ЕВГЕНИЯ РЫБАКОВА
Проект «Путь к гармонии»
▼ Скачать + Заказать документы
В работе над проектом опирались на методологические основы системы патриотического воспитания личности:
• Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.» от 30 декабря 2015г. №1493
• Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025г. от 29 мая 2015г. №996
А также:
• Федеральный государственный стандарт дошкольного образования приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Путь к гармонии“» размещена в разделах
• духовно-нравственное развитие является одним из приоритетных развитий личности дошкольника на сегодняшний день;
• дефицит общения при постоянном применении современных средств общения и гаджетов;
• доминирование материальных ценностей над духовными, приводящие к искажению понятий «доброта», «милосердие», «справедливость»;
• создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления здоровья и развития личности ребенка.
Проблематика:
Детство, по мнению авторов, время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни должно обеспечивать его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Данная проблематика послужила основой проекта «Путь к гармонии».
Решение данного вопроса авторам проекта видится в построении новой модели духовно-нравственного развития личности детей дошкольного возраста в ДОО, с использованием концепции «Жизнь в стиле хюгге», которая вылилась в создание проекта «Путь к гармонии».
Цель проекта :
• формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к гармоничному взаимодействию с окружающим миром, с другими людьми.
Задачи проекта :
• создать образовательное пространство проекта : методические материалы, предметную среду, взаимодействие с социумом;
• организовать воспитательно-образовательную деятельность с детьми в соответствии с направлениями проекта;
• разработать систему аналитико-диагностического инструментария;
• определить перспективы развития проекта
• обеспечить трансляцию опыта
Тип проекта :
• по доминирующей деятельности: практико-ориентированный проект;
• по количеству участников: коллективный;
• по продолжительности: долгосрочный.
Участники проекта :
Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, «Центр охраны материнства и детства» г. Рязань, МБОУ «Рыбновская средняя школа №3», музеи г. Рыбное и Рыбновского района.
Научный руководитель проекта :
Методист МКУ РРИМЦ – Семина В. В.
Обеспечение
Методическое:
Положение о семейном православном клубе «Вера», тематический план семейного православного клуба «Вера», комплексно-тематическое планирование «Экология и дошкольник», методическое пособие: этюды, психологические тренинги.
Материально-техническое: интернет-ресурс, мультимедийное оборудование, полифункциональное оборудование пространства ДОО.
Не смотря на актуальность проекта, существует ряд рисков его реализации.
Риски и пути их решения:
Риски Пути их решения
1. Недостаточный уровень компетенции участников проекта Изучение литературы, заседания проблемных групп, получение консультативной помощи МКУ РРИМЦ
2. Низкая мотивация родителей (законных представителей) 1. Привлечение родителей (законных представителей) к совместной деятельности в рамках проекта
2. Открытость деятельности участников проекта.
3. Работа православного клуба может вызвать недопонимание со стороны родителей (законных представителей) Использование индивидуального подхода.
Проведение специальных мероприятий совместно с родителями по знакомству с традициями и культурой других народов.
Новизна:
• Использование в работе концепций «хюгге» : «Важно стремиться к гармонии во всем!»
• Актуализация вопросов социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста;
• Приоритет позитивной социализации, личностного развития дошкольника в соответствии с ФГОС ДО.
Планируемые результаты и социальный эффект реализации проекта :
• созданы благоприятные условия для каждого ребенка, посещающего детский сад;
• обеспечены условия комфорта в общении со взрослыми и сверстниками;
• определены пути социально-коммуникативного развития личности дошкольника в аспекте духовно-нравственного воспитания.
Рабочая группа проекта :
Заместитель заведующего по ВМР - Руденко С. В., воспитатели группы: Ефимочкина Л. В., Рыбакова Е. Н.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Виды работ: определение проблематики проекта, разработка ведущей концепции, идеи; разработка желаемой модели образовательной практики; планирование.
Результат этапа: мотивационная, информационная и организационная готовность участников инновационного проекта к деятельности на практическом этапе.
