Марина Федорова
Проект «Путешествие во Вселенной» ко Дню космонавтики с участием детей младше-средней разновозрастной группы
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 9 «СКАЗКА»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ
«ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВСЕЛЕННОЙ»
(с участием детей младше-средней разновозрастной
группы «Теремок»)
Подготовила и реализовала
Воспитатель Федорова М. В.
Миллерово
Апрель 2019
Проект «Путешествие во Вселенной»
Вид проекта : познавательно-исследовательский
Темочки:
- День Космонавтики, 12 апреля
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
Продолжительность проекта : краткосрочный (1-12 апреля)
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Участники проекта : воспитатель, дети, родители
Цель: формирование у детей представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
1. Образовательные (сформировать у детей представление о Солнечной системе, космических объектах, о деятельности людей по освоению космоса, познакомить с Государственным праздником – днем Космонавтики, первым русским космонавтом Юрием Гагариным);
2. Развивающие (расширять словарный запас детей, формировать и развивать в них познавательную активность);
3. Воспитательные (воспитывать в детях чувство коллективизма, чувство патриотизма, положительные эмоции)
Актуальность проекта :
“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство” К. Циолковский
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные
эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Этапы реализации проекта :
1 ЭТАП:
- выявление первоначальных знаний о космосе;
- информирование родителей о предстоящей деятельности;
- подбор литературы о космосе, фотографий, плакатов
2 ЭТАП:
- образовательная деятельность по заданной тематике;
- организация дидактических игр, художественной деятельности, подвижных игр, опытов
3 ЭТАП (заключительный) :
- изготовление коллективной поделки «Планеты Солнечной системы»
Ожидаемый результат: заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду; сформированность элементарных знаний по заданной тематике, обогащение словарного запаса, сформированность нравственно-патриотических чувств в ходе реализации проекта.
Содержание проекта :
1. Беседа «Что такое космос»
Цель: дать детям представление о Солнечной системе, солнце, звездах, первом полете в космос, выяснить знания детей по заданному вопросу.
2. Беседа «Голубая планета – Земля»
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса, рассказать о первых животных космонавтах – Белке и Стрелке, о первом русском космонавте Юрие Гагарине.
2. ООД «Путешествие во Вселенной» (конспект см. в приложении)
4. Рисование «Космический корабль»
Цель: поддерживать интерес к изобразительной деятельности, учить детей рисовать ракету
5. Опыт «День-ночь»
Оборудование: глобус, фонарик (настольная лампа)
Цель: объяснить детям, почему на нашей планете существуют такие времена суток, как утро, день, вечер и ночь.
6. Чтение стихотворений о космосе и отгадывание загадок.
Цель: познакомить детей с литературой о космосе, воспитывать познавательную активность
ИТОГ:
Коллективная поделка «Планеты Солнечной системы»
Конспект
организованной образовательной деятельности в младше-средней группе
«Удивительный мир космоса»
( интеграция видов детской деятельности: коммуникативная, двигательная и ОО познавательное развитие).
Цель: Расширение и обобщение представления детей о строении Солнечной системы и планетах. Развитие познавательного интереса, обогащение и расширение знаний о космосе.
Задачи:
1. Формировать желание детей использовать различные способы получения информации для активизации мыслительной деятельности и поисково-исследовательской.
2. Расширять представления детей о космическом пространстве.
3. Формировать представление о Солнечной системе, о Солнце как самой близкой к нам звезде, его признаках.
4. Формировать умение работать в коллективе.
5. Воспитывать партнёрские отношения между детьми и педагогами.
6. Способствовать воспитанию детской инициативы и творчества.
Предварительная работа:
- рассматривание альбомов и журналов о космосе;
- чтение сказок и легенд о Солнце и планетах (Балканская сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили», словацкая сказка «У солнышка в гостях» и т. д);
- познавательные беседы с детьми о космосе;
- изготовление ободков с изображением планет Солнечной системы.
Материалы и оборудование:
Мультимедийная презентация «Солнечная система», плакат «Строение Солнечной системы», ободки с изображением Солнца и планет Солнечной системы, настольная лампа, глобус.
