Елена Втулкина
Проект «Путешествие в страну времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Опыт обучения показывает, что в процессе организации педагоги-ческого воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные поня-тия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.).
Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток.
Публикация «Проект „Путешествие в страну времени“» размещена в разделах
Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается не-равномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребенка.
Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах из-мерения времени (с помощью календаря, часов). Название интерва-лов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятель-ности в течение этих отрезков времени.
Детям в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться са-мостоятельно ориентироваться во времени - определять, измерять время, правильно обозначать его в речи, чувствовать его длитель-ность. Для того, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от на-личия времени.
Умение регулировать и планировать деятельность во времени, соз-дает основу для развития таких качеств личности, как организован-ность, собранность, целенаправленность и точность. Эти качества необходимы ребенку при обучении в школе и в повседневной жиз-ни. Кроме того развитие временных представлений играет боль-шую роль в социальной адаптации ребенка и создает основу для успешного овладения учебной деятельностью (счетом, чтением, письмом).
Дети с нарушением речи в большей степени испытывают трудности в усвоении временных представлений.
Дефицит внимания, несовершенство логического мышления, скуд-ный словарный запас, трудности в построении связного, граммати-чески правильного, логически последовательного высказывания приводят к тому, что получаемые детьми сведения об отдельных временных обозначениях остаются на поверхности детского созна-ния, не раскрывают временных отношений.
Правильно выстроенная мотивация проектной деятельности, прак-тическая направленность, совместный труд со взрослыми, заинте-ресованность, интересный конечный результат проекта позволяют дать ребенку необходимые знания и умения, которые будут более прочными и востребованными.
Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодиче-ские занятия, на которых детей знакомят с признаками частей су-ток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимо-сти, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных от-ношений.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важ-ность и необходимость формирование у детей временных и про-странственных представлений, и с другой – отсутствие целенаправ-ленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Цель: расширить знания и представления дошкольников подгото-вительного к школе возраста о понятиях времени и пространства. Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.
Для реализации поставленной цели мы определили ряд задач:
Для воспитанников:
провести цикл занятий и мероприятий по теме;
обучающие:
научить ориентироваться во временных отношениях;
дать представление об определении времени с помощью часов, ка-лендаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».
систематизировать и обобщить знания детей о временных отноше-ниях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точ-ностью до получаса и до четверти часа).
научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учеб-ной деятельности).
развивающие:
развивать навыки использования в речи слов, обозначающих вре-менные категории (год, месяц, неделя, день недели, названия меся-цев и дней недели, сутки, название частей суток, час, минута)
воспитывающие:
воспитывать умение работать в парах, группах, самостоятельность и дисциплинированность.
воспитывать познавательный интерес к математике.
воспитывать желание «беречь» время.
Для родителей:
1. Разработать информационные листы для родителей с рекоменда-циями по ознакомлению детей с днями недели.
2. Привлекать родителей к участию в мероприятиях, проводимых в рамках реализации проекта и жизнедеятельности детского сада.
3. Способствовать установлению партнёрских отношений родите-лей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
Для педагогов:
1. Пополнение методической копилки конспектами образователь-ной деятельности.
2. Активное участие родителей в мероприятиях, проводимых в рамках реализации проекта и жизнедеятельности детского сада.
3. Повышение педагогической компетенции и мотивации при ор-ганизации воспитательно-образовательного процесса в рамках про-екта.
4. Разработка консультативно – практического материала для роди-телей.
Тема проекта : «Путешествие в страну времени!».
Вид проекта : Познавательно-исследовательский.
Участники проекта : Воспитанники подготовительной к школе группы, педагоги, родители (законные представители).
Срок реализации: Долгосрочный (3 месяца)
Предварительная работа:
1. Сбор информации: об истории возникновения часов
2. Оформление уголка времени в группе; изготовление дидактиче-ских игр: «Больше – меньше по продолжительности», «Раньше – позже», «Когда деревья надевает этот наряд?»; чтение художест-венной литературы, проблемные ситуации «Задачи и вопросы»; изготовление модели: «Часы страны времени».
3. Создание музея «Разные часы»
4. Подбор демонстрационного материала : различные часы, картин-ки, иллюстрации, презентации.
5. Подбор литературного материала: стихи, пословицы, приметы, рассказы, сказки.