбирать из множества фигур необходимую, классифицируя по цвету и форме и величине.
4.
Д/игра «С двумя обручами» Цель: Формировать операции классификации блоков по двум, трём признакам с использованием кодов и без них. Определение областей пересечения в играх с двумя обручами. Развивать логическое мышление, внимание.
5.
Д/ игра: «Рассели жильцов» Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счёте. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Блоки Дьенеша – это увлекательное и полезное занятие!