Структура проведения
Звучит мелодия: «Прекрасное далеко».
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Какое сегодня у вас настроение?
Дети: ( варианты ответов: хорошее, радостное, веселое.)
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение:
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепче за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в необычное путешествие. А чтобы узнать, куда мы с вами отправимся, нужно отгадать загадку:
Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, темный,
И необычайный,
В нем живут Вселенные,
Звезды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть, планеты.
Дети: ( варианты ответов: космос, космическое пространство)
Воспитатель: Правильно, мы с вами отправимся изучать космос! А на чем мы полетим в космос?
Дети: ( варианты ответов: на ракете, на космическом корабле)
Воспитатель: Прошу пройти на посадку!
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете!
На носочках потянись,
А потом – руки вниз!
Раз, два, три! Потянись!
Вот летит ракета ввысь! (дети «летят» и садятся на стульчики)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, если в безоблачную ночь посмотреть вверх, то можно увидеть множество ярких точек над головой – это звезды (показ слайда). Они от нас очень далеко. Этих маленьких небесных огоньков столько, что невозможно сосчитать. А ведь многие звезды имеют свои имена. Как тут разобраться! А вот древние греки очень хорошо знали звездное небо. Даже простые моряки, отправляясь в дальние морские походы, легко отыскивали нужные звезды и по ним определяли направление.
Еще в древности было замечено, что звезды в космическом пространстве образуют определенные группы, которые называются созвездия. Людям казалось, что разные группы звезд образуют фигуры, напоминающие контуры предметов, животных, людей (показ слайда). Названия созвездий и звезд, которые давали древние греки, сохранились до сих пор: Андромеда, Орел, Лебедь, Корона, Геркулес… У каждого из вас, ребята, есть свое созвездие – созвездие под которым вы родились (показ слайда). Кто из вас, ребята, может назвать свое созвездие?
Дети называют, под каким созвездием они родились.
Воспитатель: А теперь посмотрите, пожалуйста, на экран, вы видите на нем Солнце (показ слайда). Солнце – это ближайшая к нам звезда, центр нашей планетной системы. Но космические расстояния отличаются от земных. Чтобы вы поняли, я приведу несколько сравнений. Поезд, движущийся без остановок на огромной скорости, достиг бы Солнца аж через 170 лет, а самолет преодолел бы это расстояние за 17 лет. Пассажиры за это время изрядно бы состарились.
Солнце значительно больше нашей планеты. Если для изображения Земли взять маленькую горошину, то для модели солнца понадобится футбольный мяч (воспитатель демонстрирует детям мяч и горошину).
Солнце – это сверхогромный огнедышащий шар, источник жизни на нашей Земле. Без солнечного света и тепла ни одно живое существо – ни человек, ни животное, ни насекомое – не могло бы жить.
Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (у воспитателя в руках мягкая игрушка в виде солнца).
Воспитатель: Пусть каждый из вас возьмет в руки наше Солнышко и скажет, какое оно? (каждый ребенок подбирает прилагательное к слову «солнышко» и передает игрушку по кругу)
- А где находится Солнце?
Дети: ( варианты ответов: в небе, в космосе).
- Ребята, а зачем нам нужно Солнце?
Дети: Солнце – источник света и тепла. Без него все живое на Земле погибнет.
- Солнце большое или маленькое?
- А почему оно кажется маленьким?
Дети: ( варианты ответов: Находится очень далеко от Земли и т. д.).
Воспитатель: Таким образом, ребята, Солнце – это такая же звезда, как и другие, но она находится намного ближе других звезд к Земле, поэтому ее лучи согревают нашу планету и освещают ее.
А теперь, ребята, предлагаю вам немножко отдохнуть.
Проводится гимнастика для глаз «Солнечные зайчики» :
Солнечный мой заинька, прыгни на ладошку (Дети вытягивают вперёд ладошку)
Солнечный мой заинька, маленький, как крошка (Ставят на ладонь указательный палец другой руки).
Прыг на носик, на плечо. Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять на плече давай скакать (Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводят вперёд, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой. Голова всё время находиться в фиксированном положении).
