Алла Чугуева
Проект программы духовно-нравственного воспитатния детей в студии
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
-Приобщать детей к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
-Способствовать сохранению чистоты и целомудрия детей.
-Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добродетели и пороки, творить добро, пресекать проявления безнравственности в действиях ребенка.
-Способствовать воспитанию в детях любви
к ближнему, уважительное отношение ним.
Публикация «Проект программы духовно-нравственного воспитатния детей в студии» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
-Формировать чувство любви к своему земному Отечеству и своему народу на основе изучения национальной культуры, традиций истории России, Кубани, г. Усть-Лабинска.
-Вызвать интерес к знакомству с храмами как с духовными святыням Отечества и культурного наследия в целом.
-Развивать общую культуру детей, приобщая к музыкальному наследию классической, народной, духовной музыки.
-Способствовать укреплению физического здоровья, воли и выносливости.
-Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РАБОТЫ
Программа рассчитана на детей возрастом от пяти до семи лет; на 72 часа – два раза в неделю.
I Прекрасный мир, в котором мы живем- 10 час.
II Ростки добра -11 час.
III-Истоки России -11 час.
IV-Основы православной культуры -40 час.
ВСЕГО: 72 часа
-Слушание духовной музыки, колокольных звонов, разучивание песен духовного содержания.
-Проведение православных праздников и именин детей в детском саду.
-Чтение художественной и православной литературы, стихов, притч, былин по духовно-нравственной тематике. Заучивание молитв.
-Проведение экскурсий в храмы, часовни, музеи, выходы на природу.
-Заучивание песен, стихов.
-Изодеятельность по духовно-нравственному направлению.
-Знакомство с художественным искусством на библейские темы.
-Сохранение и укрепление физического здоровья на физкультурных занятиях и праздниках.
-Работа с родителями – проведение совместных мероприятий (выставки, походы, конкурсы, праздники, именины детей).
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ
-Принцип духовно-нравственного воспитания : православная культура, историческое наследие русского народа запечатлевается в глубине души ребенка и находит отражение в его жизни, что выражается в первую очередь в нравственных установках ребенка.
-Гуманистическая направленность воспитания – реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с любовью к ближнему.
-Культуросообразность воспитания строится в соответствии с историческим наследием русского народа, ценностями и нормами национальной культуры, содержанием и смыслом православной культуры.
СОДЕРЖАНИЕ
I Прекрасный мир, в котором мы живем.
Рукотворный и нерукотворный мир.
Природные явления.
Времена года.
Разнообразие растительного и животного мира.
Мир – наш дом.
Человек, его жизнь и деятельность.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Чтобы занятия по данному направлению достигали цели, рекомендуется проводить их в доступной детям форме, сочетая разные виды детской деятельности (беседы, слушание музыки, экскурсии, изодеятельность и т. д.). Они могут комбинироваться по усмотрению педагога с использованием тех или иных средств выразительности. Усвоение материала у ребенка лучше всего происходит при его включении в практическое действие (лепка, рисование, аппликация, труд и др.)
При проведении экскурсий, рассматривании слайдов, пейзажей, слайдов с видами природы необходимо обращать внимание на красоту окружающей среды, наблюдать за изменениями в природе, за жизнью животных, птиц, насекомых. Подводить детей к пониманию того, как в мире всё взаимосвязано, разумно и мудро устроено, чему можно поучиться у природы.
В занятия могут быть включены речевые игры "Подбери слово", "Скажи по-другому", дидактические игры "С какого дерева листок", "Найди по описанию", и т. д.
Чтение и заучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок о природе и ее явлениях (снег, дождь, радуга и т. д.).
Чтение литературных произведений М. Пришвина "Этажи леса", "Моя Родина", К. Паустовского "Заячьи лапы", Е. Чарушина "Что за зверь", слушание музыкальных произведений о природе Чайковского, Вивальди и звуков природы (пение птиц, шум ветра, шум воды и водопадов) помогает почувствовать познаваемое и направлены на развитие чувства любви к родной природе, заботе о ней и умение радоваться и возможности жить в этом прекрасном мире.
II РОСТКИ ДОБРА
Ребенок и его окружение.
Моя семья.
Святость материнства, домашнего очага, семейной любви.
Добродетели и пороки : добро и зло, справедливость, послушание и непослушание, дружба, жадность, щедрость, смирение, воздержание, правда и ложь, совесть, зависть, милосердие, трудолюбие, чистота в сердце и т. д.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Работая в этом направлении, необходимо создавать условия для приобщения детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям, формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми, доброжелательными и т. д.).
Через художественные и поэтические произведения, такие как С. Михалков "Два капитана", В. Сутеев "Цыпленок и утенок", К. Ушинский "Ветер и солнце" и др., а так же печатающиеся в детских журналах "Свечечка", "Православная радуга". В книгах Б. Гонаго, дети подводятся к понятиям любви к ближнему, послушанию, милосердию и т. д.
Прочитанное необходимо обсуждать и анализировать с детьми. Подводить их к умению решать создавшиеся ситуации, вызывать желание помогать ближнему и заботиться о них.
Слушание духовной музыки и музыки разного характера и настроения, песни о маме, о семье, о дружбе, о Родине; проведение дидактических игр, таких как "Закончи предложение", "Узнай мимику" способствуют воспитанию устойчивых представлений о морально-этических нормах поведения, умения относить свои поступки к хорошим или плохим, правильно оценивать их и правильно поступать.
"Воспитывать нужно так, чтобы ребенок, сознавая себя сильным и мужественным, учился любить своих родителей и проявлять, насколько это возможно, внимание и заботу обо всех окружающих его людях"
Протоирей Артемий (Владимирский)
III ИСТОРИЯ РУСИ И ПРАВОСЛАВИЯ
Наши предки, откуда пошла земля русская.
Крещение Руси.
Их почитают на Руси.
Любовь к земному Отечеству, родному краю, родному городу.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Все занятия по данной теме направлены на знание, понимание и осмысление прошлого русского народа, чтобы знать себя, понимать свое место в мире природы и в мире других людей и народов. Это возможно только тогда, когда народ не только бережет свое культурное наследие, но и преумножает, создавая различные предметы (объекты, по которым потомки смогут судить о том, как жили люди раньше, что для них было ценно.
Проводя занятия по данному направлению, педагог должен знакомить детей с наследием русского народ: литературой, живописью, архитектурой, русской народной музыкой, русскими народными танцами, и т. д. События в истории русского народа, рассказы о быте наших предков, о былинных богатырях – Илье Муромце, Добрыне Никитичне, Алеше Поповиче и ратных подвигах защитников Руси – матушки Александре Невском, Дмитрии Донском – все это формирует первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа, его богатстве, разнообразии и красоте. Рассказы о современной России, ее столице – Москве, о Краснодарском крае и родном городе, воспитывают любовь к земному Отечеству, стремление сохранить культурное наследие русского народа и приумножать его.
Формы работы разнообразны: чтение художественной литературы, сказок, сказаний, былин, преданий, стихов, показ мультфильмов, слайдов, рассматривание иллюстраций, слушание русской народной и духовной музыки, песнопений, детская изодеятельность, проведение походов и экскурсий, проведение детских праздников в народном стиле и т. д.
IV ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Бог – Троица. Библия.
Бог есть любовь.
Бог – творец мира.
Дни творения. Сотворение человека.
Мир видимый и невидимый.
Смысл крещения человека – День Ангела.
Церковь – дои Божий.
Колокол и колокольные звоны, икона, Закон Божий и др.
Православные праздники.
Православная живопись, духовная музыка.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Культура, нравственность, традиции нашей страны глубоко укоренены в Православии, поэтому без знания его основ невозможно глубоко понять нашу культуру, искусство, традиции, дух народа.
Детей следует познакомить с основными свойствами Бога. Рассказать о сотворении богом мира и человека.
