марина степанюкова
Проект «Радугу мы увидали, в гости её позвали» (вторая младшая группа)
▼ Скачать +Заказ
Актуальность
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Большинство вещей, которые даются нам легко во взрослой жизни, в детстве постигаются с трудом, будь то первые шаги, изучение букв или распознавание цветов. Не все из нас помнят, как научились различать цвета, да и кто вообще задается таким вопросом? Трава зеленая, небо голубое, солнце желтое – это известно каждому, но только не ребенку, который познает окружающий мир с нуля. Многим родителям известно, что в младшем возрасте карапуз уже должен уметь распознавать цвета и знать их названия. Разумеется, речь не идет об усвоении всей палитры оттенков, а о базовом наборе цветов: красный, синий, желтый, зеленый, белый и черный. Сегодня существует масса различных методик обучения ребенка цветам, но на самом деле все гораздо проще, чем кажется на первый взгляд.
Публикация «Проект „Радугу мы увидали, в гости её позвали“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
Проблема.
Многие родители сталкиваются с проблемой научить детей различию цветов. По мнению педагогов, лучим возрастным периодом для обучения детей цветам является младший возраст. Безусловно, данный момент находится в зависимости от индивидуального развития каждого ребенка, но начинать обучать ребенка цветам очень рано не следует, потому что малыш может не понять, что от него хотят взрослые. Этапы обучения заключается в сортировке предметов по их цветовой принадлежности. Можно начинать с поисковой деятельности парных предметов и соотношения этих предметов с их изображениями.
Цель проекта.
Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей раннего дошкольного возраста. Для достижения высоких результатов в ориентировке среди основных цветов, создать в группе условия для развития сенсорных способностей детей младшего возраста через использование дидактических игр.
Задачи проекта.
1. Знакомить детей с цветом; формировать умение детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира. Создать предметно развивающую среду как условия для ознакомления детьми раннего возраста с цветом. Формировать умение детей воспринимать цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира.
2. Проводить активную работу по обогащению чувственного опыта детей, формировать умение выделять, группировать, соотносить и устанавливать тождество и различие однородных предметов по принципу цвета. Приобщать детей к элементам экспериментальной деятельности.
3. Определять уровень развития сенсорных способностей детей, используя дидактические игры. Сформировать представление о том, что цвет является признаком предметов и может быть использован для их обозначения.
Тип
Практико – ориентированный, творческий проект.
Вид
Краткосрочный (1 месяц)
Участники проекта
Дети 2 младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, физ. инструктор, родители.
Ожидаемые результаты
В результате проекта планируюем научить детей не только отличать и называть цвет но и свободно использовать его в творческих планах,продуктивной деятельности,образной речи, дидактической игре. А так же легко чередовать разноцветные предметы и объединять предметы одного цвета в целостный образ.
Система работы по направлениям: познавательно – исследовательская деятельность, коммуникативная деятельность, игровая деятельность, изобразительная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная деятельность.
Стратегия проекта.
Осуществлена последующими принципам:
• систематичности
• доступности
• наглядности
• индивидуальности
Необходимо построить обучение ориентировке в цвете на адекватных формах работы с детьми, основной формой которой является- игра (дидактическая).
I ЭТАП
Организационно – подготовительный.
Цель: активизировать интерес детей, выявление проблемы.
Диагностика игровых навыков, игровой среды, создание условий, необходимых для реализации проекта.
- выбор темы проекта
- поставка целей, задач;
- определение методов;
-взаимодействие с детьми и их родителями;
-провести диагностику
- подбор художественной литературы
- картотека дидактических, подвижных, пальчиковых игр, физ. минуток.
- наглядный материал
- Конспекты занятий.
II ЭТАП
Основной
Цели: Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта, активное участие родителей и детей в реализации проекта. В процессе непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах и в процессе игровой деятельности.
-Довести до детей и их родителей важность проблемы.
- Подобрать методическую, познавательную, художественную литературу, иллюстрационный материал по данной теме.
- Подобрать материалы для игровой деятельности.
-Подобрать необходимые материалы для творческой и продуктивной деятельности.
-Составить перспективный план мероприятий.
-Организация игрового пространства.
III ЭТАП
Заключительный
Цели: Соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными ; обобщение материалов проекта; сбор и обработка методических и практических материалов. Диагностика результатов проекта. Подготовка к презентации, презентация. Проведение непосредственно – образовательной деятельности познавательного цикла. Выставка накопленного материала.
План реализации проекта.
ДЛЯ ДЕТЕЙ
• Образовательная деятельность познавательного цикла «Какого цвета?.»
• Дидактическая игра «Бабочки - цветочки», «Мышкин дом.»
• Сюжетно-ролевая игра «Напоим куклу чаем»
• Создание мини-лаборатории по ознакомлению с цветом, для опытов и нетрадиционного рисования;
• Подбор игрушек по цвету
• Диагностика.
