ирина барбашина
Проект «Птицы зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта :Познавательно-творческий;
Продолжительность проекта :Краткосрочный(1 неделя)
Вид проекта :групповой;
Участники:дети,педагоги и родители группы;
Возраст детей участников:6-7 лет.
Актуальность.
Зима вступает в свои права. Льдом покрываются лужи,снегом занесло землю,инеем серебрятся ветки деревьев. Наступило трудное время для птиц.
Публикация «Проект „Птицы зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Птицы - защитники наших садов, полей, огородов и лесов. Мы должны очень бережно относиться к пернатым,любить их. Птицам крайне необходима наша забота и поддержка, которую мы проявляем вешая кормушки. Зимняя подкормка спасает от гибели птичек.
Цель:Экологическое просвещение и формирование экологической культуры,вовлечение детей и родителей в природоохранную работу.
Задачи:- вызывать интерес к окружающему миру;
- закрепить знание детей названий пернатых друзей, которые зимуют в нашей местности;
- формировать представление о повадках птиц и приспособленности их к среде обитания;
- формировать умение различать птиц по внешнему виду;
- познакомить со стихами,художественными произведениями,загадками о птицах.
Подготовительный этап.
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах;
- Чтение художественной литературы по теме проекта, просмотр иллюстраций,энциклопедий из цикла "живая природа"
- Определение целей,задач проекта.
- Подбор литературы по данной теме.
Основной этап.
Взаимодействие с детьми:
Понедельник.
- Беседа: "Что мы знаем о птицах?"
-Чтение и обыгрывание стихотворения И. Токмаковой "Десять птичек стайка".
-Рисование птиц по трафаретам.
-Экологическая игра "Каждую птицу на свое место".
-Наблюдение за следами птиц.
-Выполнение физ. упражнений имитирующих птиц.
-Подвижная игра "воробей и кот".
Вторник.
- Беседа "Чем перышки отличаются друг от друга?"
-Игра "ни сорока, ни ворона".
-Наблюдение за вороной. Сравнение вороны с голубем.
-Чтение стихотворения В. Степанова "Ворона"
-Физическое упражнение "Скачет шустрая синица"
-Д/игра"Сложи птичку из разрезных картинок"
-Лепка "Пернатые друзья"
Цель:расширять представление детей о птицах,выделяя средства выразительности,передающие характер образа.
-Конструирование кормушек. Упражнять в изготовлении поделок из бумаги.
-П/игра "Ворона"
Среда.
-Беседа "Пользу или вред приносят птицы?"
-Рассказывание по серии сюжетных картинок "Расскажем про птиц"
-Рисование "Птички на ветках" Цель:закреплять название зимующих птиц,развивать эстетическое восприятие.
-Отгадывание загадок о зимующих птицах.
-Наблюдение за погодой. Игра на подражание "узнай птицу"
-Лото "кто чем питается"
-Подвижная игра"Птички и кошка"
Четверг.
-Беседа "как живут наши пернатые друзья в лесу"
-Д/игра "угадай птицу по описанию"
-Наблюдение за голубем, цвет перьев,форма,спросить детей умеет ли голубь прыгать?
-Математическая игра "Счет птиц"
-Сюжетно/ролевая игра "В лесу"
-Викторина "знатоки птиц"
-Чтение произведения В. Бианки "Синичкин календарь". Цель: продолжать формировать умение эмоционально воспринимать содержание рассказа.
-Подвижная игра "Совушки"
-Д/игра "Когда это бывает?"
Пятница.
-Беседа "Как дети с родителями заботятся о птицах зимой"
- На прогулке повесить кормушки на ветках деревьев, насыпать корм и наблюдать,какие птицы прилетают подкормиться.
- Д/ игра "где чье гнездо"
- Д/игра "Природа и человек"
- Чтение стихотворения А. Яшина "Покормите птиц зимой"
- подвижная игра "Снегири и Синицы"
-Ситуативный разговор "Что будет если. "
-Аппликация "Птичья столовая"
Работа с родителями.
-Анкетирование "Экологическое воспитание в семье"
-Рекомендовать родителям по возможности посетить парк с детьми, понаблюдать за птицами во время прогулки;
-Папка-передвижка "птицы нашего края"
-Рекомендовать родителям рассмотреть вместе с детьми иллюстрации зимующих птиц в книгах, журналах,так же просмотр мультфильмов про птиц.
-Консультация о заготовках корма для птиц.
-Показ презентации "Покормите птиц зимой"
Итоговое мероприятие проекта Конспект НОД "Птичья столовая"
Цель:закрепить представление детей о зимующих птицах.
Задачи:- Воспитывать доброту, вызывать желание заботится о зимующих птицах;
- Активизировать внимание, память,мышление;
- Формировать умение различать птиц;
- Развивать эстетический вкус;
- Формировать умение создавать творческую композицию.
Словарная работа: поползень;
синица;снегирь; воробей;ворона.
Предварительная работа: чтение стихотворений,худ. произведений о птицах;
Рассматривание иллюстраций;
Отгадывание загадок;
Беседы о зиме,о птицах;
Оборудование: Картинки, иллюстрации с изображением птиц;
Записи голосов птиц;
Д/игра"Силуэт птиц";
Раздаточный материал:ватные диски,пшено,цветной картон,ватман,салфетки. клей.
Ход занятия
Воспитатель спрашивает детей :
-Ребята какое сейчас время года (зима)
-А какие зимние месяцы вы знаете?