Занятия в данном направлении не должны быть скучными и проповедовать сухие догмы, а должны быть интересными, радостными и включать в себя разнообразные виды детской деятельности.
Объяснить, что все, что вокруг человека создано людям для радости и в помощь им, говорит о любви Бога к ним.
Рассказывать о библейских картинах сотворения мира и человека. На таких занятиях детям читают детскую Библию, Закон Божий, православную литературу; дети рассматривают иллюстрации, слайды, слушают духовную музыку и песнопения, занимаются изодеятельностью, заучивают выдержки из Библии и молитвы.
Знакомя детей с понятием Церковь – дом Бога, надо постоянно, путем рассказов, показа иллюстраций, слайдов, подводить детей к посещению храма; показывать детям, что люди приходят туда, чтобы всем вместе помолиться Господу, поблагодарить его за все, что он нам дал, попросить о помощи. Посещая храм, детей необходимо познакомить с частями церковного здания, колоколами, церковным убранством, иконами и живописью. В дальнейшем дети рисуют, лепят из пластилина, делают аппликации, играют в дидактические игры "Собери Церковь",
"Узнай по описанию" и т. д.
Детям необходимо знакомиться с именами и житием наиболее известных своими деяниями святых: Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Александра Невского, где в ярких и красочных рассказах о их жизни следует особо подчеркнуть их любовь ко всем людям, животным, птицам; рассказать, как много доброго сделали эти святые (помогали в битвах с врагами, исцеляли больных, заботились о бедных). Рассказы необходимо иллюстрировать картинами, слайдами, показывать иконы этих святых. Рассказать о том, что каждый день года Церковь особо отмечает и почитает святых, каждый православный человек при крещении получает имя святого и в этот день празднуется им как именины.
Традиция праздновать Православные праздники в том числе день Ангела, должны восприниматься ребенком как радостное событие и связанные с ними впечатления и события помогают формированию духовной жизни ребенка и становится фундаментом для его действий в будущем.
Чтобы у детей возникли яркие впечатления необходимо активно привлекать детей к подготовке и проведению праздника. Детям заранее подробно рассказывают о том, чему посвящен данный праздник, как он проводится, что означают отдельные обряды и традиции; дети учат стихи и песни, репетируют праздничный спектакль, принимают активное участие в украшении группы и выставке поделок и рисунков. Хорошо, если в праздниках участвуют родители. Закрепляют знания ОПК и совместные с родителями походы, экскурсии, посещения храмов и часовен, спортивные праздники и развлечения.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Р. Ю. Киркос Православное воспитание детей дошкольного возраста САТ ИС Держава Санкт-Петербург 2007 г.
-О. Л. Янушкявичене Основы православной культуры Москва 2006 г.
- Библия для детей НН НООФ "Родное пепелище" 2008 г.
-Евангелие и молитвослов для детей НООФ "Родное пепелище" 2007 г.
- Закон Божий для самых маленьких "Паломник" 2006 г.
- Азбука Православия Минск. Белорусский Экзохарт-Белор. Православная церковь 2008 г.
- Православный Букварь М, "Ковчег" 2008 г.
- Б. Гонаго "Детям о слове" Минск, Белорусская Православная церковь 2008 г. "Детям о молитве", Минск Белорусский Экзохарт 2007 г., "Детям о душе" Минск, Белорусский Экзахарт 2007 г., "Об образе Божьем, Минск Белорусская Православная церковь 2008 г., "Небесный гость" Минск Белорусская православная церковь 2008 г.
- Азбука для маленьких христиан Санкт-Петербург, ООО "Типография правда" 2008 г.
Т. Алексеева Ладушки для самых маленьких Москва "Русский хронограф" 2006 г.
- Б. Проказов "Александр Невский", "Лучи Софии" Минск 2007 г.
- В. Дударенко "Креститель Руси" святой равнопостальный Князь Владимир "Лучи Софии" Минск 2006 г.
- А. Савенков "Как Господь творил мир", "Чтение для русских детей" Москва 2008 г.
- С. О. Никулина "Добрый батюшка Саровский", "Лоза" г. Рязань 2007 г.
- О. Стацевич "Милая мама", "Русский Хронограф" Москва 2008 г.
- Журналы для детей "Свечечка", "Православная радуга".
- Материалы "II Благовещенского Православно-педагогического форума Кубани".
- В. М. Петров "Осенние праздники и забавы", "Творческий центр" Москва 1999 г., "Зимние праздники и забавы", "Творческий центр" Москва 1999 г. "Весенние праздники и забавы", "Творческий центр" 2001 г.
- Энциклопедия праздников "АС издательства Москва 1997 г.
- Материаля опыта работы музыкального руководителя Калинкиной Н. В.
- Н. Н. Малофеева Энциклопедия дошкольника "РОСМЭН" Москва 2007 г.
- Н. Злыднева "Детская краткая энциклопедия", "Слово" Москва 1994 г.
- В. А. Маркова "Воспитание у дошкольников любви к малой Родине" "Традиция" Краснодар 2007 г.
- Р. И. Жуковская "Родной край", "Просвещение" Москва 1981 Е
МАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕЗАНЯТИЙ СТУДИИПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОДЕРЖАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРА
1. Сотворение богом мира. Мир видимый и невидимый. Ангел-хранитель. - Познакомить с библейской картиной возникновения мира. Ангел-хранитель. Закрепить ценности любви, внимание, доброту, послушание. 1. Слушание духовной музыки.
2. Показ библейских картинок о сотворении мира.
3. Рассказ (чтение из Библии) о сотворении Богом мира.
4. Раскрашивание картинок на библейские темы.
5. Чтение православных стихов А. Майков "Мать и дети", "Святая слеза" И. Бабин, Цветаева "У кроватки". -Мульти медиа установка с дисками духовной музыки и библейскими картинами. - ОПК стр. 15-17
ЗБ стр. 7-11
Сборник "Милая мама" стр. 15, стр. 16, стр. 41
2. Мир - божьих рук созданье -Закончить рассказ о библейской картине создания мира; последовательность творения. Дать понять, что сотворенный мир прекрасен. 1. Слушание духовной музыки.
2. Чтение Библии о сотворении мира.
3. Беседа о прочитанном.
4. Чтение стихотворения "Мир – Божьих рук созданье".
5. Музыкальная игра "Представь божье созданье".
6. Словесная игра "Подбери слово".
-Музыкальный центр, диски с духовной музыкой и записями о голосов животных. - Библия для детей стр. 3-6.
ПВ стр. 63-64,
ОПВ стр. 19-21.
3. Православные чтения- Систематизировать знания православных терминов. Формировать духовные ценности. 1. Показ православных сюжетов, икон, видов храмов. -
2. Слушание духовной музыки.
3. Чтение "Библии для детей".
4. Чтение рассказа Б. Ганаго "Слова на век".
5. Чтение рассказа Б. Ганаго "Разве не чудо".
6. Игра "Продолжи слово". Мультимедийная установка, диски. Библия для детей.
Б. Ганаго "Детям о слове" стр. 12-15, Б. Ганаго "Детям о молитве"
стр. 39-40
4. Прекрасный мир, в котором мы живем. Показать детям стройность устроения мира и его красоту. 1. Игра-лепка из пластилина.
2. Беседа о появлении на земле растений и животных.
3. Чтение "Ветхого завета" "Сотворение мира".
4. Прослушивание и просмотр записей пения птиц, пейзажей природы.
5. Раскрашивание рисунков к "Ветхому завету".
6. Чтение стихотворения "Мир -Божьих рук созданье"
Л. Котляр Пластилин, мультимедийная установка, диски с пейзажами природы и пением птиц, раскраска, карандаши цветные. Библия для детей.
ПВ стр. 63.
ЗБ стр. 7-10.
5. Семья Дать понятие "Семья", "Божья семья", Церковь; дать понять важность добрых взаимоотношений в семье. 1. Беседа о семье.
