ЕЛЕНА ЖИРОВА
Проект «Путешествие в мир детской литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
Огромное значение в жизни ребенка имеет книга. Книга - необходимый элемент его духовной жизни. Стойкий интерес к чтению и привычка ребенка читать формируется в семье. В результате чтения книг у ребенка появляются не только новые знания, но и самое главное – новое эмоциональное отношение к окружающему.
Но в наше время дети и их родители стали чаще заменять детскую литературу телевизором и компьютером, а художественная книга остается не тронутой и теряет свое значение в формировании художественного вкуса. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.
Публикация «Проект „Путешествие в мир детской литературы“» размещена в разделах
Проблема: У детей среднего дошкольного возраста не достаточно сформированы знаний о писателях и их произведениях.
Цель проекта : Развитие у детей устойчивого интереса к произведениям детских писателей, особенностям их творчества.
Задачи:
1. Познакомить детей с творчеством писателей: С. Я. Маршак; Н. Н. Носов; К. И. Чуковский; А. Л. Барто; В. В. Бианки; В. Г. Сутеевым.
2. Развивать познавательную и творческую активность, фантазию, коммуникативные навыки, связную речь.
3. Расширять читательский интерес детей.
4. Воспитывать литературно –художественный вкус, способность понимать настроение произведения, чувствовать музыкальность, звучностью ритмичность поэтических текстов; красоту, образность и выразительность языка сказок и рассказов.
Вид проекта : познавательно-творческий, групповой.
Тип проекта : долгосрочный
Сроки реализации: октябрь 2019г – май 2020г
Участники проекта : дети 4-5 лет, воспитатель, родители.
Целевые ориентиры:
У детей сформирован интерес к книгам и умение использовать прочитанное в игровой, продуктивной и художественной деятельности.
Развиты творческие способности, коммуникативные навыки, связная речь, пополнен активный словарь;
Развита способность детей узнавать и называть прочитанные детские произведения, их авторов, тексты, персонажей, мораль;
Сформировано умение самостоятельно планировать, изготовлять и оформлять «Книжки-малышки»;
Сформировано умение выразительно пересказывать литературный текст, самостоятельно или по плану составлять рассказы (по сюжетным картинкам, из личного опыта, фантастические рассказы, сказки, небылицы).
Взаимодействие с родителями:
Октябрь: акция "Подари книгу детскому саду". Консультаия для родителей «с какими книгами лучше дружить дошкольнику»
Ноябрь: выставка рисунков "Моя любимая сказка"
Декабрь: рекомендации «Как и какую литературу читать детям 4-5 лет»
Январь: фотовыставка "Мы знакомимся с творчеством Н. Носова", составление памятки для родителей "какие вопросы задавать ребенку во время чтения".
Февраль: открытый просмотр занятия "В гостях у К. И. Чуковского". Конкурс поделок "любимый сказочный герой"
Март: изготовление книжек-малышек совместно с детьми
Апрель: фотовыставка «Моя любимая книга»
Май: итоговое мероприятие-детская викторина «Путешествие в страну Книгоград»
Реализация проекта
I этап. Подготовительный.
Создание предметно-развивающей среды в группе.
Подбор детской и методической литературы, иллюстраций, портретов писателей и поэтов, для реализации проекта.
Подбор информации для оформления родительского уголка.
Обсуждение на родительском собрании о начале проекта, о целях и задачах проекта.
Консультации «С какими книгами лучше дружить дошколятам»;
Анкетирование родителей о наличии и предпочтениях художественной литературы дома.
Совместное изготовление родителей с детьми «Книжки-малышки»;
Участие в фотовыставке «Моя любимая книга».
II этап. Основной.
Октябрь
Тема Цель
Путешествие по выставке «Веселые стихи» (по стихам С. Я. Маршака) Познакомить детей с творчеством С. Я. Маршака,
Чтение произведения С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»
Познакомить детей с произведением С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».Закрепить умение детей эмоционально воспринимать содержание сказки.
Интегрированное занятие «Кошкин дом» Содействовать формированию целостной картины мира, воспитывать детей способных испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.
Лепка «Кошкин дом». Вызвать у детей интерес к художественному материалу; упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями рук; продолжать воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность, желание помочь к игровым персонажам; закреплять правила безопасности; развивать мелкую моторику.
Ноябрь
Тема
Цель
«Забавные картинки для детей» (В. Г. Сутеева) Познакомить детей с автором и художником В. Г. Сутеевым;
Чтение произведений В. Г. Сутеева «Под грибом»
Обогатить представление детей об авторских сказках, продолжать учить детей понимать образное содержание и идею сказки.
Обогащать активный словарь детей
Театральная деятельность «Драматизация сказки В. Г. Сутеева «Под грибом»
Побуждать интерес к театрально-игровой деятельности. Развивать умение следить за развитием действия.
