Галина Кизилова
Проект «Путешествие в мир денег»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Проект по формированию финансовой грамотности «Путешествие в мир денег» включает:
• актуальность и социальную значимость экономического воспитания в современном мире;
• цели и задачи с детьми в рамках данного проекта;
• сроки и этапы реализации проекта;
• планируемые мероприятия в рамках проекта;
• ожидаемые результаты после реализации проекта;
• заключение, перспективы дальнейшего развития проекта.
Публикация «Проект „Путешествие в мир денег“» размещена в разделах
Проект по формированию финансовой грамотности детей в подготовительной к школе группе разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования для реализации целей финансового просвещения детей в рамках комплексно - тематического планирования образовательной деятельности.
Мероприятия проекта способствуют формированию у дошкольников представления о бюджете семьи, факторов, составляющих доход и расходную часть семейных денежных средств, ведут к всестороннему познанию окружающего мира, помогают детям лучше познать мир взрослых.
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, их родителями и воспитателями детского учреждения, способствует развитию эмпатии между детьми и взрослыми, помогающую понять потребности и возможности всех участников данного проекта.
Данный проект реализован с воспитанниками подготовительной к школе группы МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №165 города Владивостока».
АКТУАЛЬНОСТЬ
«Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют
воспитывать у детей честность, доброту, великодушие
к близким людям, желание поделиться, способность
к самоограничению и привычку тратить их разумно»
А. С. Макаренко
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. В связи с этим в качестве одного из компонентов общей культуры личности особое значение занимает формирование элементарных экономических представлений, начиная с дошкольного возраста.
Современные дети встречаются с экономическими отношениями, находясь в раннем возрасте. Дети, в большинстве своем, регулярно вместе с родителями посещают магазины, при них совершаются покупки, дети видят обмен товаров на деньги. Дети познают что такое «твое», «наше» и «не наше», «чужое», как при покупке предмет становится «нашим». Таким образом, у детей рано начинают формироваться положительное отношение к деньгам и отрицательное к их отсутствию.
В этом возрасте уже возникает необходимость просвещать ребенка в вопросах «Что такое деньги», «Откуда берутся деньги?», «Как и кто их зарабатывает?», «На что их можно потратить?», «Как и где, хранить денежные средства, чтобы их не потерять?». Правильное понимание ребенком этих основных вопросов способствует развитию его финансовой грамотности, продуманному, рациональному расходованию денег и воспитывает такое качество как бережливость. При обучении экономической грамотности, на первый план необходимо выдвигать нравственные понятия: ответственность, законопослушность, умение подчинять свои желания объективным возможностям и необходимым потребностям других людей. Ребенку необходимо знать какая финансовая обстановка в семье в настоящее время. Есть ли возможность купить желаемую игрушку сегодня или надо подождать, а сейчас купить лекарство, которое необходимо для другого члена семьи. Таким образом, у ребенка формируются первичные экономические знания на бытовом уровне.
К сожалению финансовой грамотности почти не обучают в дошкольных образовательных учреждениях. А грамотное отношение к собственным деньгам, опыт пользования финансовыми продуктами способствует накоплению первичных знаний и финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Человек, который знает, как зарабатывать и умеет правильно управлять своими деньгами, более уверен в своей жизни. Наши дети достойны того, чтобы получить основы финансовой грамотности и стать успешными людьми.
Данный проект, отвечая требованиям ФГОС ДО, способствует развитию и образованию детей в следующих направлениях: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Актуальность проекта заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической и финансовой деятельности, обеспечить необходимое наполнение их интеллекта достаточной, в соответствии с их возрастом, информацией.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Проблема: недостаточная информированность детей о финансах.
Цель проекта : формирование у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Задачи проекта :
для детей:
Образовательные:
-Познакомить детей с основными финансово-экономическими понятиями: «деньги», «зарплата», «банк», «банковская карта», «потребности», «расходы»;
-Расширить познания об истории происхождения денег, материалах для их изготовления;
-Увеличить словарный запас детей, активизировать их коммуникативную деятельность;
-Расширить представления детей о профессиях кассира, продавца, банковского служащего;
-Учить детей соотносить свои потребности с возможностями.
Развивающие:
-Развивать интерес к финансовой грамотности;
-Развивать умение решать финансовые ситуации посредством игровой деятельности;
-Развивать представление детей о необходимости рационально использовать свои деньги;
-Развивать логическое мышление, счет, внимание.
Воспитательные:
-Воспитывать ценность и уважение к труду человека и окружающему предметному миру, как результату труда человека;
-Воспитывать нравственные качества: ответственность, честность, аккуратность, бережливость.
для педагогов:
- создать условия для успешного освоения воспитанниками знаний о основах экономики, финансовой грамотности;
- подготовить детей к итоговому мероприятии по финансовой грамотности квест – игра «Кладоискатели».
для родителей:
- развитие интереса к экономическому воспитанию детей совместно с ДОУ.
Участники проекта :
-дети подготовительной к школе группы;
-воспитатель группы;
-родители детей.
Сроки реализации проекта : 8 февраля по 17 февраля 2023
Тип проекта :
Информационно – практико - ориентированный.
Этапы проекта :
1 этап – Организационный:
- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
-Информирование родителей о предстоящей работе с детьми по подготовке и реализации проекта «Путешествие в мир денег».
-Формирование списка художественной литературы и детских фильмов по данной тематике.
-Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
-Создание развивающей среды для детей.
2 этап-Практический:
Реализация мероприятий, определенных в организационном периоде, методом совместной деятельности родителей, воспитателя и детей. Это прочтение детской литературы, просмотр детских фильмов, изготовление необходимых атрибутов для игр, беседы, дидактические игры.
3 этап-Заключительный:
Подведение итогов реализации проекта в форме квест – игры «Кладоискатели».
Предполагаемые результаты:
Успех проекта напрямую зависит от слаженной работы педагога, родителей, детей.
Дети в ходе реализации проекта :
- приобретут первичный финансовый опыт, научаться устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;
Одновременно с основами финансовой грамотности ребенок получает нравственное воспитание, он осознает, что не все можно купить за деньги. Дружба, здоровье, доброта – не продаются и не покупаются.
Родители получат дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей, возможность провести с ребенком дополнительное время за просмотром запланированных проектом фильмов и чтением сказок. Смогут поделиться с детьми своим мировоззрением на данную тему, что послужит укреплением духовной близости родителей со своими детьми.
Педагоги получат дополнительный опыт по развитию и воспитанию финансовой грамотности детей, пополнят развивающую предметно-пространственную среду в группе.
План мероприятий по теме проекта
Содержание проекта
Формы Тема Цель Пособия Ответственный
Понедельник 10.12.21
ОД «Что такое деньги и для чего они нужны»[1] Познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека Презентация, денежные единицы (бумажные, монеты).
Воспитатель
Дидактическая игра «Что можно –нельзя купить за деньги» [5] формирование понимания того, что не все покупается за деньги; главные ценности- дружба, окружающий мир или природа, семья, радость и любовь близких людей – за деньги не купишь. Методический материал Воспитатель
Просмотр мультфильма «Азбука денег тетушки совы»
Мультфильм Воспитатель
Сюжетно-ролевая игра «Магазин» Закрепить знания детей о профессиях. Учить распределять роли и действовать согласно принятой себя роли. Атрибуты для игры магазин Воспитатель
Художественная литература Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах. [4] Воспитатель
Вторник 11.12.2021
Виртуальная экскурсия
«Дом, в котором «живут» деньги» Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг). Презентация «Жила-была денежка». Воспитатель
Дидактическая игра «Профессии»
[5] Расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Методический материал Воспитатель
Чтение произведения Успенский «Дядя Федор, пес и кот» Знакомство с азами экономики средствами художественной литературы Произведение Воспитатель
Продуктивная деятельность Конструирование «Кошелек» Воспитатель
Сюжетно-ролевая игра «Сбербанк» Закрепить знания детей о профессиях. Учить распределять роли и действовать согласно принятой себя роли. Атрибуты для игры кафе Воспитатель
Среда 12.12.2021
Чтение произведения К. Чуковского «Муха-Цокотуха». Познакомить детей с произведением в котором есть денежные отношения. Произведение Воспитатель
Дидактическая игра
«Что купить?»[5] Развивать у детей навыки эффективного управления деньгами. Методический материал Воспитатель
ОД
«Доход семьи»[2] Познакомить детей с отдельными составляющими семейного дохода: зарплата, пенсия, стипендия; уточнить представление воспитанников о динамике доходов, расходов; развивать память, мышление, логику, внимание; воспитывать уважение к людям, которые зарабатывают деньги. Презентация, дидактический материал Воспитатель
Продуктивная деятельность: Рисование: «Деньги Будущего» Воспитатель
Четверг 13.12.2021
Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама» Мультфильм Воспитатель
Дидактическая игра «Угадай, где продаются»[5] Научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов. Дидактический материал Воспитатель
Рассматривание Коллекция «Деньги стран мира» Познакомить детей с денежными единицами других стран. Альбом Воспитатель
Сюжетно-ролевая игра «Кафе» Закрепить знания детей о профессиях. Учить распределять роли и действовать согласно принятой себя роли. Атрибуты для игры кафе. Воспитатель
Пятница 14.12.2021
Дидактическая игра «Чей труд важнее»[5] расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых Дидактический материал Воспитатель
Просмотр мультфильма «Смешарики. Азбука финансовой грамотности» Мультфильм Воспитатель
Квест – игра «Кладоискатели»[3[ Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игру.
Дидактический материал Воспитатель, дети
Взаимодействие с родителями:
1. Консультация для родителей «Финансовое воспитание детей в семье». [6]
Продукты реализации проекта :
1. Квест – игра «Кладоискатели»[3]
2. Альбом «Деньги разных стран»
3. Выставка рисунков «Деньги будущего»
3. Презентация проекта «Путешествие в мир денег».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Обобщая результат проекта «Путешествие в мир денег», можно сделать следующие выводы:
- дети получили представление о первичной финансовой грамотности;
- познакомились с понятиями деньги, доход, расход, экономия, банковская карта, наличные деньги и другие;
- овладели первичными знаниями по разумному отношению к расходованию денег;
- познакомились с нравственными понятиями: ответственность, обязательность, умение подчинять свои желания объективным возможностям и необходимым требованиям других людей.
Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.
Список использованной литературы
1. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 103.
2. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с. 8.
3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с. : ил.
4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
5. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11. с. 75.
6. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб. : «Детство – пресс», 2001. – 176с.
7. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М. : АРКТИ, 2006. – 88 с.
8. Смоленцева А. А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 63.
9. Ягунова Н. М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с. 128.