2. Рисование членов семьи, которые делают что-то вместе.
3. Составление коллажа "Божья семья".
4. Повторение потешки "Дружная семья". Бумага, краски, карандаши, ножницы, клей. Закон Божий для самых маленьких стр. 3-6.
С. В. Глебова Детский сад-семья стр. 102.
6. Рисую мою семью Развивать духовно-нравственную сторону детей, учить любить своих родных и проявлять внимание и заботу о них, показать важность добрых взаимоотношений в семье. 1. Слушание светлой музыки.
2. Просмотр слайдов с семейными портретами.
3. Беседа о семьях детей.
4. Рисование семьи детьми.
5. Анализ рисунков - создание выставки.
6. Чтение стихотворения Л. Чарской "Мама". Музыкальный центр, диски. Мультимедиа установка.
Бумага, краски. Сборник "Милая мама" стр. 26-27.
7. Развлечение "Коли семья вместе, то и душа на месте" Систематизировать знания о семье, расширить интерес к родословной, воспитывать добрые чувства и любовь к членам своей семьи. Развлечение проводится по сценарию. Музыкальный центр, диски, атрибуты к играм. С. В. Глебова
Детский сад-семья
стр. 101-103.
8. Добродетели и пороки; чтение православной литературы. Формировать знания о православии, о нравственно-духовных качествах людей, таких как, благодарность, совесть, щедрость, милосердие, прощение и др. Чтение: Закон Божий.
Б. Ганаго "Весна в душе", "Прощение".
Библия для детей. Книги. Православная литература. ЗБ стр. 41-43.
Христианская азбука для малышей стр. 8.
Б. Гонаго "Небесный гость" стр. 11-22, 28-31.
Библия для детей стр. 128-135.
9. Бог-троица. Библия. Евангелие. Познакомить детей с основными свойствами Бога, с Библией. Показать, что в мире существуют тайны непостижимые разумом. 1. Экскурсия в парк.
2. Сбор осенних листьев.
3. Игра "Собери осенний букет".
4. Рассказ о Боге и его тайнах.
5. Рассматривание иконы Святой Троицы.
6. Заучивание стихотворения "Бог един". Икона Святой Троицы, ксерокопии раскрасок. Записи духовной музыки. ЗБ стр. 7.
ОПК стр. 10-12.
Азбука для малышей христианская стр. 3.
10. История России, культурное наследие. Дать понятие места русского народа в мире других людей и народов; осмыслить прошлое русского народа. Вызвать желание сохранять и преумножать культурное наследие русского народа. 1. Рассказ об истории возникновения государства Российского.
2. Показ мультфильмов по истории России.
3. Слушание русского народного фольклора (песни, музыка, стихи, заклички). Музыкальный центр, диски; телевизор. Детская энциклопедия "История" стр. 90-93.
11. Экскурсия в осенний лес. Формировать нравственные ценности любви к родному краю, природе, стремление сохранять и облагораживать. Проведение экскурсии в осенний лес. Подвижные игры "Ловишки", "Где листик".
Словесная игра "Закончи слово". Автобус
12. История православия на Руси. Знакомить с истоками православия на Руси, благотворное его влияние для русского народа. Подчеркнуть любовь и доброту к людям святых на Руси. 1. Слушание духовной музыки, песнопений.
2. Рассказ об истории Крещения русского народа.
3. Чтение былин и сказаний о старинных героях России.
4. Рисуем героев -ИЗОдеятельность. Музыкальный центр, диски.
Бумага, карандаши, краски. Б. Проказов "Александр Невский".
В. Дударенко "Креститель Руси".
13. Знакомство с житием благоверного князя Александра Невского. Продолжить знакомство с житием святых. Воспитывать нравственные качества, помощь ближнему, смелость, волю. 1. Прослушивание духовной музыки.
2. Просмотр слайдов о житие Александра Невского, икон святых.
3. Раскрашивание рисунков по мотивам рассказов.
4. Составление коллажа: "Житие Александра Невского".
5. Игра "Кто самый ловкий" Мульти медиа установка, диски,
краски, расскраски,
атрибуты к играм.
14. Осенний фольклорный праздник "Осенняя ярмарка". Продолжать знакомить с устным народным творчеством, закрепить обычаи и традиции. Праздник по сценарию Музыкальный центр, атрибуты к играм и пляскам, поделки. Журнал "Народный праздничный календарь № 4, 1999 г.,
стр. 77-122
15. Осеннее спортивное развлечение "Мы сильные и ловкие как Русские богатыри". Укреплять здоровье детей, развивать силу духа, ловкость, умение добиваться своей цели, дружеские отношения среди детей Проведение спортивного развлечения по сценарию. Музыкальный центр, диски, атрибуты к играм, упражнениям, забавам.
16. Знакомство с житием преподобного Серафима Саровского. Знакомить со святыми и их деяниями, воспитывать на примере духовно- нравственные качества. 1. Слушание духовной музыки, показ икон.
2. Чтение былины С. О. Никулина "Добрый батюшка Соровский".
3. Беседа о прочитанном.
4. Игра "Закончи предложение". Музыкальный центр, диски, иллюстрации. Книга "Добрый батюшка Саровский" С. О. Никулина.
17. Добродетели и пороки. Воспитывать нравственные чувства: доброту, настойчивость, внимательность, осторожность. Дать понятие о самоуверенности, легкомыслии, хвастовстве – как отрицательных качествах. Развивать речь детей, обогащать словарь, развивать творчество. 1. Просмотр мультимедиа по рассказу В. Сутеева "Цыпленок и утенок".
2. Беседа по рассказу.
3. Речевые игры "Придумай похожее слово", "Продолжи предложение".
4. Аппликация из газеты "Герои рассказа".
5. Слушание детских песен о животных и птицах. Бумага, ножницы, клей. Музыкальный центр, телевизор, ДВД, диск с мультфильмами. ПВ стр. 39-41.
18. Сотворение человека. Познакомить с библейским повествованием о создании человека, показать совершенство создания Бога. 1. Игра "Адам и животные".
2. Чтение рассказа
А. Суздольцева "Улыбка Бога".
3. Беседа о прочитанном.
4. Лепка из пластилина (глины) человека и животных.
5. Отгадывание загадок о животных и человеке. Мульти медиа установка, эпизоды с животными и людьми, музыкальный центр, диски с музыкой с голосами животных. ОПК стр. 22-25.
19. Добродетели и пороки. Чтение сказок и рассказов о добре и зле. Воспитывать желание поступать верно, уметь сочувствовать, сопереживать, осуждать порочное поведение других. 1. Слушание духовной музыки.
2. Чтение:
а) Рассказ Б. Гонаго "Приветливый щенок".
б) В. Русанов "Кого больше любит мама".
в) Б. Гонаго "Прилипала".
3. Рисование по прочитанному. Музыкальный центр, диски с духовной музыкой. Бумага, краски. Б. Гонаго "Детям о молитве" стр. 5-10, сборник "Милая мама"
стр. 49, Б. Гонаго "Детям о душе" стр. 21-24.
20. Бог есть любовь. Показать, что смысл существования человека – совершенствование в любви; что настоящая любовь проявляется в желании сделать что-то хорошее для другого. 1. Рассказ о любви Святой Троицы и любви Божьей ко всему Миру.
2. Беседа по рассказу.
3. Чтение сказки Б. Гонаго "Шины, колючки и любовь".
4. Прослушивание мелодий о любви.
5. Рисование по теме занятия. Музыкальный центр, диск с симфонической музыкой. Бумага, краски. ОПК стр. 12-14, Б. Гонаго "Небесный гость" стр. 23-27.
21. Добродетели и пороки. Приобщать к духовно-нравственным ценностям. Дать понятия – ласка, доброта, терпение, благодарность. 1. Слушание духовной музыки.
2. Чтение сказки К. Ушинского "Ветер и солнце".
