Коханова Александра
Проект «Путешествие в страну хороших манер» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по формированию культуры поведения и основ этикета
«Путешествие в страну хороших манер»
Название проекта: Путешествие в страну хороших манер
Вид проекта: познавательно-речевой, творческий.
По составу участников: групповой.
По срокам проведения: долгосрочный
Срок реализации: сентябрь 2020 – май 2021 года
Участники – дети подготовительной к школе группы, их родители, воспитатели
Аннотация
Проект «Путешествие в страну хороших манер» разработан для детей старшего дошкольного возраста с целью формирования у них навыков культурного поведения в общественных местах и знаний основ таких видов этикета как речевой, гостевой, столовый, этикет в общественных местах.
Так, в процессе работы над проектом у детей сформируются и расширятся представления об этикете, о соблюдении его, воспитаются положительные качества.
Цель: Дать детям представление об этикете и сформировать навыки культурного поведения детей в общественных местах.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить знакомство детей с вежливыми словами, происхождением слов «спасибо», «благодарю».
2. Формировать основы культуры речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, разговор по телефону и другие формулы вежливого вербального общения).
3. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений, учить детей правильному построению предложения.
4. Закреплять знания правил поведения в общественных местах (транспорт, театр, кинотеатр, магазин).
5. Закреплять знания правил и норм общения в ситуациях знакомства, поведения за столом и в гостях, преподнесения подарка.
Развивающие:
1. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
2. Упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях.
3. Развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам.
4. Развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми.
Воспитательные:
1. Прививать навыки вежливого поведения.
2. Учить доброте, умению осознавать свои поступки, видеть различия между тем «что такое хорошо» и «что такое плохо».
3. Воспитывать желание говорить спокойно, вежливо, доброжелательно.
4. Сформировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль.
5. Воспитывать уважение к окружающим людям.
Методы и приемы, используемые для реализации работы по проекту
Наглядные (использование ИКТ – технологий, просмотр обучающих презентаций «Уроки вежливости», просмотр мультфильмов для детей, рассматривание иллюстраций по правилам поведения за столом, в гостях, в общественных местах, дидактические игры и др.)
Словесные (загадки, разучивание пословиц и поговорок, чтение сказок, стихов на закрепление хороших манер, загадки о вежливых словах, проблемные вопросы и ситуации о правилах поведения в театре и других общественных местах, беседы, моделирование ситуации по теме проекта, общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить чему-либо)
Практические (изготовление с детьми цветка вежливых слов, изготовление подарков папам и мамам к праздникам, разгадывание ребусов со словами, относящимися к теме проекта, физминутки, пальчиковые игры на тему проекта, практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни).
Наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления: стола, комнаты, подарка).
Формы реализации проекта:
1. Непосредственно-образовательная деятельность.
2. Беседы.
3. Наблюдения.
4. Досуговая деятельность (конкурсы, викторины).
5. Театрализованная деятельность.
6. Продуктивная деятельность детей.
7. Чтение познавательной и художественной литературы по теме проекта.
8. Сюжетно-ролевые игры.
9. Экскурсии.
Папки с материалами по разным видам этикета: «Речевой этикет», «Гостевой этикет», «Столовый этикет», «Этикет в общественных местах» (театр, транспорт, библиотека, магазин, кафе, улица и др.)
Плакаты «Уроки вежливости», «Правила поведения в гостях», «Правила поведения за столом»;
Фотоматериалы, иллюстрации, карточки с заданиями «Найди ошибки», «Какие правила нарушены»
Картотека пальчиковых игр и физкультминуток;
Картотека дидактических игр «Вежливые слова»
Материалы для артикуляционной гимнастики;
Пословицы и поговорки о вежливости
Загадки на закрепление вежливых слов
Конспекты занятий и бесед по этикету
Карточки с ребусами;
Раскраски, кроссворды
Взаимодействие с родителями
1. Привлечение родителей к созданию условий в группе для формирования у детей основ этикета;
2. Совместно с детьми нахождение иллюстраций и информации о правилах поведения, различным видам этикета в книгах, журналах, в интернете;
3. Чтение с детьми сказок о хороших манерах, придумывание собственных вежливых сказок;
4. Привлечение родителей к экскурсиям в клуб, кинозал;
5. Фотоотчёты о проделанной работе по теме проекта;
6. Педагогическое просвещение родителей по формированию культуры поведения и основ этикета:
• Родительское собрание на тему «Азы вежливости».
• Памятка «Секреты воспитания вежливого ребёнка», «Словарик вежливых слов»;
• Рекомендации для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью».
• Выставка книг «Книги-помощники в воспитании культуры поведения у детей».
