Елена Лепешкина
Образовательный квест с участием родителей «Волшебный ключ в страну Гармонии»
▼ Скачать + Заказать документы
Е. А. Лепешкина, музыкальный руководитель
Волшебный ключ в Страну Гармонии
Образовательный квест с участием родителей
Цель: приобщение к миру музыкального искусства через совместную творческую деятельность детей и родителей на основе использования квест-технологии.
Задачи:
Обучающие.
- закрепить с детьми понятие "оркестр", виды оркестров, группы инструментов;
- способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха;
Публикация «Образовательный квест с участием родителей „Волшебный ключ в страну Гармонии“» размещена в разделах
- закреплять умение петь коллективно, с музыкальным и без сопровождения;
- формировать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Развивающая. Способствовать развитию мыслительных операций: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.
Воспитательная. Содействовать сближению и объединению детей и взрослых в достижении цели.
Формат: линейный, кратковременный, тематический, музыкальный зал.
Участники: дети общеразвивающей группы 6-7 лет, родители, воспитатель.
Скрипичный ключ – музыкальный руководитель.
Предварительная работа:
С родителями:
Изготовление шумовых инструментов, разучивание танцевальных движений к танцу.
С педагогами:
Организация и проведение мастер-класса с родителями по изготовлению шумовых инструментов.
Оборудование: Интерактивная доска, музыкальный центр, флэш – носители, фортепиано.
Атрибуты:
- пазлы с изображением русского народного и симфонического оркестров,
- детские музыкальные и шумовые инструменты,
- презентация с иллюстрациями этапов игры,
- презентация Сказка-шумелка «Друзья»,
- ноты для награждения (по количеству участников).
- два столика,
- сундучок,
- подсказки,
- костюм Скрипичного Ключа.
Ход мероприятия:
Под музыку родители вместе с детьми входят в музыкальный зал.
Мотивация
Воспитатель: Дорогие ребята, уважаемые взрослые Скрипичный ключ, прислал пригласительный билет в Страну Гармонии! А где же он сам?
Звучит грустная музыка входит Скрипичный Ключ (музыкальный руководитель)
Легенда к началу игры
Скрипичный Ключ: Здравствуйте, дорогие любители искусства. Я очень рад нашей встрече. К сожалению, мелодия, которая открывает дверь в Страну Гармонии, исчезла, осталось только это… (показывает рукой на экран)
На интерактивной доске появляется нотный стан с 7-ю бесцветными нотами.
Воспитатель: Ребята, скажите, что вы видите на экране? (Нотный стан, скрипичный ключ, ноты) Сколько линеек на нотном стане? (5)
Скрипичный Ключ: А сколько нот в музыкальной палитре? (7)
Для чего нам нужны ноты? (с помощью нот записывают мелодию).
Скрипичный Ключ: К сожалению, сегодня ноты не звучат.
Воспитатель: Сегодняшнее путешествие отменяется!
Родители (обращаясь к Скрипичному ключу): Не расстраивайтесь, уважаемый Скрипичный Ключ! Может мы с ребятами сможем Вам помочь? Что нам для этого нужно
сделать?
Основная часть
Скрипичный Ключ: Спасибо, друзья! Для начала предлагаю зарядиться доброй энергией.
(Скрипичный Ключ проходит за пианино, играет песенку – распевку «Доброе утро» О. Арсеневской, воспитатель, дети и родители поют и в соответствии с текстом выполняют упражнения)
По окончании песенки – распевки «Доброе утро» О. Арсеневской на интерактивной доске появляется цветная нота.
Воспитатель: Друзья, у нас получилось вернуть первую ноту! (на интерактивной доске появляются 2 конверта) Ой, а что это такое? (обращает внимание на конверты)
Участники квеста предполагают, что надо найти конверты.
Скрипичный Ключ: Отправляемся на поиски двух конвертов.
Задание «Собери картинку»
Инвентарь: 2 конверта, пазлы оркестров: народный, симфонический, 2 столика.
Дети и родители, находят конверты с пазлами, собирают за двумя столами изображения двух оркестров.
Скрипичный Ключ: Друзья, что у вас получилось? (изображение оркестров)
Скрипичный Ключ: А что такое оркестр? (Оркестр - это большая группа музыкантов, которые играют на музыкальных инструментах. Кто руководит (управляет) ими (дирижер).
А какие виды оркестров вы знаете? (Оркестр народных инструментов, симфонический, духовой.)
Скрипичный Ключ предлагает назвать вид оркестра изображенных на каждой картинке.
У меня есть два любимых произведения, предлагаю их послушать.
Задание «Послушай мелодию»
Звучит русская народная песня «Во поле береза стояла»
Вы узнали произведение? Какой оркестр его исполняет? (оркестр русских народных инструментов)
Звучит полька «Трик-трак» И. Штрауса
Вы узнали произведение? Какой оркестр его исполняет? (симфонический)
На интерактивной доске зажигается нота, но тухнет.
Воспитатель: Ребята, задание мы выполнили, а нота не зазвучала. Что делать? Нам нужна подсказка!
На интерактивной доске появляется подсказка. Фотография детей, играющих на музыкальных инструментах. Звучит фрагмент из польки «Трик-трак» И. Штрауса.
Скрипичный Ключ: Я знаю. Надо исполнить это произведение. Музыканты, выбирайте инструменты и располагайтесь по группам!
Воспитатель: А кто будет руководить оркестром?
Скрипичный Ключ: Дирижером буду я.
Задание «Оркестр»
Инвентарь: детские шумовые музыкальные инструменты - ксилофоны, треугольники, колокольчики, бубны. Самодельные шумовые инструменты: маракасы-коробочки, трещетки.