3. Беседа по сказке.
4. Отгадывание загадок.
5. Театрализация сказки. Музыкальный центр, диски с духовной музыкой.
Костюмы для театрализованной деятельности. ПВ стр. 54-57.
22. Как бог дал людям закон. Познакомить с заповедями Бога для людей. Вызвать желание быть таким как хочет Бог. 1. Чтение заповедей Бога.
2. Беседа о прочитанном.
3. Игра "Закончи рассказ".
4. Подвижная игра "Кто ловкий".
5. Просмотр мультфильмов по теме. Телевизор, ДВД, диски с мультфильмами. ЗБ стр. 18-20.
23. Свобода человека творить добро и зло. Показать, что человек создан Богом свободным и мы в жизни постоянно совершаем выбор между добром и злом. Формировать нравственные умения и привычки. 1. Беседа о сотворении мира и человека.
2. Чтение "Библии о сотворении человека".
3. Дидактическая игра "Узнай эмоции".
4. Раскрашивание рисунков на добрые и злые эмоции.
5. Чтение стихотворения Н. Юркова "Злая шалость".
6. Заучивание пословиц о добре и зле. Мульти медиа установка с библейскими сюжетами о добре и зле. ОПК стр. 25-27, ПК стр. 68-69.
24. Добродетели и пороки. Дать понятия об упрямстве и зле. Продолжить знакомство с нравственными качествами –раскаяние, милосердии. 1. Чтение "Сказки об упрямом медведе" О. Кузнецовой.
2. Беседа по сказке.
3. Игра "Подбери слово".
4. Подвижная игра "У медведя во бору".
5. Пение песен о медведе, танцы и чтение стихов.
6. Дидактическая игра "Узнай эмоции". Мульти медиа установка, диски с картинками эмоций. Музыкальный центр, диск с записями песен, танцев, музыки разного характера. ПВ стр. 47-50.
25. Праздник "Именины"
(День Ангела). Закреплять понятие Ангел-Хранитель. Учить детей радоваться хорошим поступкам других и поступать хорошо самим. 1. Чтение рассказа "Именины".
2. Слушание "светлой" музыки.
3. Песни, танцы, чтение стихов, поздравление с днем Ангела. Музыкальный центр, диски с музыкой, песнями. ЗБ стр. 11,
ОПК стр. 17-19, ПВ стр. 146-156.
26. Обзор православных журналов. Формировать духовно-нравственные ценности у детей. Помочь осмыслить понятие помощи ближнему, жертвенности, благодарности, милосердия, совести. 1. Слушание светлой музыки.
2. Рассматривание журналов.
3. Чтение рассказов, стихов, песен, сказок из журналов.
4. Игра "Закончи предложение", "Узнай по описанию". Детские православные журналы. Журнал "Православная радуга", "Свечечка".
27. Крест и его символика. Церковные молитвы. Как вести себя в Церкви. Подводить детей к понятию Церковь- дом Бога, воспитывать духовно-нравственные понятия и привычки. 1. Просмотр слайдов убранства Церкви.
2. Рассказ о кресте и его символике.
3. Чтение церковных молитв.
4. Беседа о правилах поведения в Церкви.
5. Игра "Закончи предложение". Мульти медиа установка, диски, Евангелие. Азбука православия
стр. 6, 10,
ЗБ стр. 28.
28. Знакомство с Церковью. Продолжить знакомство с Церковью и ее составляющих. Вызывать желание прийти в храм. 1. Просмотр слайдов с видами Церквей.
2. Чтение ЗБ "Первый храм", "Наш храм".
3. Рассматривание и рассказ о том, что включает в себя Церковь.
4. Аппликация "Какой ты представляешь Церковь?"
5. Игра "Продолжи слово". Мульти медиа установка. Клей, цветная бумага, ножницы. Музыкальный центр, диски духовной музыки. Азбука православия
стр. 9-13, ЗБ стр. 21-27.
29. Посещение храма. Закрепить понятие – Церковь- дом Божий. Вызвать чувство восхищения. Дать ощутить красоту и великолепие убранства, желание приходить в храм. 1. Беседа в детском саду о Боге, о его доме.
2. Проведение экскурсии.
3. Беседа об увиденном.
4. Чтение "Закона Божьего" "Первый храм". Музыкальный центр с духовной музыкой. ЗБ стр. 21-22.
30. Беседа :Как красиво в храме. Закрепить знание составляющих храма. Дать понятие – "икона", "крестное знамение". 1. Прослушивание духовной музыки.
2. Просмотр видов церковного убранства, икон.
3. Игра-аппликация "Составь убранство храма".
4. Игра "Закончи стихотворение".
Ножницы, клей. Виды Церкви. Музыкальный центр, диск, телевизор, ДВД. Азбука православия стр. 6-13. ЗБ стр. 25-28.
31. Знакомство с житием Сергия Радонежского. Знакомить с известными святыми, деяниями святых. Воспитывать любовь к людям, желание помогать другим. 1. Просмотр слайдов о Сергии Радонежском, показ икон.
2. Чтение жития Сергия Радонежского.
3. Рисование по рассказанному и увиденному.
4. Слушание духовной музыки. Мульти медиа, музыкальный центр, диски. Бумага, краски.
32. Истоки казачества на Кубани. Познакомить с истоками казачества и православия на Кубани. Совершенствовать духовно-нравственные ценности в жизни детей. 1. Прослушивание казачьих народных песен, духовной музыки.
2. Ознакомление с устройством жилища и быта казаков.
3. Беседа о православии в жизни кубанских казаков.
4. Заучивание казачьих поговорок, пословиц.
5. Казачьи игры "Не займай", "Завивайся плетень". Мульти медиа, музыкальный центр, диски, виды из истории жизни казаков. Ю. М. Бодяев "История Кубани" стр. 2-41.
"Ты, Кубань, ты наша Родина" стр. 8-20, 40-41, 142.
33. Экскурсия в мемориальный комплекс "Крепость Суворова". Рассказать об истоках возникновения кубанского казачества и
г. Усть-Лабинска.
Приобщать к народной культуре. Вызывать стремление сохранять и преумножать. 1. Посещение мемориального комплекса "Крепость Суворова".
2. Кубанские народные игры: "Подсолнухи", "Утка и селезень", "Зевака". Атрибуты к играм.
34. Посещение "Муниципального историко-краеведческого музея Усть-Лабинского района. Показать на реальных объектах историю Кубанского края и г. Усть-Лабинска. Вызвать желание узнавать больше об истоках малой родины. 1. Предварительная беседа.
2. Посещение экспозиции музея.
3. Беседа по увиденному.
4. Игра "Узнай по описанию".
35. Усть-Лабинск – моя Родина. Рассказать о достопримечательностях г. Усть-Лабинска, о главных зданиях, улицах. Воспитывать любовь к родному городу, желание трудиться и жить в нем. 1. Показ видео о г. Усть-Лабинске.
2. Беседа о городе и его достопримечательностях.
3. ИЗОдеятельность: Нарисуй любимое место в Усть-Лабинске.
4. Игра "Продолжи предложение". Телевизор, ДВД, диск с видеозаписью о г. Усть-Лабинске.
Бумага, краски. Опыт работы воспитателя Захаровой Э. А.
36. Развлечение "Кубанские посиделки". Приобщать к культуре народов Кубани. Воспитывать любовь к родине, матери, уважение к прошлому. 1. Театрализованное представление.
2. Танец "Кубанская полечка".
3. Казачьи игры: "Найди цветок", "Зевака", "Подсолнухи", "Утка и селезень", "Мак". Музыкальный центр, диски, атрибуты к играм и танцам. "Ты, Кубань, ты наша Родина" стр. 99-106.
37. Москва – столица России. Показать красоту столицы нашей Родины, рассказать о достопримечательностях, о памятниках героям и святым, о храмах Москвы. 1. Показ видов г. Москвы.