• Беседы «Как Вы считаете, нужен ли этикет маленьким детям?», «Когда и как учить детей правилам этикета»;
• Консультации для родителей «Уроки вежливости», «Кто такой вежливый человек?», «Как вести себя за столом»
• Консультации по изучению этикета в домашних условиях.
• Оформление папок передвижек с рекомендациями по этикету.
1. Реализация проекта:
Рабочий план по реализации проекта «Путешествие в страну хороших манер» в период с сентября 2020 по май 2021 года
№ п/п Содержание работы Срок Ответственный
1. Подбор и изучение методической литературы, накопление информации для проекта «Путешествие в страну хороших манер» сентябрь
Воспитатель
2. Создание условий для организации проектной деятельности по формированию хороших манер. Подбор и приобретение необходимого материала. В течение работы над проектом Воспитатель
3. Создание «копилки» этических задач по речевому, гостевому, столовому этикету, а также этикету в общественных местах. В течение работы над проектом Воспитатель
4. Изготовление и систематизация дидактического материала по разным видам этикета. сентябрь - февраль Воспитатель
5. Оформление книжного уголка «В гостях у феи Вежливости». Ноябрь Воспитатель
6. Подбор фотоматериалов и иллюстраций на закрепление правил поведения в различных ситуациях. Ноябрь - декабрь Воспитатель
Работа с детьми
1. 1. Непосредственно-образовательная деятельность с детьми по теме проекта, деятельность вне занятий:
Беседы: «Разговор по телефону»
«Как вести себя в театре»
«Правила поведения в общественном транспорте»
«Как вести себя в гостях»
НОД по развитию связной речи - сочинение сказок и рассказов на тему «Не будем маму огорчать, а будем маму радовать»
НОД «Что такое этикет»
НОД по ознакомлению с художественной литературой (чтение детям. В. Осеева «Волшебное слово»)
2. Чтение детям вежливых сказок, стихов, рассказов - учить слушать произведения, отвечать на вопросы об услышанном, закреплять правила хорошего тона и хороших манер.
• В. Степанов «Уроки вежливости»
• С. Маршак «Друзья – товарищи»,
• В. Голяховский «Что за слово»,
• Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо»
. В. Осеева «Просто старушка», «Что легче», «До первого дождя»
• В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,
• Г. П. Шалаева «Новые правила поведения для воспитанных детей»
• Кузнецов «Мы поссорились с подружкой»,
• О. Пахомова «Добрые сказки»
• А. Барто «Вовка добрая душа», «Медвежонок – невежа»,
• Г. Цыферов «Паровозик из Ромашково».
• В. Салоухин «Здравствуйте»,
• М. Дружинина. «Что такое здравствуй»
• Д. Дриз «Добрые слова»,
• С. Маршак «Ежели вы вежливы»
• Р. н. сказка «Лиса и журавль».
3. Работа с детьми по развитию словесного творчества:
Сочинение сказок «Как медведь не смог попасть в театр зверей», «Сказка про волчонка, который в автобусе ел мороженое», «Сказка про вежливые слова»
Составление рассказа по картинкам «Как я ходил в магазин»
Составление рассказов «Как я ходил в театр»
Создание ситуаций по применению детьми практических навыков по этикету. Ноябрь - май
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
В течение работы над проектом
Сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
В теч. работы над проектом Воспитатель
2. Рассматривание картинок в книгах, иллюстраций, фотографий по речевому, гостевому, столовому этикету, этикету в общественных местах В течение работы над проектом Воспитатель
3. Проведение викторины «Волшебные слова» Ноябрь Воспитатель
4. Проведение развлечения «Путешествие в страну хороших манер» Декабрь Воспитатель
5. Проведение игр с детьми: словесных, творческих, пальчиковых, подвижных и др.
Игры: «Вежливые часики», «Будь внимателен», «Вежливо-невежливо», «Кто больше назовёт вежливых слов» и др. (см. картотеку дидактических игр «Вежливые игры») В течение работы над проектом Воспитатель
6. Разучивание пословиц и поговорок о вежливости В течение работы над проектом Воспитатель
7. Экскурсии в библиотеку Февраль - март Воспитатель
8. Разбор и разыгрывание жизненных ситуаций с использованием хороших манер: разговор по телефону, обращение с просьбой и благодарность, вручение подарка, поздравление, приглашение гостей к столу и др. В течение работы над проектом Воспитатель
Взаимодействие с родителями
1. Групповые и индивидуальные консультации: «Уроки вежливости», «Кто такой вежливый человек?», «Как вести себя за столом»
В течение работы над проектом Воспитатель
2. Памятки и буклеты «Секреты воспитания вежливого ребёнка», «Словарик вежливых слов»; Февраль - март Воспитатель
3. Привлечение родителей к организации совместных мероприятий: экскурсии, праздники, развлечения и др.