Наиля Рагузина
Проект «Проказы матушки Зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема:
В природе все тесно связано между собой. И человек, который сам часть природы, тоже связан с окружающей средой.
Вмешательство человека в жизнь природы нельзя остановить. Но всем нам надо стремиться к тому, чтобы не причинять ей вред, и она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. А для этого надо знать и любить природу, поэтому так важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формах отношениях к ней.
Актуальность и новизна проекта :
Темочки:
В рамках реализации годовой задачи ДОУ над формированием познавательно –исследовательской деятельности преобладающим фактором является научные исследования детей в рамках программного содержания.
К 5-6 годам ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров с взрослыми. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.
Цель:
Расширение представлений о зимних природных явлениях через познавательно – исследовательскую деятельность
Задачи проекта :
• Расширить представления о зимних природных явлениях через познавательно – исследовательскую деятельность;
• Закрепить знания детей об окружающем мире;
• Развивать воображение, мышление, наблюдательность;
• Формировать интерес к совместной деятельности со сверстниками;
• Создать положительный эмоциональный настрой.
Тип проекта – групповой, краткосрочный.
Предполагаемый результат:
• Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период.
• Воспитание бережного отношения к природе.
• Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
• Распространение педагогического опыта работы
Участники проекта : Воспитатели группы, дети, родители (лица, их заменяющие, специалисты.
Методы и приемы (наглядные, словесные, игровые, практические) :
• наблюдения
• опыты, эксперименты
• чтение художественной литературы
• беседы
• заучивание стихов, пословиц
• экскурсии
• игры
• слушание музыки.
Продукты проекта :
• Фотоальбом «Познавать интересно».
• Книги рассказов детей «Приметы зимы», «Кому нужна зима?».
• Альбом рисунков «Зима глазами детей».
• НОД для сотрудников ДОУ и родителей «В гости к Мороз Ивановичу».
• Выставка работ («Новогодняя игрушка», «Сладкая конфета»).
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап.
• Постановка цели, задач.
• Изучение методической литературы.
II. Основной этап.
1. Наблюдения с детьми
• Птицы зимой.
• Деревья.
• «Где зимуют почки?
• Деревья и кустарники.
• Участок нашей группы.
• «Зачем нам зима?»
2. Чтение художественной литературы
• «Поет зима, аукает…» С. Есенин
• «Зима» И. Суриков
• «Где зимуют почки?» Н. Павлова.
• «Есть в лесу под елкой хата» П. Воронько
• «Снегурочка» Р. Н. С.
• «Мороз Иванович» Одоевский
• «Снег – что это такое?» З. Трофимова
3. Рассматривание иллюстраций, картин
• Серия «Зимние забавы»
• Серия «Зимние праздники»
• Серия «Звери зимой»
• Серия «Художники о зиме».
4. Беседы
• «Зима и дети. Зимние забавы»
• «Если б не было зимы…»
• «Зачем людям зима?»
• «Зима в лесу».
5. Опытно - экспериментальные работы
• «Где прячутся листья?»
• «Насекомые зимой»
• «Какой бывает снег?»
• «Снег – вода – лед».
• Сравнение времени замерзание воды: в большой и маленькой формочках
• Сравнение скорости таяния снега и льда.
6. Музыкальные произведения (слушание)
• «Зимняя сказка»
• «Кабы не было зимы.»
• «Весёлая зима»
• «Новогодний ветер»
• «Раз морозною зимой»
• «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П. И. Чайковского.
7. Работа с родителями
• Творческое домашнее задание «Кому нужна зима?» (беседа-размышление)
• Запись рассказов «Приметы зимы»
• Запись рассказов «Кому нужна зима?»
• Рисуем дома с мамой «Зима»
• Рисуем дома с мамой «Красивые снежинки?»
• Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку
• Конкурс игрушки «Сладкая конфета»
III. Заключительный этап
• Заключительное мероприятие для родителей и педагогов д/с «В гости к Мороз Ивановичу».
• Выставки «Новогодняя игрушка», «Сладкие конфеты».
Теоретическая значимость проекта :
Систематизация и расширение имеющихся теоретических представлений о живой и не живой природе.
Практическая значимость проекта :
Воспитание у детей экологической культуры, фундамент которой составляет достоверные знания, практические умения, направленные на охрану живой и не живой природы.
Познавательная значимость проекта :
Содержание природоведческих знаний очень занимательно для детей, оно побуждает к сравнению, обобщению, развлечению, экспериментированию.
Результаты проекта.
• Расширился кругозор детей.
• Повысился процент детей с высоким и средним уровнем знаний об окружающем по теме «Зима».
• Повысился интерес родителей и воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
Перспектива
Для расширения представлений о природных явлениях через познавательно- исследовательскую деятельность, для закрепления знания детей о живой и неживой природе планируется дальнейшая работа по теме «Весна».
ЛИТЕРАТУРА
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - М: Элизе Трейдинг, 2002
2. Детский сад и семья [Текст] / под ред. Т. А. Марковой. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1986. – С. 207.
3. Доронова, Т. О взаимодействии дошкольного образовательного уч-реждения с семьей [Текст] / Т. Доронова // Дошкольное воспита-ние. – 2000. - № 3. – С. 87-91.
4. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст] : Методическое руководство для работников дош-
кольных образовательных учреждений / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловье-
ва и др. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. – С. 5-22.
5. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
6. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003.
7. Концепция дошкольного воспитания.
8. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М: ТЦ «Сфера», 2005.
9. СД – О. Радынова «Слушанье музыки».
10. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.
11. Тюфанова И. В. «мастерская юных художников» Детство – Пресс, 2004.
12. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: экология для малышей. М: Книголюб, 2005.