• Трудовая деятельность в природном уголке – подобрать цвет комнатного цветка с цветом салфетки.
• Чтение стихов с упоминанием цвета; “Цвета радуги”(А. Венгр)
• Подвижные игры «Наседка и цыплята», «Цыплята и сердитый петушок».
• Образовательная деятельность познавательного цикла «Красная сказка»
• Лепка «Божья коровка»
• Хоровод «По малину в сад пойдем»
I неделя
• Рассказать и показать ребенку разнообразный мир цвета.
• Формировать умение создавать группы предметов, объединённых характерным признаком.
• Ориентироваться в цвете, создавать образы используя знания цветов, развивать восприятие и сочетание цветов.
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Родительское собрание «Как научить ребенка воспринимать величину, форму, цвет предметов»
2. Беседа с родителями о подборе разноцветной одежды для детей на данный период (футболки, шорты, платья; преимуществен -но однотонные) .
3. Составление, изготовление книжек – самоделок «разноцветные сказки».
4. Консультация «как знакомить ребенка с цветом?»
5. Папка –передвижка «Рекомендуемые игры для знакомство детей с цветом»
ДЛЯ ДЕТЕЙ
• Коллективная работа по изо. деятельности «Подарок для бабушки и мамы».
• Подвижная игра «Соберись в кружочек»
• Опыты «Окраска воды»
• Дидактические игры «Одежда перепуталась», «Подбери варежки по цвету», «Посади бабочку на цветок», «Привяжи к шарикам ниточки»
• Музыкальная деятельность (слушанье музыкальных произведений) С. Прокофьев «Дождь и радуга».
• Презентация «В гостях у радуги».
• Занятия познавательного цикла "Предметы вокруг нас"
II неделя.
• Обогащение знаний детей.
• Формировать умение сопоставлять разные предметы по цвету, соотносить предмет по образцу.
• Формирова -ние у детей представле -ний об окружающем.
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Консультации «Обучение восприятию цвета детей»;
«Сенсорное воспитание ребенка»
2. Задание II недели. Принесите фотографию, где Ваш ребёнок сфотографирован на фоне зелени.
3. Оказание помощи в изготовлении дидактических игр и пособий
4. Подобрать разноцветную одежду для детей на данный период.
5. Изготовление фото – газеты «Какое все зеленое…»
6. Устный педагогический журнал «Дидактическая игра – основа обучения». •
ДЛЯ ДЕТЕЙ
• Чтение художественной литературы В. Берестов «Подсолнух», А,Барто «Солнышко».
• Дидактические игры: «Помоги мышатам спрятаться от кота», «Сложи картинку».
• Игра – драматизация «Цыпленок в гостях у солнышка».
• Конструктивные игры –постройка предметов из желтого конструктора.
• Музыкальная деятельность (прослушивание музыкальных произведений) -Ф. Куперен «Бабочки».
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Вернисаж «Наши дочки и сыночки разноцветные цветочки».
2. Подбор разноцветной одежды для детей на данный период.
3. Мастер – класс «Разноцветный мир»- ознакомление родителей с дидактическими играми по сенсорике.
4. Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями по теме «желтая неделя».
5. Обмен опытом «Как знакомить детей с цветом?» III неделя. • Умение детьми высказывать идеи и предположения.
• Создать в группе условия для расширения представления о сенсорных знаниях.
ДЛЯ ДЕТЕЙ
• Дидактическая игра «Найди синею картинку»
• Образовательная деятельность образовательного цикла «Разноцветные краски природы»
• Рисование в различной технике (пальчиками, ладошками, по мокрому фону, ватными палочками, трафаретами)
• Чтение художественной литературы В. Сутеев «Петушок и краски», В. Телегин «Цветы полей».
• Сделаем синею поделку – совместная работа педагогов с детьми.
• Подвижная игра «Самолёты».
• Игры с водой.
• Совместная деятельность родителей и детей, педагогов – развлечение «В гостях у цветика – семицветика»
IV неделя.
• Формировать умение подбирать однородные предметы с заданным свойством.
Развивать творческую активность детей.
Продолжать развивать коммуникационные навыки.
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Подбор разноцветной одежды для детей на данный период.
2. Изготовление дидактического и демонстрационного материала.
3. Фото сессия по цветам и изготовление фотоальбома по проекту.
4. Подготовка музыкального оформления и костюмов.
5. Участие в совместном развлечении «В гостях у цветика – семицветика»
• Вовлечение родителей в реализацию проекта.
Оценка эффективности проекта :
В процессе работы над проектом у детей формируются умение классифицировать предметы по цвету, находить предметы заданного цвета; использовать прилагательные в речи, правильно согласовывать его с существительным. Так же формируется цветовосприятия и цветоразличения у детей раннего дошкольного возраста, воспринимают цвет в связи с предметами и явлениями окружающего мира.
Работа с родителями играет существенную роль в реализации проекта, происходит обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье. по сенсорному воспитанию.