Галина Беденко
Проект «Путешествие по экологической тропе» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Новоталицкая СШ «ДГ «РОДНИЧОК
Ивановская область
Проект «Путешествие по экологической тропе»
воспитатель Беденко Г. Ф
Цель: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.
Задачи:
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.
2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.
3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Тип проекта : Долгосрочный, познавательный.
Назначение экологической тропы : познавательная, развивающая
Конечный результат: комплексная эколого-развивающая среда, каждый компонент которой отвечает принципу функционального комфорта и основным этапам развития детской деятельности.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе
• · Экологические беседы;
• · Наблюдения;
• · Элементарные опыты;
• · Экскурсии;
• · Целевые прогулки;
• · Экологические конкурсы, викторины;
• · Решение экологических ситуативных задач;
• · Чтение художественной литературы;
• · Обсуждение и проигрывание ситуаций;
• · Труд в природе;
• · Экологические досуги;
• · Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
• · Театрализации, инсценировки.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе
• · Взросло-детские проекты;
• · Изготовление рисунков, поделок;
• · Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
• · Участие в конкурсах
• · Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
• · Фотовыставки;
Краткое описание границ маршрута:
Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение против часовой стрелки от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложениях
Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов. Они специально созданы нами на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога.
Объекты экологической тропы
1. «Пасека»
Цель: формирование знаний детей о жизни пчел и природных взаимосвязях. Познакомить детей профессией пчеловода. Развивать познавательные способности дошкольников в процессе ознакомления с объектами и явлениями живой природы.
2. «Деревенское подворье»
Цель: знакомство дошкольников с деревенским бытом. Обогащать познавательные знания детей. Воспитывать у детей уважение, чувство гордости и любовь к родному краю.
3. «Лесная полянка»
Лесная полянка на территории детского сада способствует развитию у детей бережному отношению к природе,способствует развитию пространственного восприятия.
4. «Муравьишкин домик» Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни; а также о насекомых живущих на участке; сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса и других насекомых; воспитывать бережное отношение к муравьям и другим насекомым
5.«Во саду ли, в огороде»
Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях и кустарниках (помидор, лук, морковь, редис, свекла, картофель, кабачок, укроп, петрушка, смородина, земляника и виктория, выращиваемых на территории Ямала; обучение навыкам ухода за ними; формирование представления о значении овощей в жизни человека.
6.«Кедр»
Цель: дать детям знание об особенностях кедра, его значение для человека, и применение его в народной медицине, кулинарии и в промышленности.
7. Метеостанция
«Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков, состоянием растений.)
Цель: формирование у детей элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
- познакомить с профессией метеоролога.
- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, дождемером, флюгером барометром, снегомером;
- формировать представления о четырех частях света;
- организовать работу на метеостанции для систематических наблюдений за погодой.
Ежедневно на метеоплощадке под руководством педагога дети проводят наблюдения в определенной последовательности:
- Определяют температуру воздуха
- Измеряют температуру воды (в летнее время)
- Измеряют количество осадков по осадкомеру
- Снимают показания с барометра
- Определяют направление ветра
- Выставляют показания на стенде-календаре
- Делают прогноз на текущий день
Результаты наблюдений фиксируются детьми в календаре природы и погоды.
В нашем дошкольном учреждении уже имеет опыт работы с детьми в летнее время года на экологической тропе, постоянно совершенствуя эколого-развивающую среду в дошкольном учреждении, мы стимулируем интерес ребенка к природе, формируем потребность в самостоятельном изучении природы. Ежегодно, в зависимости от возраста детей, в зимнее время года разрабатывается маршрут зимней экологической тропы. Мы используем наличие природных объектов, удобных для наблюдения, удобства для физкультурно-оздоровительной, опытно-экспериментальной работы.
Формы и методы работы с детьми на зимней экологической тропе
Применяются следующие методы и формы работы с детьми на экологической тропе :
• наблюдения;
• экологические беседы;
• экспериментирование;
• продуктивная деятельность;
• чтение художественной литературы о природе;
• разучивание с детьми стихов, песен, загадок о природе;
• проведение экологических игр;
• ведение дневника наблюдений за живой и неживой природой;
• проведение физкультурно-оздоровительной работы;
• природоохранные акции.
Эколого-просветительская деятельность.
12 сентября в детском саду «Ёлочка» в рамках акции «Зеленая Россия», прошел первый этап - экологический субботник.
Вместе с сотрудниками трудились ребята и их родители. Вооружившись граблями, лопатками, метелками воспитанники вышли на участок и работа «закипела». Были очищены газоны от опавшей листвы, веток, подметены игровые площадки, приведены в порядок клумбы.
21 сентября в детском саду «Ёлочка» в рамках акции «Зеленая Россия», прошел второй этап - экологического субботника. Родителями выпускников прошлых лет были привезены саженцы рябин, черемухи. Воспитанники подготовительных и старших групп вместе с воспитателями высадили деревья на свободной территории.
Таким образом, мы - воспитатели, дети, родители поддерживаем основные идеи развития - гармоничное развитие общества и окружающей среды. Спектр деятельности детского сада по экологическому воспитанию позволяет воспитывать у дошкольников чуткое отношение к природе, вызывает желание познавать окружающий мир, дает понять, что в природе все взаимосвязано, но самое главное - учить подрастающее поколение не разрушать природу, а содержать ее в чистоте, заботливо относиться к природным богатствам Земли.
Список источников
1. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М. : ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
2. Леонтьева, О. М. Экологическая тропа // Дошколёнок. ру – URL : https://dohcolonoc.ru/stati/7100-ekologicheskaya-tropa.html.
3. Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 82 с.
4. Пенькова, Л. А. Безгина Е. Н., Евфратова Т. Г, Ландшафтный дизайн детского сада. М. : Творческий центр, 2008 – 103 с.