Шамсиева Юлия
Проект «Расскажу я вам, друзья, как живёт моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Расскажу я вам друзья, как живёт моя семья»
Воспитатели : Сафиулова И. М.
Шамсиева Ю. А.
Г. Нефтекамск, 2024г.
Вид проекта : социально - познавательный;
Участники проекта : дети и родители старшей группы;
По количеству участников – фронтальный;
По продолжительности выполнения проекта – краткосрочный : декабрь – март.
Публикация «Проект „Расскажу я вам, друзья, как живёт моя семья“» размещена в разделах
Актуальность: в дошкольном возрасте закладываются основы для успешного в будущем человека. Процесс социализации крайне важен и необходим каждому ребенку. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, будущих взрослых граждан нашей страны. И от того какими вырастут наши дети, будет зависеть и будущее нашего государства.
Цель: воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Задачи:
- дать представление о понятиях: род, родители, родословная, семья, родные, близкие.
- дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей;
- продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческую поисковую деятельность;
- расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь;
- укреплять детско – родительские отношения.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
1. Знание детьми информации о своей семье
2. Понимание детьми значимости в жизни каждого человека.
3. Умение организовать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье
4. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.
Разработка проекта.
1. Рассматривание фотографий своей семьи выполненные родителями и оформленные в альбоме.
2. Подбор дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр на семейную тематику.
3. Изготовление древа семьи.
4. Создать развивающую среду: подборами материала, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «семья».
5. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
6. Составить перспективный план материала.
Реализация проекта :
Деятельность воспитателя:
1. Выявление первоначальных знаний детей о семье.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор стихотворений о семье.
4. Проведение недели на тему «семья» в группе.
5. Организация сюжетно - ролевых игр, индивидуальная и групповая работа.
Деятельность детей:
1. Разучивание стихов о семье.
2. Разучивание пословиц и поговорок о семье.
3. Изготовление стенгазет «Профессия моих родителей».
4. Изготовление «Генеалогического древа семьи».
5. Вывод о завершении работы.
Деятельность родителей:
1. Помогают своим детям в выборе фотографий членов семьи.
2. Помогают оформить семейный альбом.
3. Анкетирование «Роль отца в семье», «Знаете ли Вы своего ребёнка», «Чем занимаетесь на прогулке зимой», «Традиции в семье».
Выполнение проекта
Образовательная область Содержание Задачи
Познавательное развитие.
Речевое развитие. Беседы с детьми: «Что такое семья»,«Любимый отдых членов семьи», «Имена, отчества, фамилии и их значение», «Домашний адрес, квартира, моя комната», «Мои бабушка и дедушка.
Составление рассказов с детьми : «Я и моя семья»; «Выходной день с мамой и папой», «Традиции нашей семьи», «Работа моих родителей», «Состав семьи», «С кем я живу».
Чтение художественной литературы «Моя бабушка» С. Капутикян, «Мой дедушка» Р. Гамзатов, «Мама» Ю. Яковлев, «Заплатка» Н. Носов, «Грипп», «Прививка» А. Барто, «О мальчиках и девочках» С. Маршак, «Вместе тесно, врозь скучно» К. Ушинский, В. Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее».
Дидактические игры: «Мамины помощники», «Кто живёт в квартире», «Бабушкино лукошко», «Кем быть», «Моя родословная», «Родственные отношения», «Поможем, чем сможем».
Разучивание стихотворения «Что такое семья». - дать представление о понятиях род, родители, родословная, семья, родные, близкие;
- дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей;
-расширять представления детей о профессиях.
Социально - коммуникативное развитие. Сюжетно – ролевые игры: «Профессия моих родителей», «Дочки-матери», «Дом», «К нам гости пришли», «День рождения мамы».
Труд: беседа «Как я помогаю дома».