Практический этап
Виды работ: разработка образовательного пространства в соответствии с утвержденной моделью, проведение воспитательно-образовательной деятельности с детьми и родителями.
Результат этапа: построение образовательной практики в соответствии с нормативной моделью, утвержденной в результате 1-го этапа реализации проекта.
Контрольно-оценочный этап
Виды работ: рефлексия деятельности, аналитико-экспертная работа по результатам проекта.
Результат этапа: оценка степени достижения цели проекта, принятие решения о перспективах проекта.
План-график:
Этап проекта Содержание деятельности Лента времени Ответственные
1. Подготовительный 1.1. Работа творческой группы по определению проблематики проекта
Январь 2017 г. Воспитатели группы
1.2. Методическое, материально-техническое обеспечение проекта
Январь-февраль 2017г. Воспитатели группы
1.3. Поэтапное планирование деятельности воспитателей в рамках проекта «Путь к гармонии». Февраль 2017г. Воспитатели группы
2. Практический 2.1. Реализация плана работы в рамках проекта «Путь к гармонии» :
-клубная работа
-посещение семей
-онлайн-трансляции
-работа тематических студий в каникулярное время
-проведение акций
-поисковая деятельность
-экскурсии
-посещение музеев
-психологический сервис (тренинги, этюды)
-коллективная литературная деятельность
-тематические занятия с детьми, праздники и развлечения совместно с детьми и родителями
Февраль
2017г. -май 2019 г.
Воспитатели группы
2.2. Изготовление методической продукции: планы, конспекты, буклеты. Февраль 2017г. -апрель 2019 г. Воспитатели группы
3. Контрольно-оценочный 3.1. Анализ проделанной работы в рамках проекта «Путь к гармонии» :
-анкетирование родителей
-аналитика индивидуальных карт развития детей
Май 2019 г. Воспитатели группы
3.2. Экспертиза предметно-пространственной среды и методической продукции
Май 2019 г. Методист
МКУ РРИМЦ
3.3. Трансляция опыта на муниципальном и региональном уровне
Май 2019 г. Воспитатели группы
3.4. Определение перспектив развития проекта Май 2019 г. Воспитатели группы
Деятельность базируется на модели духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста ДОО.
Макет «Формула гармонии счастья».
Где: зеленый цвет – ЭСО-гармония, красный – ЭGО-гармония, голубой – FIDES – гармония, белый – NOS - гармония.
Формула универсальна, можно начать работу с любого направления, объединять в различных вариантах - результат всегда будет положительным.
Опираясь на все вышесказанное, свою работу мы начали с направления «NOS»-гармония (жизнь в гармонии с окружающими).
I этап «NOS» – гармония – жить в гармонии с окружающими.
Цель: создание благоприятной ситуации развития каждого ребенка, приобщение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в целом.
В категории «NOS» -гармония основные участники : родители, дети, социум. Инновационные формы работы в этом блоке:
Категории «NOS» Инновационные формы работы
Родители Клубная работа, визиты в семью
Дети Он-лайн общение, скайп-занятия с заболевшими детьми
Социум Акции, тематические студии
• Встречи «Клуб выходного дня» приходят раз в месяц. Концепция его проста, но интересна, как для детей, так для родителей – это пешие и выездные прогулки по живописным и историческим местам Рязанской области.
Основная задача – дать возможность родителю и ребенку провести время вместе с максимальной пользой.
• Уже второй год мы посещаем семьи своих воспитанников, так как в непринужденной домашней обстановке эффективнее узнать интересы, переживания, проблемы своих воспитанников.
• В век компьютеризации мы не могли обойтись без создания в социальных сетях своей группы. Она носит название «Гномики». Родители получают информацию по вопросам, касающихся организационных моментов, им доступны фото и видеоматериалы с праздников, развлечений, тематических студий.
• Детям, не посещающим детский сад по причине заболеваний, доступны скайп-занятия, которые происходят в присутствии взрослых. Взрослые проявляют неподдельный интерес к процессу обучения в домашних условиях. Это позволяет ребенку своевременно получать помощь и не «отставать» от жизни детского сада.