2. Прослушивание песен о Москве.
3. Чтение рассказов о Москве.
4. ИЗОдеятелность: Нарисуй Москву.
5. Выставка рисунков "Моя Москва". Мультимедийная установка, музыкальный центр, диск с видами МОСКВЫ,
Бумага, краски. А. Ефимов "Москва – столица"
стр. 7-81.
38. Колокол, колокольный звон. Показать красоту формы и звучание церковных колоколов. Рассказать о значении колокола для православия. 1. Слушание колокольных звонов.
2. Просмотр звонниц разных храмов.
3. Чтение и заучивание стихотворения о колоколе.
4. Рисование колокольных звонниц. Мульти медиа, музыкальный центр, диски. Бумага, цветные карандаши. Азбука для малышей христианская стр. 18.
39. Икона. Показать неземную красоту икон, ведущую к познанию бога. 1. Показ различных икон и рассказ о них.
2. Слушание духовной музыки.
3. Беседа по увиденному.
4. Рисование икон.
5. Заучивание стихотворения "Икона". Мультимедиа, диски, музыкальный центр. Бумага, краски. Азбука для малышей христианская стр. 17, Азбука православная стр. 8.
40. Посещение храма. Воочию рассматривать иконы, знакомить с ними; показать благочестивый облик икон. Экскурсия в храм по плану.
41. Мы рисуем храм. Закрепить знание обустройства храма, учить показывать его красоту, стимулировать желание посещать его. 1. Слушание духовной музыки.
2. Беседа об увиденном.
3. Рисование храма.
4. Игра "Расскажи о нарисованном".
5. Повторение молитвы "Отче наш". Музыкальный центр, диски. Бумага, краски.
42. Рождественские чтения. Приобщать к православным традициям, закреплять навыки колядования. 1. Просмотр мультфильма Г. Х. Андерсена "Щелкунчик".
2. Чтение рождественских стихов.
3. Игры "Превращение", "Узнай фигуру". Музыкальный центр, диски, атрибуты к играм, телевизор, ДВД. В. М. Петров "Зимние праздники, игры и забавы для детей. "
стр. 61-72.
43. Подготовка к рождеству. Закреплять православные традиции, поддерживать радость рождественского настроения. 1. Просмотр и прослушивание музыкальных произведений к Рождеству.
2. Заучивание колядок, песен, игр.
3. Репетиция сценок.
4. Изготовление атрибутов. Музыкальный центр, телевизор, ДВД. Бумага, клей, ткань, ножницы, нитки и т. д.
44. Выставка рождественских подарков. Закреплять знания о православных традициях. Совершенствовать трудовые навыки. Воспитывать умение радоваться сделанному. 1. Слушание рождественской музыки.
2. Подготовка экспонатов для выставки (изготовление).
3. Организация выставки.
4. Показ и рассказывание о подарках. Музыкальный центр, диски. Ткань, клей, бумага, ножницы и др.
45. Праздник "Рождества Христова". Провести праздник так, чтобы он оставил радостные, светлые впечатления. 1. Чтение тропарь праздника.
2. Угощение.
3. Концертная программа.
4. Сказочная Рождественская викторина.
5. Подвижная игра "Веселый шарик", "В ежовых рукавицах".
6. Чтение благодарной молитвы. Мульти медиа с библейскими сюжетами, музыкальное сопровождение, украшения, угощение. ПВ стр. 163-175.
46. Кукольный спектакль "Чудесная звезда" (Рождество). Продолжить атмосферу праздника, приучать детей радоваться, закреплять знание православных традиций. 1. Кукольный спектакль.
2. Подвижная игра "Живой узел", "Морские фигуры", "Все дело в шляпе".
Куклы, ширма, музыкальный центр, диски с записями различной по характеру музыки. ПВ стр. 177-184.
47. Обзор православных журналов для детей. Развивать нравственное мышление детей, формировать систему духовно-нравственных ценностей. 1. Слушание духовной музыки.
2. Рассматривание православных журналов "Свечечка".
3. Чтение рассказов, стихов из журналов.
4. Рисование по просмотренному.
5. Игра "Будь внимательнее". Музыкальный центр, диски. Журналы "Свечечка", ПВ стр. 155-156.
48. Добродетели и пороки (Трудовое воспитание). Формировать положительное отношение к труду. Закреплять навыки труда по уборке, проявлять волевые качества, умение доводить дело до конца. 1. Просмотр мультфильма о труде "Заяц-хваста".
2. Беседа об увиденном.
3. Чтение немецкой народной песни "Без чего не проживаешь".
4. Уборка в студии.
5. Игра "Узнай, что я делаю". Телевизор, ДВД, инвентарь для уборки. ПВ стр. 86-90.
49. Крещенское посещение храма. Приобщать детей к православным обычаям И традициям; рассказать о святых, имена которых носят многие дети. 1. Беседа о празднике Крещения Господня.
2. Чтение Закона Божьего.
3. Посещение храма.
4. Освещение воды. Вода для освящения. ЗБ стр. 36-37.
50. Добродетели и пороки. Продолжать приобщение детей к духовно-нравственным ценностям. Формировать нравственные умения и привычки. 1. Слушание духовной музыки.
2. Чтение православной литературы:
Мать и больное дитя С. Аксаков.
После катастрофы
Е. Степанов.
Дичок П. Шашурин.
3. Словесная игра "Доскажи словечко".
4. Игра "Назови эмоции".
5. Подвижная игра "Семь сыновей". Музыкальный центр, диски с духовной музыкой. Книги и журналы. Сборник "Милая мама" стр. 40-45.
"Небесный гость" стр. 39-41.
Журнал "Свечечка" № 8 2008 г. стр. 8-11.
51. Подготовка к маминому празднику. Воспитывать любовь к мамам, бабушкам и самым близким, закреплять нравственные привычки. 1. Прослушивание светлой музыки.
2. Чтение стихов и рассказов.
а) М. Ватсон "Спит малютка"
б) В. Коротаев "Вера наших матерей".
в) И. Бунин "Матери".
г) Б. Гонаго "Дочь".
3. Изготовление подарков для мам, бабушек и сестер. Музыкальный центр, диски. ИЗО-средства. Сборник "Милая мама"
стр. 10-11, стр. 39, стр. 31.
Б. Гонаго "Детям о слове" стр. 37-41.
52. Мамин праздник. Создать атмосферу праздника, воспитывать желание радовать близких, закреплять нравственные навыки. Проведение праздника по сценарию. Музыкальный центр, диски, атрибуты к играм, подарки. Энциклопедия праздников стр. 139-151.
В. М. Петров "Веселые праздники" стр. 6-25.
53. Экскурсия в часовню. Приобщать детей к православной культуре, дать увидеть торжественность и святость часовен. Посещение часовни на
ул. Ленина, г. Усть-Лабинска. Автобус.
54. Добродетели и пороки (трудовое воспитание). Формировать трудовые навыки, настраивать на добрые дела, воспитывать отрицательное отношение к лени. 1. Чтение стихотворения В. Плудон "Пчелка-труженница".
2. Беседа по прочитанному.
3. Заучивание пословиц о труде.
4. Игра "Холодно-горячо".
5. Уборка в студии. Музыкальный центр, диски, инвентарь для уборки. ПВ стр. 82-87.
55. Подготовка к празднику "Широкая масленица". Приобщать к русским народным традициям и обычаям. Совершенствовать навыки ручного труда. 1. Чтение о праздновании "Широкой масленицы".
2. Изготовление товаров и нарядов для масленицы.
3. Разучивание игр, забав и присказок к празднику. Ткань, бумага, ножницы, клей и др. Н. Чудаков "Энциклопедия праздников" стр. 85-102.
В. М. Петров "Зимние праздники и забавы для детей" стр. 72-90.