Безопасность: беседа: «Если ты остался дома один», «Безопасность в доме», «Как мы отдыхаем на природе с семьей», ситуация: «Что делать, если ты потерялся». - расширить знания по теме «Семья»; закрепить понятие о родственных отношениях в семье; воспитывать уважение к старшим;
-формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения.
Художественно-эстетическое развитие. Рассматривание репродукций картин : Ф. Решетников «Опять двойка», З. Серебрякова «На террасе в Харькове», «За завтраком», Н. Богданов-Бельский «Новые хозяева», Б. Кустодиев «Голубой домик».
Рисование: «Дом моей мечты», «Моя семья», «Портрет мамы».
Аппликация: «Подарок папе», «Букет для мамы».
Музыка: Слушание музыки. Песни: «Моя семья» (муз. и сл. Е. Гомоновой, «Воскресенье» (муз. и сл. Л. Олифировой); «Вальс-каприз» А. Рубинштейна.
Просмотр мультфильмов: «Мама для мамонтёнка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Красная шапочка».
Акция «Подари хорошее настроение».
Фотовыставка: «День матери», «Мой папа самый лучший», «Мой папа в армии служил», «Спорт в нашей семье». - подводить детей к созданию сюжетных композиций на темы окружающей жизни;
-использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей о семье;
-воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.
Физическое развитие Подвижные игры: «Кто быстрее соберет игрушки».
Эстафета: «Помоги маме разобрать сумки», «Помоги маме накрыть на стол», «Помоги маме подмести», «Собери цветы для мамы».
Пальчиковая гимнастика «Семья», «Папа, мама, я», «Мамины помощники», «Кто живёт у нас в квартире». -способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни;
-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Взаимодействие с семьей. Анкета «Роль отца в семье», «Знаете ли Вы своего ребёнка», «Чем занимаетесь на прогулке зимой», «Традиции в семье».
Папка – передвижка «Семья и семейные ценности», «Что такое семья».
Консультация «Всемирный день ребёнка», «Как можно с пользой провести новогодние каникулы», «Зимние забавы – активный отдых в семье», «Год семьи».
Памятка «Роль семьи в воспитании ребёнка».
Создание альбома «Отдых с семьей», «Генеалогическое древо семьи», «Это я, это я, это вся моя семья», «Знаем, помним, гордимся», «Спорт в моей семье», «Семейные реликвии», «Альбом памяти», «Хобби в нашей семье».
Творческое домашнее задание «Герб семьи».
Стенгазета «Профессия моих родителей».
Встречи с интересными людьми (Мухаметшин Р. Р.)
Приглашение на праздник мам. - привлечь внимание к семье, показать её ценность для каждого человека;
-способствовать укреплению детско – родительских отношений;
- пробуждать интерес к изучению истории своей семьи;
-воспитывать чувство гордости за членов своей семьи;
-формировать чувство патриотизма.
Заключение.
За время реализации проекта «Расскажу я вам друзья, как живет моя семья» уровень сформированности представлений о семье у детей значительно повысился. В процессе работы над проектом воспитатели и дети ещё ближе познакомились с семьями воспитанников, с их семейными традициями, особенностями семейного воспитания.
Работа над проектом заставила задуматься, что у каждой семьи есть род, история, прошлое и настоящее. История каждой семьи – это история нашей страны, это наши прародители, которые защищали и оберегали родину. Укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей.
Особенность этого проекта в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
За время реализации проекта развивались творческие и познавательные способности детей, умения анализировать. Дети играли, рассматривали, наблюдали, сочиняли, читали и рассказывали. Так же у детей и родителей появилось стремление больше времени проводить вместе и вести здоровый образ жизни.
Список использованной литературы.
1. Алямовская В. Г. "Как воспитать здорового ребенка".
2. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А.
3. Калмыкова Л. Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь? : картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л. Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель,2014.-247 с.
4. Ковалько В. И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".
5. В. Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее».
6. Р. Гамзатова «Про дедушку».
7. Н. Майданик «Вместе с бабушкой».