Ольга Гусева
Проект «Путешествие по стране дорожных знаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Проблема дорожно-транспортного травматизма в настоящее время приобрела особую остроту. Причиной нестабильности ситуации с дорожно-транспортными происшествиями является повышение интенсивности движения автомобильного транспорта, отсутствие должной сети дорог, низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения, недостаточное внимание, уделяемое различными социальными институтами проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Публикация «Проект „Путешествие по стране дорожных знаков“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Дорожные знаки
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты
- Темочки
Статистика печально сообщает, что ежегодно на дорогах гибнут в дорожно-транспортных происшествиях около 2000 детей, более 20000 получают травмы. Часто виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенном месте, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Актуальность
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольное образовательное учреждение, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция, которая свойственна взрослым. Исследования в данной области показывают, что все причины дорожно-транспортных происшествий с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.
Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами дорожных аварий.
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Вид проекта : познавательно-игровой.
Цель проекта : формирование у детей устойчивого навыка переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде.
Задачи:
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Ожидаемые результаты:
1. Совершенствование профилактической работы по ПДД в детском саду;
2. Формирование навыков правильного поведения детей;
3. Предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма.
Сроки реализации проекта : 28.10.2016 – 11.11.2016
Участники проекта : дети дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели возрастных группы.
Тип проекта : познавательный, краткосрочный.
Постановка проблемы
Безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире. Основные проблемы:
• незнание дошкольниками элементарных правил;
• стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
• безучастное отношение взрослых к поведению детей.
Методы реализации проекта
Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения можно разделить на несколько этапов:
1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
2. Уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, т. е. их личный опыт, на который можно опереться (проведение первичной диагностики).
3. Изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения.
Проект реализуется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Формы работы с детьми:
- Наблюдения
- Игры
- Беседы
- Рассказывание
- Рассматривание
- Изобразительная деятельность.
- Чтение художественной литературы.
Этапы реализации проекта
1 Этап — подготовительный.
- Обсуждение цели и задач с воспитателями, детьми, родителями.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Обоснование, предсказание путей реализации проекта.
- Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
2 Этап — практический.
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о правилах дорожного движения.
3 Этап — Обобщающе-резальтативный
- Обработка результатов по реализации проекта.
- Презентация проекта.
План мероприятий
Подготовительный этап
Обсуждение с педагогами и родителями цели и задач проекта :
1. Обсуждение работы воспитателей с детьми.
2. Обсуждение срока выполнения работы.
3. Обсуждение методики и объема работы с учетом возрастных особенностей детей с воспитателями.
4. Составление плана работы.
Создание необходимых условий для реализации проекта :
- Подготовить иллюстрации, наборы карандашей, фломастеров, маркеры, краски, альбомные листы, картон, цветная бумага, пластилин, соответствующую литературу, подборку консультаций для родителей, машинки, макет светофора и дороги и т. д.
Обоснование, предсказание путей реализации проекта :
- Обсудить с воспитателями возрастных групп, как доступней предоставить информацию детям.
- Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме:
- Обсуждение предварительной работы с детьми по имеющему плану.
Практический этап
План работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма :
№ п/п Мероприятия Ответственный Дата
1. Игры-занятия Воспитатели возрастных групп
1.1 Группа от 3 до 4 лет «Что такое дорожные знаки?» 28.10
1.2 Группа от 4 до 5 лет «Дорожные знаки на моей улице» 1.11
1.3. Группа от 5 до 6 лет «Особы дорожные знаки» 2.11
1.4. Группа от 6 до 7 лет «В мире знаков» 3.11
2. Беседа «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице»
Воспитатели возрастных групп 07.11
3. Сюжетно-ролевые игры (приложение 1) Воспитатели старшей и подготовительной групп В течение периода
4. Подвижные игры (приложение 1) Воспитатели возрастных групп
5. Дидактические игры (приложение 1) Воспитатели возрастных групп
6. Развивающие игры (приложение 1) Воспитатели старшей и подготовительной групп
7. Игры – тренинги (приложение 1) Воспитатели старшей и подготовительной групп
8. Обучающие игры (приложение 1) Воспитатели возрастных групп
9. Чтение художественной литературы:
«Внимание переходим улицу»,
«Основа безопасности поведения»,
«Волшебный мяч»,
«Зеленый, желтый, красный» Воспитатели возрастных групп В течение периода
10. Рассматривание иллюстраций и беседа по ним Воспитатели возрастных групп В течение периода
11. Консультации для родителей «Родители, будьте бдительны!» (приложение 2) Воспитатели возрастных групп 28.10.
12. Анкетирование родителей (приложение 3)
Заключительный этап
- Кукольный спектакль «День рождение Волка» (приложение 4).
- Презентация проекта «Путешествие по стране дорожных знаков».
Информационные ресурсы
- Интернет
- Телевидение
- Радио
- Учебно-методические ресурсы:
- Фонд методического кабинета
- Библиотека
Риски и пути преодоления рисков:
- индивидуальные и подгрупповые беседы с родителями о воспитании детей.
- беседы с детьми по вопросам правил дорожного движения.
Выводы:
1. Дети познакомились со значениями слов : автодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор.
2. У детей сформированы представления о различных видах транспорта, о дорожных знаках, о движении транспорта.
3. Активизировали знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.
4. Сформировали готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.
Результаты реализации проекта
Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
Практическая значимость
Проект реализован на базе МБДОУ «Детский сад №9 «Чебурашка» г. Мичуринска Тамбовской области
Дальнейшее развитие проекта
В дальнейшем планируем продолжить работу в этом направлении: разрабатывать сценарии для проведения занятий, развлечений, праздников, досугов, памяток по правилам дорожного движения, создать ситуацию поиска новой информации и определить задачи нового проекта «Какие еще опасности могут встретиться нам на улицах поселка?».