Настольный театр сказки: «Мышонок и карандаш»
Конструирование: «Мышонок с карандашом» Познакомить с новыми героями сказки. Учить правильно оценивать поступки.
Учить склеить из полоски бумаги цилиндр. К цилиндру приклеить готовые детали (голова, лапки, карандаш.) Формировать навыки аккуратной работы. Вызвать у детей радость от полученного.
Декабрь
Тема Цель
«В. Бианки- лесной сказочник» Формирование представление о детском авторе В. В. Бианки, знакомство с портретом В. Бианки;
«Чтение литературной сказки В. Бианки «Сова» Познакомить детей с литературной сказкой В. Бианки «Сова». Расширять и уточнять представления детей о природе. Продолжать объяснять детям, что в природе всё взаимосвязано: животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.
«Изготовление скворечников» «Лучший домик для птиц» Воспитывать добрые чувства к птицам, желание помочь.
Игра – драматизация по сказке «Теремок» Формировать у детей интерес к играм – драматизациям.
Январь
Тема Цель
«Незнайка в гостях у ребят» Н. Носова) Познакомить дошкольников с творчеством Н. Н. Носова. Воспитывать интерес к художественной литературе.
Чтение рассказа «Живая шляпа» Развивать умение понимать смысл художественного произведения; развивать воображение.
Разучивание песен «В траве сидел кузнечик» создание хорошего настроения, развивать память.
Литературная викторина «Забавные истории Н. Носова» Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.
Февраль
Тема Цель
«Доктор Айболит» (К. И. Чуковского) Познакомить детей с творчеством К. И. Чуковского, вызвать интерес к литературному слову, к общению с книгой.
Чтение произведений К. И. Чуковского «Федориногоре» Продолжать учить детей слушать и понимать содержание сказок, помочь осмыслить значение образных выражений; воспитывать любознательность.
Тестопластика «Спешим на помощь сказочной посуде» (по сказке «Федорино горе»)
Приобщить детей к художественно-декоративной деятельности, учить лепить посуду различными способами, упражнять в украшении вылепленного из соленого теста изделия.
«Дорогами сказок К. И. Чуковского» (викторина). Закрепить и систематизировать знания детей произведений русского писателя; воспитывать устойчивый интерес к книге.
Март
Тема Цель
«Сказка в гости к нам пришла»
Рассматривание иллюстрация по разным видам сказок.
Путешествие по выставке «Волшебные сказки» - рассматривание книг, отличающихся по содержанию, оформлению, направленности.
Беседа «Что такое библиотека?»
Сформировать у детей представление о библиотеке.
Инсценировка русской народной сказки «Волк и семеро козлят» - кукольный театр. Формировать у детей интерес к играм драматизациям.
Рисование на тему «Мой любимый герой сказки» Развитие творческих способностей
Апрель
Тема Цель
1. Обыгрывание «Песенки друзей» Познакомить детей с творчеством и произведениями С. Михалкова, вызвать интерес к литературному слову, к общению с книгой.
2. Чтение стихотворения «Дядя Стёпа»
Учить детей чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью.
3. Заучивание с детьми считалочки «Котята»
Продолжать знакомить с произведениями писателя развивать память и чувство ритма.
4. Беседа «Почему надо хорошо есть» чтение стихотворения «Про девочку, которая плохо кушала»
Закрепить и систематизировать знания детей о произведениях С. Михалкова. Учить детей задавать вопросы по содержанию произведения и давать содержательный ответ на поставленные вопросы. Развивать связную, грамматически правильную речь. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание произведений С. Михалкова.
[Май
Тема Цель
1.«Путешествие в страну «Игрушек» по стихотворениям А. Барто» Знакомство с творчеством «Знакомство с творчеством и биографией А. Барто»
2. Игры драматизации по произведениям А. Барто: «Грузовик», «Мяч», «Зайка». Развивать эмоционально – целостное отношение к произведению литературы, художественным образам. Учить детей выразительно читать стихи.
3. Лепка по стихотворениям А. Л. Барто «Любимый герой»«Медвежонок -невежа». учить детей предавать в лепке образ сказочного героя, дополнять изображение характерными деталями.
4 «Добрая бабушка Агния» Конкурс чтецов «По страницам книг Агнии Барто». развивать художественно-речевые, исполнительские способности детей при чтении и инсценировании стихотворений А. Л. Барто
III этап. Заключительный.
Подведение итогов проектной деятельности;
Проведение итогового мероприятия – детская викторина «Путешествие в страну «Книгоград»
Создание центра музыкально-театрализованной деятельности по сказкам;
Фотовыставка «Моя любимая книга»;
Выставка «Книжка-малышка», изготовленных детьми совместно с родителями.
Список используемой литературы
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.
2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : средняя группа. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.
3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Средняя группа / авт. -сост. Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2015 г.
4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007 г.
5. Пономарева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.
6. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет / под ред. Л. А. Парамоновой. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2012 г.