56. Праздник "Масленица" Создавать атмосферу праздничного настроения, продолжать приобщать к русским народным традициям. Праздник Широкой Масленицы по сценарию. Музыкальный центр, диски, атрибуты к играм. М. В. Петров "Зимние праздники и забавы для детей" стр. 72-90.
57. Православное чтиво. Формировать духовно-нравственные ценности детей на чтении православной литературы. 1. Прослушивание духовной светлой музыки.
2. Чтение Б. Гонаго "Родные мои".
3. Б. Гонаго "Слепой мальчик".
4. Стихотворение А. Доброхотов "Мать и сын".
5. Нарисуй, что понравилось.
6. Игра "Узнай настроение". Музыкальный центр, диски. Б. Гонаго "О образе Божьем" стр. 3-10.
Б. Гонаго "Детям о молитве" стр. 43-44.
Сборник "Милая мама" стр. 32.
58. Подготовка развлечения "Благовещенье – третья встреча весны". Приобщать к русским народным традициям, воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру, закреплять трудовые навыки. 1. Чтение о празднике Благовещения.
2. Рисование птичек.
3. Разучивание песен и стихов.
4. Репетиция сценок.
5. Прослушивание светлой, весенней музыки и песнопений.
6. Изготовление атрибутов к играм и сценкам. Музыкальный центр, диски. В. М. Петров "Весенние праздники" стр. 77-90.
ОПК стр. 41-45.
59. Добродетели и пороки. Продолжить знакомить детей с разными качествами характера, развивать умение отличать доброе от злого, плохое от хорошего. 1. Отгадывание загадок.
2. Чтение стихотворения Д. Тихомирова "Два колоска".
3. Беседа по стихотворению.
4. Заучивание пословиц.
5. Словесная игра "Доскажи словечко".
6. Музыкальная игра "Узнай по звуку". Музыкальный центр, диск с записями разной по характеру музыки. ПВ стр. 50-59.
60. Развлечение "Благовещенье – третья встреча весны". Закрепить нрав-
ственные навыки доброжелательности жить в любви и чистоте и радоваться жизни. Проведение развлечения по сценарию. Музыкальный центр, атрибуты к песням, сценкам, играм. В. М. Петров "Весенние праздники" стр. 77-90.
ОПК стр. 41-45.
61. Весеннее спортивное развлечение "Мой веселый, звонкий мяч". Укрепить здоровье детей, развивать ловкость, меткость, внимание, дружеские отношения, силу духа. Проведение спортивного развлечения по сценарию. Музыкальный центр, диски, мячи, атрибуты к играм и забавам.
62. Добродетели и пороки. Продолжать знакомить с нравственными нормами: терпение, смирение, честность, справедливость, мужество и др. 1. Чтение рассказа "Адмирал А. Шишков" и Злодействующий кот и невинно страдающая шавка".
2. Беседа по прочитанному.
3. Заучивание пословиц.
4. Игра "Закончи рассказ".
5. Подвижная игра "Морские фигуры". Музыкальный центр, диски. ПВ стр. 52-54.
63. Приготовление к празднику Пасхи. Продолжить приобщение детей к духовно-нравственным ценностям. Учить быть кроткими, послушными, доброжелательными, приносить радость людям. 1. Слушание светлой музыки.
2. Чтение "Воспоминаний бабушки".
3. Разговор-беседа о пасхальных традициях.
4. Начало приготовлений – рукоделие.
5. Игра "Продолжи предложение". Музыкальный центр, диски с записями музыки.
Бумага, ножницы, нитки, иголки. ПВ стр. 189-192.
64. Пасхальные чтения. Продолжить приобщение детей к атмосфере духовности, формировать фундамент нравственности на будущее. 1. Просмотр слайдов с видами пасхальных празднеств.
2. Слушание духовной музыки.
3. Чтение церковного предания "Первое красное яичко".
4. Чтение пасхальных стихов.
5. Заучивание стихотворения Р. Киркос "Пасхальное". Мульти медиа установка со слайдами, музыкальный центр с дисками. ПВ стр. 193.
65. Пасхальные приготовления. Приобщать к торжественности церковных праздников, формировать ценности духовной жизни ребенка. 1. Просмотр кадров празднования Пасхи.
2. Подготовка и раскрашивание пасхальных яиц.
3. Слушание светлой музыки.
4. Чтение рассказа" Почему на Пасху принято дарить яйца" Мульти медиа установка со слайдами, музыкальный центр, диски. Яйца, краска, кисти. ЗБ стр. 71-73.
ПВ стр. 192.
66. Выставка "Пасхальное яйцо". Формировать навыки проведения выставок. Закреплять умение создавать радостное, светлое настроение для всех. 1. Слушание светлой музыки.
2. Расписывание яиц к Пасхе.
3. Организация выставки. Музыкальный центр, диски.
Витрины для показа яиц.
67. Праздник Пасхи. Создать радостную атмосферу праздника, приобщать к обрядам и традициям. Празднование Святой Пасхи (по сценарию).
Игра "Катание яиц".
Игра "Сюрпризы". Музыкальный центр, диски, атрибуты игр, угощение. ПВ стр. 190-206.
68. Экскурсия в Муниципальный историко-краеведческий музей. Продолжить знакомить с бытом и укладом Усть-Лабинских казаков. Приобщать к историческим ценностям, вызывать желание сохранять их. Кубанские игры: "Кубанка", "Брыли", "Утки". "Ты, Кубань, ты наша Родина"
стр. 132-140.
69. Развлечение "Русский народный фольклорный праздник". Приобщать к культурному наследию русского народа, вызвать чувство гордости и радости, любовь к своей Родине. Развлечение по сценарию.
"Мне посчастливилось родиться на Руси". Музыкальный центр, диски, атрибуты к играм и забавам. Опыт работы музыкального руководителя детского сада Калинкиной Н. В.
70. Экскурсия в храм
г. Краснодара.
(ст. Воронежская). Приобщать детей к православной культуре, показать красоту убранства храма и вызвать желание посещать храм. Проведение экскурсии по плану. Автобус.
71. Изодеятельность. "Нарисуй, что знаешь о православии". Закреплять знания о православной культуре, приобщать к красоте икон, убранству храмов. 1. Слушание песнопений, духовной и светлой музыки.
2. Рассматривание книг, журналов.
3. Рисование красками.
4. Оформление стенда: "Что я знаю о православии". Музыкальный центр, диски, бумага, краски. Православные журналы, книги.
72. Православная викторина. Закрепить знания православной культуры, систематизировать духовно-нравственные принципы отношения к жизни детей. Проведение викторины по плану. Телевизор, ДВД, диски. Бумага, карандаши, атрибуты к викторине.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОДЕРЖАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРА
1. Сотворение богом мира. Мир видимый и невидимый. Ангел-хранитель. Познакомить с библейской картиной возникновения мира. Ангел-хранитель. Закрепить ценности любви, внимание, доброту, послушание. 1. Слушание духовной музыки.
2. Показ библейских картинок о сотворении мира.
3. Рассказ (чтение из Библии) о сотворении Богом мира.
4. Раскрашивание картинок на библейские темы.
5. Чтение православных стихов А. Майков "Мать и дети", "Святая слеза" И. Бабин, Цветаева "У кроватки". Мульти медиа установка с дисками духовной музыки и библейскими картинами. ОПК стр. 15-17
ЗБ стр. 7-11
Сборник "Милая мама" стр. 15, стр. 16, стр. 41
2. Мир - божьих рук созданье Закончить рассказ о библейской картине создания мира; последовательность творения. Дать понять, что сотворенный мир прекрасен. 1. Слушание духовной музыки.
2. Чтение Библии о сотворении мира.
3. Беседа о прочитанном.
4. Чтение стихотворения "Мир – Божьих рук созданье".
5. Музыкальная игра "Представь божье созданье".
6. Словесная игра "Подбери слово".
Музыкальный центр, диски с духовной музыкой и записями о голосов животных. Библия для детей стр. 3-6.
