Ольга Кохова
Проект «Разноцветная неделя»
▼ Скачать + Заказать документы
Танцевали мы и пели,
Так устали, просто чудо!
Мы устроим вам повсюду.
Что же это за неделя?
Вы не знаете? Расскажем!
Это дело — не безделье.
Все цвета мы вам покажем.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Разноцветная неделя“» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты
- Разноцветная неделя. Проекты, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя. Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет.
Объект проекта : цвета радуги.
Предмет проекта : качества цвета.
Цель проекта : усвоение детьми сенсорных эталонов цвета; формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета; создание оптимальных условий, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого и интеллектуального развития детей.
Задачи проекта :
• закрепление у детей знания основных цветов, умения различать их;
• научить построению цветовых сочетаний по образцу;
• научить составлению рядов из аналогичных по цвету предметов;
• находить предметы заданного цвета в окружающем мире;
• учить детей различать теплые и холодные цвета;
• упражнять в умении рассказывать о цвете;
• упражнять в сопоставлении предметов и их изображений по цвету;
• закреплять знания о цвете в памяти;
• обучать действиям с цветом по словесной инструкции;
• создать условия для эмоциональной насыщенности детского творчества, становлению эвристической структуры личности;
• привлечь детей к созданию коллективной композиции;
• развивать пространственное воображение с опорой на представление о цвете;
• развивать речь и словарный запас детей;
• тренировать в нахождении лишнего предмета по цвету в сериационных и классификационных рядах;
• воспитывать аккуратность, дружелюбное отношение друг к другу.
Участники: воспитатели, дети средней группы.
Термин выполнения: краткосрочный
Необходимые материалы: Логические блоки Дьенеша, Палочки Кюизенера, кубики Никитина «Сложи узор», краски, кисти, альбомы, цветная бумага, цветной картон, клей, цветные карандаши, салфетки, гофрированная бумага, спортивный инвентарь, методическая и художественная литература, муляжи овощей и фруктов, наглядный демонстрационный материал, настольно-печатные игры.
Предполагаемый результат проекта : дети правильно различают и называют цвета, используют свои знания в повседневной жизни. Предполагаемый продукт проекта : создание «Разноцветной книги» (С. Я. Маршак, коллективной работы «Радуга-красавица»; составление консультации для родителей «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?»
Содержание проекта
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап.
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по формированию у дошкольников цветового восприятия.
Список мероприятий основного этапа
Дидактические игры:
«Давайте познакомимся – Я Красный (Оранжевый, Желтый, Зеленый, Голубой, Синий, Фиолетовый)»; «Разноцветная дорожка»; Лото «Цвет и форма»; «Собери картинку»; «Окраска воды»; «Я найду цвета везде»; «Радуга»; «Сложи узор». «Цветные картинки»; «Найди свой домик»; «Разноцветные мячики»; игра на внимание «Цвета»; «Найди свою пару», «Краски», игра с мячом «Назови цвет», «Пройди по голубой дорожке, найдешь синие сапожки», «Найди красные ягоды», «Найди желтые и оранжевые фрукты», игра на определение относительных прилагательных «Загадочные предметы»; «Чего не бывает»; игра с разноцветным мячом «Съедобное - несъедобное».
Пальчиковые игры: «Апельсин», «Дерево», «Синие лужи весны», «Радуга»
Рассматривание иллюстраций: «Что какого цвета», «Гжельская роспись», «Радуга»
Беседа: «Какой твой цвет любимый», «Любимое комнатное растение», «Что в природе меняет цвет и почему?»
Чтение художественной литературы : стихи о радуге, загадки о радуге, цветные загадки, В. Сутеев «Петух и краски», В. Катаев «Цветик-семицветик», М. Пляцковский «Разноцветные зверята», С. Галс «Сказка о зеленом цвете», зеленые стихи: М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок…», С. Черный «Зеленеют все опушки…», Ш. Перро «Красная шапочка», С. Я. Маршак «Разноцветная книга», потешки «Радуга-дуга не давай дождя…», «Дождик, дождик веселей…», Сказка в картинках «Сини гном».
Подвижные игры: «Светофор», «Кегли, «Лиса и зайцы», «Цветные автомобили»
Рисование: «Разноцветный петушок»; «Гжельская роспись. Красивый чайник», коллективная работа рисование ладошками «Радуга-красавица»
Аппликации: из комочков гофрированной бумаги «Радуга-дуга»; «Чудо-птица»
Эксперементирование: смешивание цветов «Цветная вода»
Музыка: прослушивание песен: «Песенка Красной Шапочки», «Оранжевая песенка», «Виноватая тучка» (Д. Тухманов); «Колыбельная мамы огуречика» (из м/ф «Приключения Огуречика», «Синяя вода», «Раз, два – радуга».