Участники игры берут любой из предложенных музыкальных инструментов, располагаются по группам. Скрипичный Ключ объясняет, на какую группу инструментов указывает дирижер, те инструменты и будут звучать. Предлагает всем музыкантам следить за жестами дирижера. Участники игры исполняют польку «Трик-трак» И. Штрауса.
На интерактивной доске зажигается нота и появляется схема. Звучит заставка к передаче «Угадай мелодию».
Задание «Угадай мелодию»
Дети и родители узнают заставку к передаче «Угадай мелодию» и называют ее.
Воспитатель: Замечательно! Будем отгадывать. Только непонятно, что это за значки?
(Указывает на схему, изображенную на экране, родители и дети высказывают свои предположения, Скрипичный Ключ подводит итог)
Скрипичный Ключ: Это означает, что петь надо не прерываясь, даже если исчезнет звук!
Участники поют 1куплет и припев под фонограмму детской песни, периодически выключается звук, но дети и родители продолжают петь. Задача - не сбиться с темпа, все время продолжать петь не останавливаясь, пока не закончится мелодия песни.
1 песня «В траве сидел Кузнечик» В. Шаинский
2 песня «Улыбка» В. Шаинский
3 песня «Вместе весело шагать» В. Шаинский
Скрипичный ключ хвалит участников за исполнение.
На интерактивной доске зажигается нота, появляются изображения ладошек и бабочек.
Скрипичный Ключ: Друзья, мы справились!
Воспитатель: Но какое необычное следующее задание!
Задание «Летняя фантазия» на муз П. И. Чайковского «Вальс цветов».
Инвентарь: перчатки с бабочками и цветами по количеству участников игры, стулья.
Скрипичный Ключ: Я вам подскажу! Мы с вами все вместе исполняли песни, значит, мы пели как? (хором)
А как вы думаете, можно исполнить музыку руками? (Да)
Давайте попробуем?
Посмотрите, что я для вас приготовил: для мам – эти замечательные цветы, которые надеваются на руку, вот так (надеваю, а для вас, ребята – эти бабочки. Пожалуйста, займите места в нашем хоре рук. Мамы присаживайтесь, на стулья, а вы ребята, встаньте у взрослых за спиной.
Только мне нужен помощник, второй дирижер. Я буду руководить взрослыми, а (имя ребенка) детьми.
Взрослые надевают на руки цветы, а дети берут по 2 бабочки.
Воспитатель: Мы будем музыку играть
И о лете вспоминать!
На первую часть – цветы расцветают,
А на вторую – бабочки порхают!
Цветы расцветут, бабочки покружатся…
А в конце они друг с другом обязательно подружатся!
Предлагаю поиграть –Живые ритмы создавать!
Задание «В гостях у сказки».
Атрибуты: бумага, целлофан, трещотка, коробочки, кубики, презентация Сказка-шумелка «Друзья».
На интерактивной доске зажигается нота, появляется изображение сундука и звучит мелодия «В гостях у сказки».
Участники квеста решают найти сундук, находят в нем подсказку. Родители помогают прочитать: «Ваша задача – посмотреть сказку «Друзья» и озвучить ее любыми шумовыми инструментами, которые лежат в сундуке»
Скрипичный Ключ: Выберите себе шумовые инструменты.
На экране демонстрируется презентация к сказке. Скрипичный Ключ озвучивает текст, дети и родители - действия персонажей.
Скрипичный Ключ:
Однажды, лесные друзья встретились на осенней полянке
И начали друг другу рассказывать, как они провели лето.
Зайчик, показал, как он научился барабанить по пеньку, то громко, (громко стучат кубиками, палочками) то тихо. (тихо стучат кубиками, палочками)
Ежик, как быстро бегать по травке шурша листьями. (шелестят целлофаном)
Белочка, похвасталась, как научилась собирать орешки и грызть зернышки
(шелестят бумагой)
А серьезный дятел, как научился летать (Трещетка) и стучать по деревьям, то быстро (кубики, палочки, то медленно (кубики, палочки).
После разговоров друзья начали вместе играть и веселиться (играют все вместе на шумовых и самодельных инструментах).
Когда наступил вечер, все отправились по домам.
Скрипичный Ключ: Мне очень понравилось, как вы озвучили сказку.
Задание «Танцуют все!»
На интерактивной доске зажигается нота, появляется изображение мам и детей в танце.
Дети: Это мы с мамами танцуем.
Воспитатель: Я знаю, что означает эта картинка. К празднику «День мамы» мы разучили танец. Предлагаю его исполнить.
На интерактивной доске зажигаются все ноты.
Появляется изображение открывающейся двери, звучит волшебная музыка.
Скрипичный Ключ: Ожила моя волшебная мелодия. Мой ключ в Страну Гармонии! Спасибо вам большое.
Рефлексия.
Воспитатель: Друзья, почему у нас все с вами получилось? (Мы выполняли все вместе, были дружными, очень старались. Потому, что вместе с нами были наши мамы). Какое задание было самым веселым, а самым трудным?
Скрипичный ключ: Совместными усилиями мы сделали доброе дело, открыли дверь в Страну Гармонии!
Благодарю вас и на память дарю вам волшебные нотки!
Литература:
1. О. Н. Арсеневская Волгоград 2008г. «Система музыкального воспитания в ДОУ»
2. «Музыка в жизни детского сада» методические рекомендации для дошкольных образовательных учреждений, «Гармония» К. В. Тарасова, Т. В. Нестеренко 1996г.
3. Н. В. Корчаловская Ростов на Дону 2004г. «Развитие музыкальных способностей и творческого потенциала дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
4. Т. А. Боровик 2015г. «Хор рук» музыкально-педагогическая технология
5. Т. Э. Тютинникова Санкт-Петербург 2004г. «Учусь творить. Элементарное музицирование»