Звучат голоса птиц.
Воспитатель спрашивает детей,чьи голоса они слышат?
-Совершенно верно голоса птиц.
-Зимой наши птицы-соседи стараются держаться поближе к человеческому жилью:теплее и сытнее здесь.
-Есть такая поговорка: Если на зиму не исхудать,и жир под кожей сохранить, то даже лютый холод, который сквозь перо пройдет, и тот не опасен: не может жировую подкладку заморозить.
Да, вот беда зимой пищу отыскать нелегко. Трудно приходится тем птицам, которые летом питались насекомыми,они переходят на шишки, орехи и зерна. А этот корм еще поискать надо.
Картина дерева с птицами.
-Ребята посмотрите, что вы здесь видите (множество различных птиц)
-Трудное время лучше сообща пережить. И вот зимой собираются разные птицы в стайки. Ведь в стаи как? Нашел один корм, сразу всех оповестил:все сыты будут.
-В парке,саду у кормушки можно увидеть поползня. (картинка)
-Это маленькая короткохвостая птичка быстро бегает по стволу дерева вниз головой.
Хорошо описал поползня Павел Барто:
Голубая спинка,
Ржавенький бочок,-
По стволу осинки
За скачком скачок,-
Поползень вертвлявый
Лазит вверх и вниз:
В ствол залез дырявый,
Вертит он головкой,
Червяка проткнул,
Из-под черной бровки
Искоркой сверкнул,
Свистнул:эй вы дятлы!
Клювом вниз скачу.
Вам такое вряд ли,
Дятлам по плечу.
А вот и дятел (картинка)
-Дятел птица заметная.
-Спинка, крылья,хвост у него черные, будто на нем черный фрак надет:рот, брюшко белые, а на голове яркая красная шапочка. Хвост у дятла необычный с заостренными на концах очень твердыми перьями. Дятел как настоящий врач выслушивает дерево и определяет где находится вредитель. Потом покрепче упрется в кору своим клювом продолбит отверстие даже в самой прочной древесине.
-Но и дятлу зимой трудно насекомыми прокормиться.
-Ребята, а это что за птица (ворона)
-Кто знает стихотворение про ворону?
Читает ребенок. Вот под елкой запушенной
Скачут по двору вороны
Кар-кар-кар
ИЗ-за корочки подрались
Во всю глотку разорались:кар-кар-кар!
-Ребята есть такая примета:зимой вороны стаей летают и кричат это к непогоде и ветру.
-Вороны предпочитают селиться поблизости к людям.
-Ребята опишите ворону какая она?
Ответы детей.
-А вот и другие пернатые. Они хорошо знакомы вам.
Картинка со снегирями.
Снегирь красногрудая птица. Красавец. Верх головы,крылья,хвост черные. Задняя часть шеи и спинка светло-серые.
Снегирь доверчивая,общительная птица.
Картинка синицы
Стихотворение читает ребенок.
Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится-
Поет не уставая
Синица расписная
-Брюшная сторона желтая с широкой черной полоской вдоль груди и брюха.
-Любит синичка хлебные крошки,сырое несоленое сало превосходный корм для синиц.
Картинка воробья.
-Читает ребенок стихотворение.
Я - воробышек обычный,
К русской зимушки привычный.
Хоть свирепы холода,
Мне метели не беда.
Если ты кладешь в кормушку
Хлеба вкусного краюшку.
Птицам крошек не жалей,
Станет другом воробей.
-Каждый знает воробья. Маленький,серенький у ног прыгает.
-Кто может рассказать про воробья.
Ответы детей.
-У каждой птицы свой неповторимый образ.
Актуализация знаний.
Игра "Узнай птицу по силуэту"
Конкурс "Сложи пословицу"
"Лучше синица в руках,чем журавль в небе"
"Как сорока хвостом,так болтун языком"
"Птицы сильны крыльями, а люди дружбой"
"И сова своих детей хвалит"
"Всякая пташка хлопочет. своего гнезда хочет".
Подвижная игра "Птички и кот"
-Ребята зимой птицам очень голодно. Многие из них так и не дождавшись весны гибнут. Зимующие птицы всю зиму проводят с нами, стараются порадовать нас своей красотой и необычными звуками,но им очень трудно.
-Как перезимовать птицам?
-Как им помочь?
Чтобы птицы не погибли нужно развесить кормушки.
-Зимняя подкормка птиц это старая традиция. Зимой даже лесные птицы тянутся к человеческому жилищу.
-Богаче будут леса и парки. Кроме того какое удовольствие для любителя природы наблюдать за птицами возле кормушки.
Аппликация "Птичья столовая"
Итог:Дети понравилось вам помогать птицам?
-Что вам больше всего запомнилось?
Результаты реализации проекта :
-В результате у детей расширились знания о зимующих птицах;
-Повысился уровень любознательности,творческих способностей,познавательной активности;
-Удалось привлечь родителей к совместной деятельности с детьми;
-С помощью анкетирования было выявлено положительное отношение родителей к экологическому воспитанию детей;
-Дети узнали как правильно подкармливать птиц;
-Дети научились сопереживать,появилось желание помогать птицам.
Список используемой литературы:
Журнал "Юный натуралист"-1994.-№2,11;
1995,-№2;
1996,-№3,4,11.
Воронкевич О. А. "Добро пожаловать в экологию"
Л. Г. Горькова "Как правильно интегрировать разделы программы";
Экологические занятия с детьми6-7 лет (БондаренкоТ. М.)