Работа с родителями: консультация «Психология детского рисунка: каким цветом рисует ваш ребенок?»
Заключительный этап
Создание «Разноцветной книги» (С. Я. Маршак)
Оформление коллективной композиции «Радуга-красавица»
Составление портфолио проекта.
Содержание работы в процессе реализации проекта :
Вовлечение в деятельность
Объявление о реализации проекта «Разноцветная неделя».
Понедельник — день красного, оранжевого, желтого цвета.
Вторник – день зеленого цвета.
Среда – день голубого и синего цвета.
Четверг – день фиолетового цвета.
Пятница – разноцветный день.
План работы
Понедельник – день красного, оранжевого и желтого цвета
У нас секретов нет,
Самый лучший красный цвет.
Цвет оранжевый без сомненья,
Нам поднимет настроенье.
Желтый самый главный цвет,
Потому что это солнышка свет.
1-ая половина дня:
1)утренняя зарядка со спортивным инвентарем красного, оранжевого и желтого цвета (с использованием музыки из к/ф «Красная Шапочка»); 2)отгадывание «красных», «оранжевых» и «желтых» загадок; 3) дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Красный»; «Я найду цвет везде» (красные, оранжевые, желтые предметы); 4) рисование ладошкой красной, оранжевой и желтой полоски на коллективной радуге; 5) комбинированное занятие по развитию речи и аппликации «Разноцветная радуга» : работа с цветными карандашами (д/и «Чудесный мешочек», дидактическая игра на внимание «Цвета», аппликация «Чудо-птица»
2-ая половина дня:
1) чтение и обсуждение сказки Ш. Перро «Красная шапочка» 2) дидактические игры «Найди красные ягоды», «Найди желтые и оранжевые фрукты» 3) игры с Логическими блоками Дьенеша: «Сортировка предметов», «Логические карточки»; 4) подвижные игры «Кегли», «Лиса и зайцы»; 5) пальчиковая гимнастика «Апельсин»; 6) прослушивание «Оранжевой песенки».
Вторник – день зеленого цвета
Цвет зелёный у листочка,
Подо мхом зелёным кочка,
И зелёные иголки
Целый год растут на ёлке.
В. Косовицкий
1-ая половина дня:
1) утренняя зарядка со спортивным инвентарем зеленого цвета; 2) беседа «Любимое комнатное растение»; 3) дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Зеленый», «Найди и назови все зеленое»; 4) рисование ладошкой зеленой полоски на радуге; 5) пальчиковая гимнастика «Дерево» (У дерева ствол, на стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета); 6) упражнения по формированию элементарных математических представлений «На какую форму похожа крона дерева», «Маленькие и большие елочки», «Покажи правильное количество» (зеленые круги); 7) подвижная игра на прогулке «Светофор»; 8) отгадывание «зеленых» загадок.
2-ая половина дня:
1) НОД на тему: «Зеленая сказка» ( цель: развивать восприятие цвета, чтение "Зеленой" сказки с элементами театрализации; 2) заучивание стихотворения М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок»; 3) дидактическая игра с кубиками Никитина «Сложи узор»; 4) экспериментирование «Цветная вода» - смешивание красок (красный + желтый = оранжевый, синий + желтый = зеленый); 5) дидактическая игра с зеленым мячом «Назови цвет»; 6) подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч». 7) разучивание потешки «Огуречик, огуречик…» и прослушивание «Колыбельной мамы огуречика» (из м/ф «Приключения Огуречика»)
Среда – день синего и голубого цвета
А небесную лазурь,
Море после хмурых бурь
Голубой подарит цвет.
Бесподобен с ним рассвет.
И искриться в Новый год
Голубея снег и лёд
Е. Горева.
1-ая половина дня:
1) утренняя зарядка со спортивным инвентарем синего и голубого цвета; 2) чтение сказки в картинках «Сини гном» (анализ, обсуждение); 3) дидактические игры: "Найди и назови все голубое, синее", «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий»; 4) упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Синие лужи весны». (Голубые, синие небо и ручьи. В синих лужах плещутся стайкой воробьи); 5) занятие по рисованию «Рисование гжельского узора. Красивый чайник» ( цель: знакомить детей с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение; выделять роспись предметов: элементы, сочетание голубого и синего цвета и расположение узора на форме) : рассматривание плаката «Гжель», книги Н. Сурьянинова «Синие цветы гжели»; чтение и обсуждение сказки «Гжельские изделия».