ПВ стр. 63-64,
ОПВ стр. 19-21.
3. Православные чтения Систематизировать знания православных терминов. Формировать духовные ценности. 1. Показ православных сюжетов, икон, видов храмов.
2. Слушание духовной музыки.
3. Чтение "Библии для детей".
4. Чтение рассказа Б. Ганаго "Слова на век".
5. Чтение рассказа Б. Ганаго "Разве не чудо".
6. Игра "Продолжи слово". Мультимедийная установка, диски. Библия для детей.
Б. Ганаго "Детям о слове" стр. 12-15, Б. Ганаго "Детям о молитве"
стр. 39-40
4. Прекрасный мир, в котором мы живем. Показать детям стройность устроения мира и его красоту. 1. Игра-лепка из пластилина.
2. Беседа о появлении на земле растений и животных.
3. Чтение "Ветхого завета" "Сотворение мира".
4. Прослушивание и просмотр записей пения птиц, пейзажей природы.
5. Раскрашивание рисунков к "Ветхому завету".
6. Чтение стихотворения "Мир -Божьих рук созданье"
Л. Котляр Пластилин, мультимедийная установка, диски с пейзажами природы и пением птиц, раскраска, карандаши цветные. Библия для детей.
ПВ стр. 63.
ЗБ стр. 7-10.
5. Семья Дать понятие "Семья", "Божья семья", Церковь; дать понять важность добрых взаимоотношений в семье. 1. Беседа о семье.
2. Рисование членов семьи, которые делают что-то вместе.
3. Составление коллажа "Божья семья".
4. Повторение потешки "Дружная семья". Бумага, краски, карандаши, ножницы, клей. Закон Божий для самых маленьких стр. 3-6.
С. В. Глебова Детский сад-семья стр. 102.
6. Рисую мою семью Развивать духовно-нравственную сторону детей, учить любить своих родных и проявлять внимание и заботу о них, показать важность добрых взаимоотношений в семье. 1. Слушание светлой музыки.
2. Просмотр слайдов с семейными портретами.
3. Беседа о семьях детей.
4. Рисование семьи детьми.
5. Анализ рисунков - создание выставки.
6. Чтение стихотворения Л. Чарской "Мама". Музыкальный центр, диски. Мультимедиа установка.
Бумага, краски. Сборник "Милая мама" стр. 26-27.
7. Развлечение "Коли семья вместе, то и душа на месте" Систематизировать знания о семье, расширить интерес к родословной, воспитывать добрые чувства и любовь к членам своей семьи. Развлечение проводится по сценарию. Музыкальный центр, диски, атрибуты к играм. С. В. Глебова
Детский сад-семья
стр. 101-103.
8. Добродетели и пороки; чтение православной литературы. Формировать знания о православии, о нравственно-духовных качествах людей, таких как, благодарность, совесть, щедрость, милосердие, прощение и др. Чтение: Закон Божий.
Б. Ганаго "Весна в душе", "Прощение".
Библия для детей. Книги. Православная литература. ЗБ стр. 41-43.
Христианская азбука для малышей стр. 8.
Б. Гонаго "Небесный гость" стр. 11-22, 28-31.
Библия для детей стр. 128-135.
9. Бог-троица. Библия. Евангелие. Познакомить детей с основными свойствами Бога, с Библией. Показать, что в мире существуют тайны непостижимые разумом. 1. Экскурсия в парк.
2. Сбор осенних листьев.
3. Игра "Собери осенний букет".
4. Рассказ о Боге и его тайнах.
5. Рассматривание иконы Святой Троицы.
6. Заучивание стихотворения "Бог един". Икона Святой Троицы, ксерокопии раскрасок. Записи духовной музыки. ЗБ стр. 7.
ОПК стр. 10-12.
Азбука для малышей христианская стр. 3.
10. История России, культурное наследие. Дать понятие места русского народа в мире других людей и народов; осмыслить прошлое русского народа. Вызвать желание сохранять и преумножать культурное наследие русского народа. 1. Рассказ об истории возникновения государства Российского.
2. Показ мультфильмов по истории России.
3. Слушание русского народного фольклора (песни, музыка, стихи, заклички). Музыкальный центр, диски; телевизор. Детская энциклопедия "История" стр. 90-93.
11. Экскурсия в осенний лес. Формировать нравственные ценности любви к родному краю, природе, стремление сохранять и облагораживать. Проведение экскурсии в осенний лес. Подвижные игры "Ловишки", "Где листик".
Словесная игра "Закончи слово". Автобус
12. История православия на Руси. Знакомить с истоками православия на Руси, благотворное его влияние для русского народа. Подчеркнуть любовь и доброту к людям святых на Руси. 1. Слушание духовной музыки, песнопений.
2. Рассказ об истории Крещения русского народа.
3. Чтение былин и сказаний о старинных героях России.
4. Рисуем героев -ИЗОдеятельность. Музыкальный центр, диски.
Бумага, карандаши, краски. Б. Проказов "Александр Невский".
В. Дударенко "Креститель Руси".
13. Знакомство с житием благоверного князя Александра Невского. Продолжить знакомство с житием святых. Воспитывать нравственные качества, помощь ближнему, смелость, волю. 1. Прослушивание духовной музыки.
2. Просмотр слайдов о житие Александра Невского, икон святых.
3. Раскрашивание рисунков по мотивам рассказов.
4. Составление коллажа: "Житие Александра Невского".
5. Игра "Кто самый ловкий" Мульти медиа установка, диски,
краски, расскраски,
атрибуты к играм.
14. Осенний фольклорный праздник "Осенняя ярмарка". Продолжать знакомить с устным народным творчеством, закрепить обычаи и традиции. Праздник по сценарию Музыкальный центр, атрибуты к играм и пляскам, поделки. Журнал "Народный праздничный календарь № 4, 1999 г.,
стр. 77-122
15. Осеннее спортивное развлечение "Мы сильные и ловкие как Русские богатыри". Укреплять здоровье детей, развивать силу духа, ловкость, умение добиваться своей цели, дружеские отношения среди детей Проведение спортивного развлечения по сценарию. Музыкальный центр, диски, атрибуты к играм, упражнениям, забавам.
16. Знакомство с житием преподобного Серафима Саровского. Знакомить со святыми и их деяниями, воспитывать на примере духовно- нравственные качества. 1. Слушание духовной музыки, показ икон.
2. Чтение былины С. О. Никулина "Добрый батюшка Соровский".
3. Беседа о прочитанном.
4. Игра "Закончи предложение". Музыкальный центр, диски, иллюстрации. Книга "Добрый батюшка Саровский" С. О. Никулина.
17. Добродетели и пороки. Воспитывать нравственные чувства: доброту, настойчивость, внимательность, осторожность. Дать понятие о самоуверенности, легкомыслии, хвастовстве – как отрицательных качествах. Развивать речь детей, обогащать словарь, развивать творчество. 1. Просмотр мультимедиа по рассказу В. Сутеева "Цыпленок и утенок".
2. Беседа по рассказу.
3. Речевые игры "Придумай похожее слово", "Продолжи предложение".
4. Аппликация из газеты "Герои рассказа".
5. Слушание детских песен о животных и птицах. Бумага, ножницы, клей. Музыкальный центр, телевизор, ДВД, диск с мультфильмами. ПВ стр. 39-41.
18. Сотворение человека. Познакомить с библейским повествованием о создании человека, показать совершенство создания Бога. 1. Игра "Адам и животные".
2. Чтение рассказа
А. Суздольцева "Улыбка Бога".
3. Беседа о прочитанном.
4. Лепка из пластилина (глины) человека и животных.
5. Отгадывание загадок о животных и человеке. Мульти медиа установка, эпизоды с животными и людьми, музыкальный центр, диски с музыкой с голосами животных. ОПК стр. 22-25.