• Мы приняли участие в акции «Подарки к новому году для одиноких бабушек и дедушек».
II этап – «ЭCO» - гармония – жить в гармонии с природой.
Цель: формирование представлений о гармоничном отношении человека с природой через развитие экологически ценностных ориентаций в деятельности детей и взрослых.
Блок «ЭСО» - гармония представлен следующими категориями: природа и достопримечательности родного края.
Категории «ЭCO» Инновационные формы работы
Природа Изготовление брошюр, листовок, буклетов, ЭКО-акции
Достопримечательности края Поисковая деятельность
Коллективная литературная деятельность
Инновационные формы работы по этим двум направлениям следующие:
• Изготовление брошюр, листовок, буклетов.
• Эко-акции «Птичья столовая», «Сделаем сад чище и краше», «Вторая жизнь мусора», «Войди в природу другом», «Соберем мукулатуру – поможем лесу»
• Поисковая деятельность в рамках клуба «Выходного дня» позволила нам коллективно создать книгу «Место, где живет чудо»
Продуктом деятельности первых двух этапов стало создание
киноальмонаха «Путь к гармонии».
III этап – «ЭGO» - гармония – жить в гармонии с собой.
Цель: достижение внутреннего баланса во взаимодействиях с самим собой и окружающим миром.
В данном блоке представлена одна категория «Я». Нами собраны методические рекомендации, состоящие из игр, упражнений, этюдов для составления психологических тренингов, направленные на всестроннее развитие личности ребенка.
Категории «ЭGO» Инновационные формы работы
Я Психологические тренинги, этюды
IV этап «FIDES» - гармония – жить в гармонии с Верой.
Цель: возрождение и сохранение традиций семейного духовно-нравственного воспитания, активизация педагогического потенциала родителей (законных представителей, детей и педагогов через приобщение к православной культуре.
В данном блоке представлены следующие категории: дети и родители, служители церкви.
Категории «FIDES» Инновационные формы работы
Дети-родители Семейный, православный клуб «Вера», вечер откровений онлайн
Служители церкви Встречи с отцом Виталием
Экскурсии в храмы, знакомство с религиями.
Инновационные формы работы:
• Первое заседание клуба «Вера» состоится в конце ноября (приурочено ко Дню Матери в России).
• Встречи с отцом Виталием Рыбаковым регулярны, проходят с согласия родителей (законных представителей). Отец Виталий является руководителем Федерального «Центра охраны материнства и детства» в городе Рязани.
Заключение
К предварительным результатам работы относим следующее:
• наша работа дает возможность мотивировать родителей для совместной деятельности (посещение собраний, участие в творческих конкурсах)
• дети стали более открытыми, активными, чувствуют себя более комфортно, возросла посещаемость детей)
• воспитатели в ДОО проявляют интерес, становятся участниками проекта.
Перспектива
Проект «Путь к гармонии» имеет четыре базовых направления, успешно реализуемых в ходе проекта. Развитие проекта предполагает как продолжение работы в данной концепции, так и создание новых направлений деятельности. Этнос-гармония : работа с детьми других национальностей.
В соответствии с потребностями детей и родителей в ближайшей перспективе будет развиваться «FIDES» гармония. Деятельность православного клуба «Вера» будет приоритетной составляющей работы на 2018-2019 учебный год.
Список литературы:
1. Богданова, О. С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И. А. Каиров, О. С. Богданова. - М. : Просвещение, 2008. - 318 c.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.» от 30 декабря 2015г. №1493
3. Концепция духовно-нравственного воспитания развития личности гражданина России.
4. Малова, В. В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры / В. В. Малова. - М. : Владос, 2013. - 351 c.
5. Николаева С., Н. Методика экологического воспитания дошкольников / C. Н. Николаева. - М. : Академия, 2012. - 224 c.
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. от 29 мая 2015г. №996
6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155