2-ая половина дня:
1) беседа: «Где можно встретить воду»; 2) решение проблемной ситуации: «Что обозначено на глобусе голубым цветом?»; 3) рисование ладошкой голубой и синей полоски на радуге; 4) дидактические игры: «Каждый предмет на свое место»;
«Найди свой домик»; 5) подвижная игра: «Пройди по голубой дорожке, найдешь синие сапожки»; 6) отгадывание «голубых» и «синих загадок»; 7) прослушивание песни «Синяя вода»
Четверг – день фиолетового цвета.
А вот с цветом фиолетом
Повстречаться можно летом.
Фиолетовы бананы?
Нет! На грядке баклажаны!
Солнцем будит ото сна
Цвет фиалковый весна.
В. Черняева
1-ая половина дня:
1) утренняя зарядка со спортивным инвентарем фиолетового цвета, подвижная игра «Веселый старт»; 2) чтение и обсуждение произведения Н. Агошкиной «Фиолетовая сказка»; 3) дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Фиолетовый», «Найди и принеси все предметы фиолетового цвета»; 4) рисование ладошкой фиолетовой полоски на радуге; 5) разучивание потешки ««Радуга-дуга не давай дождя…»; 6) прослушивание песни Д. Тухманова «Виноватая тучка».
2-ая половина дня:
1) беседа: «Какой твой цвет любимый»; 2) отгадывание «фиолетовых» загадок; 3) игра на определение относительных прилагательных «Загадочные предметы»; 4) дидактическая игра «Разноцветные домики» («Стрелка, стрелка, покружись…», игра с разноцветным мячом «Съедобное - несъедобное»; 5) экспериментирование «Цветная вода» - смешивание красок (красный + синий = фиолетовый); 6) подвижная игра «Краски».
Пятница – разноцветный день (заключительный этап)
Я подарок разноцветный
Подарить решила маме.
Я старалась, рисовала
Четырьмя карандашами.
Но сначала я на красный
Слишком сильно нажимала,
А потом, за красным сразу
Фиолетовый сломала,
А потом сломался синий,
И оранжевый сломала.
Все равно портрет красивый,
Потому что это - мама!
Петр Синявский.
1-ая половина дня:
1) утренняя гимнастика с разноцветным спортивным инвентарем по музыку «Раз, два – радуга»; 2) чтение и обсуждение сказки В. Катаева «Цветик - семицветик»; 3) дидактические игры: «Собери башенку», «Мозаика»; 4) аппликация из комочков гофрированной бумаги «Радуга-дуга»; 5) упражнение на развитие слухового внимания «Письмо от незнайки» ( цель: найти и исправить ошибки в тексте); 6) подвижная игра «Разноцветная карусель», «Разноцветная дорожка»; 7) настольно-печатная игра «Цвет и форма».
2-ая половина дня:
1) чтение и обсуждение сказки В. Сутеева «Петух и краски», раскрашивание петушка; 2) дидактические игры: с цветными счетными палочками Кьюзенера; на соотношение цвета «Подбери предмет по цвету»; «Собери картинку»; 3) пальчиковая гимнастика «Радуга» (В небе гром, гроза. Закрывай глаза! Дождь прошел, трава блестит, В небе радуга блестит); 4) подвижная игра «Здравствуй, радуга-дуга»; 5) чтение и анализ рассказа С. Я. Маршака «Разноцветная книга», творческая деятельность – создание детьми «Разноцветной книги»
Отчёт по проектной деятельности :
Предварительный этап длился 3 дня – была сформулирована цель, определены задачи проекта, подобран дидактический материал, составлен план основного этапа.
Основной этап реализовывался в течение 1 недели. Каждый день был обозначен определенным цветом: понедельник — красный, оранжевый, желтый цвет; вторник – зеленый цвет; среда - голубой и синий цвет; четверг – фиолетовый цвет; пятница – разноцветный день.
В процессе реализации проекта для усвоение детьми сенсорных эталонов цвета, формирования способов обследования цветовых свойств предметов и развития аналитического восприятия цвета были использованы различные виды деятельности: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, экспериментирование, художественное творчество, прослушивание музыкальных композиций.
Ведущую роль в нашей проектной деятельности имели дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета, т. к. они обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.
В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовили детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.
Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены. Дети свободно различают цвета и оттенки; на протяжении недели у всех участников проекта сохранялось радостное настроение; проект дал большой толчок для развития детского творчества, воображения, фантазии, эмоциональности. Ребята приняли активное участие в реализации проекта. Предполагаемый результат достигнут - дети правильно различают и называют цвета и используют свои знания в повседневной деятельности. (Рисунок А. Рыжикова «Радуга»)