Вот закрыли мы глаза, а солнышко играет:
Щечки тёплыми лучами нежно согревает (Закрывают глаза ладонями).
Воспитатель: Молодцы, отдохнули! Теперь давайте продолжим!
Земля, ребята, это не единственная планета, которая «дружит» с Солнцем. Земля – это одна из планет Солнечной системы (показ слайда). Еще в
древности люди заметили, что есть на небе особые «звезды», не похожие на остальные. Если обычная звезда никогда не расстается со своим созвездием, то эти странные небесные тела блуждают по небу сами по себе. Их так и назвали «блуждающими», что в переводе с греческого означает планеты. В телескоп планеты кажутся светящимися кружками, хотя на самом деле это шарики.
Солнце и девять шариков – планет, вращающихся вокруг него, составляют Солнечную систему. Планеты вращаются вокруг солнца по особому пути, который называется – орбита (показ слайда).
Давайте я еще раз назову вам эти планеты, а вы постараетесь запомнить (воспитатель подходит к плакату с изображением Солнечной системы, показывает планету и называет ее).
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами планеты Солнечной системы. Выберите себе планету по желанию (дети выбирают ободки, которые изображают планеты. Планеты под музыку начинают двигаться вокруг Солнца, как только музыка заканчивается занимают свои места в Солнечной системе.)
Воспитатель: А теперь проверим, правильно ли планеты заняли свои места. По порядку все планеты назовет любой из нас:
Раз… Меркурий, (отвечает ребенок)
Два … Венера, (отвечает ребенок)
Три … Земля, (отвечает ребенок)
Четыре … Марс. (отвечает ребенок)
Пять … Юпитер, (отвечает ребенок)
Шесть … Сатурн, (отвечает ребенок)
Семь … Уран, (отвечает ребенок)
За ним … Нептун. (отвечает ребенок)
Воспитатель: Ребята, одинаково быстро обошли все планеты вокруг Солнца?
Дети: (варианты ответов).
- Почему так произошло?
Дети: Чем ближе планета расположена к Солнцу, тем быстрее она пройдет по кругу.
Воспитатель: Ребята, период, за который наша планета Земля проходит весь свой путь вокруг Солнца, называется год. Давайте продемонстрируем ход Земли. Обратите внимание: Земля движется вокруг Солнца и одновременно поворачивается вокруг своей оси (ребенок-Земля начинает двигаться, а все дети хором читают названия месяцев).
- Таким образом, ребенок - Земля начинает двигаться в Январе, а вернется на свое место в Декабре.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, солнце когда-нибудь отдыхает? Что оно делает ночью?
Дети: (варианты ответов)
Воспитатель: Как вы думаете, Солнце движется?
Дети: (варианты ответов)
Воспитатель: Солнце не движется, оно находится на одном месте. Но Солнце никогда не отдыхает. Солнце – вечный двигатель, труженик: всегда светит, всегда греет. А вот наша планета Земля не стоит на месте, она все время вертится. И по очереди подставляет Солнцу то один бок, то другой, то третий, то четвертый.
Проводится опыт «День - ночь»
Воспитатель: Ребята, помимо Земли и других планет, в Солнечной системе есть еще и другие небесные тела (показ слайда). Как вы думаете, какие?
Дети: Кометы, астероиды, метеориты.
Правильно, молодцы! Так что такое солнечная система? Из чего она состоит?
Дети: ( варианты ответов: в центре солнечной системы находится Солнце, вокруг него вращаются восемь планет, а также тысячи астероидов, метеоритов и комет)
Воспитатель: Ребята, а какая из планет ближе всего к Солнцу, а какая дальше?
Дети: Ближе всего – Меркурий, дальше – Нептун.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, на какой планете будет больше света и тепла – на самой ближней к Солнцу или самой дальней от него?
Дети: На планетах, расположенных ближе к Солнцу – это Меркурий и Венера, - слишком жарко, а на тех, что дальше – слишком холодно. Поэтому там жизни нет, а есть она только на Земле.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами узнали много всего интересного. Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться!
Мы с полета возвратились
И на Землю приземлились!
Итог.