19. Добродетели и пороки. Чтение сказок и рассказов о добре и зле. Воспитывать желание поступать верно, уметь сочувствовать, сопереживать, осуждать порочное поведение других. 1. Слушание духовной музыки.
2. Чтение:
а) Рассказ Б. Гонаго "Приветливый щенок".
б) В. Русанов "Кого больше любит мама".
в) Б. Гонаго "Прилипала".
3. Рисование по прочитанному. Музыкальный центр, диски с духовной музыкой. Бумага, краски. Б. Гонаго "Детям о молитве" стр. 5-10, сборник "Милая мама"
стр. 49, Б. Гонаго "Детям о душе" стр. 21-24.
20. Бог есть любовь. Показать, что смысл существования человека – совершенствование в любви; что настоящая любовь проявляется в желании сделать что-то хорошее для другого. 1. Рассказ о любви Святой Троицы и любви Божьей ко всему Миру.
2. Беседа по рассказу.
3. Чтение сказки Б. Гонаго "Шины, колючки и любовь".
4. Прослушивание мелодий о любви.
5. Рисование по теме занятия. Музыкальный центр, диск с симфонической музыкой. Бумага, краски. ОПК стр. 12-14, Б. Гонаго "Небесный гость" стр. 23-27.
21. Добродетели и пороки. Приобщать к духовно-нравственным ценностям. Дать понятия – ласка, доброта, терпение, благодарность. 1. Слушание духовной музыки.
2. Чтение сказки К. Ушинского "Ветер и солнце".
3. Беседа по сказке.
4. Отгадывание загадок.
5. Театрализация сказки. Музыкальный центр, диски с духовной музыкой.
Костюмы для театрализованной деятельности. ПВ стр. 54-57.
22. Как бог дал людям закон. Познакомить с заповедями Бога для людей. Вызвать желание быть таким как хочет Бог. 1. Чтение заповедей Бога.
2. Беседа о прочитанном.
3. Игра "Закончи рассказ".
4. Подвижная игра "Кто ловкий".
5. Просмотр мультфильмов по теме. Телевизор, ДВД, диски с мультфильмами. ЗБ стр. 18-20.
23. Свобода человека творить добро и зло. Показать, что человек создан Богом свободным и мы в жизни постоянно совершаем выбор между добром и злом. Формировать нравственные умения и привычки. 1. Беседа о сотворении мира и человека.
2. Чтение "Библии о сотворении человека".
3. Дидактическая игра "Узнай эмоции".
4. Раскрашивание рисунков на добрые и злые эмоции.
5. Чтение стихотворения Н. Юркова "Злая шалость".
6. Заучивание пословиц о добре и зле. Мульти медиа установка с библейскими сюжетами о добре и зле. ОПК стр. 25-27, ПК стр. 68-69.
24. Добродетели и пороки. Дать понятия об упрямстве и зле. Продолжить знакомство с нравственными качествами –раскаяние, милосердии. 1. Чтение "Сказки об упрямом медведе" О. Кузнецовой.
2. Беседа по сказке.
3. Игра "Подбери слово".
4. Подвижная игра "У медведя во бору".
5. Пение песен о медведе, танцы и чтение стихов.
6. Дидактическая игра "Узнай эмоции". Мульти медиа установка, диски с картинками эмоций. Музыкальный центр, диск с записями песен, танцев, музыки разного характера. ПВ стр. 47-50.
25. Праздник "Именины"
(День Ангела). Закреплять понятие Ангел-Хранитель. Учить детей радоваться хорошим поступкам других и поступать хорошо самим. 1. Чтение рассказа "Именины".
2. Слушание "светлой" музыки.
3. Песни, танцы, чтение стихов, поздравление с днем Ангела. Музыкальный центр, диски с музыкой, песнями. ЗБ стр. 11,
ОПК стр. 17-19, ПВ стр. 146-156.
26. Обзор православных журналов. Формировать духовно-нравственные ценности у детей. Помочь осмыслить понятие помощи ближнему, жертвенности, благодарности, милосердия, совести. 1. Слушание светлой музыки.
2. Рассматривание журналов.
3. Чтение рассказов, стихов, песен, сказок из журналов.
4. Игра "Закончи предложение", "Узнай по описанию". Детские православные журналы. Журнал "Православная радуга", "Свечечка".
27. Крест и его символика. Церковные молитвы. Как вести себя в Церкви. Подводить детей к понятию Церковь- дом Бога, воспитывать духовно-нравственные понятия и привычки. 1. Просмотр слайдов убранства Церкви.
2. Рассказ о кресте и его символике.
3. Чтение церковных молитв.
4. Беседа о правилах поведения в Церкви.
5. Игра "Закончи предложение". Мульти медиа установка, диски, Евангелие. Азбука православия
стр. 6, 10,
ЗБ стр. 28.
28. Знакомство с Церковью. Продолжить знакомство с Церковью и ее составляющих. Вызывать желание прийти в храм. 1. Просмотр слайдов с видами Церквей.
2. Чтение ЗБ "Первый храм", "Наш храм".
3. Рассматривание и рассказ о том, что включает в себя Церковь.
4. Аппликация "Какой ты представляешь Церковь?"
5. Игра "Продолжи слово". Мульти медиа установка. Клей, цветная бумага, ножницы. Музыкальный центр, диски духовной музыки. Азбука православия
стр. 9-13, ЗБ стр. 21-27.
29. Посещение храма. Закрепить понятие – Церковь- дом Божий. Вызвать чувство восхищения. Дать ощутить красоту и великолепие убранства, желание приходить в храм. 1. Беседа в детском саду о Боге, о его доме.
2. Проведение экскурсии.
3. Беседа об увиденном.
4. Чтение "Закона Божьего" "Первый храм". Музыкальный центр с духовной музыкой. ЗБ стр. 21-22.
30. Беседа :Как красиво в храме. Закрепить знание составляющих храма. Дать понятие – "икона", "крестное знамение". 1. Прослушивание духовной музыки.
2. Просмотр видов церковного убранства, икон.
3. Игра-аппликация "Составь убранство храма".
4. Игра "Закончи стихотворение".
Ножницы, клей. Виды Церкви. Музыкальный центр, диск, телевизор, ДВД. Азбука православия стр. 6-13. ЗБ стр. 25-28.
31. Знакомство с житием Сергия Радонежского. Знакомить с известными святыми, деяниями святых. Воспитывать любовь к людям, желание помогать другим. 1. Просмотр слайдов о Сергии Радонежском, показ икон.
2. Чтение жития Сергия Радонежского.
3. Рисование по рассказанному и увиденному.
4. Слушание духовной музыки. Мульти медиа, музыкальный центр, диски. Бумага, краски.
32. Истоки казачества на Кубани. Познакомить с истоками казачества и православия на Кубани. Совершенствовать духовно-нравственные ценности в жизни детей. 1. Прослушивание казачьих народных песен, духовной музыки.
2. Ознакомление с устройством жилища и быта казаков.
3. Беседа о православии в жизни кубанских казаков.
4. Заучивание казачьих поговорок, пословиц.
5. Казачьи игры "Не займай", "Завивайся плетень". Мульти медиа, музыкальный центр, диски, виды из истории жизни казаков. Ю. М. Бодяев "История Кубани" стр. 2-41.
"Ты, Кубань, ты наша Родина" стр. 8-20, 40-41, 142.
33. Экскурсия в мемориальный комплекс "Крепость Суворова". Рассказать об истоках возникновения кубанского казачества и
г. Усть-Лабинска.
Приобщать к народной культуре. Вызывать стремление сохранять и преумножать. 1. Посещение мемориального комплекса "Крепость Суворова".
2. Кубанские народные игры: "Подсолнухи", "Утка и селезень", "Зевака". Атрибуты к играм.
34. Посещение "Муниципального историко-краеведческого музея Усть-Лабинского района. Показать на реальных объектах историю Кубанского края и г. Усть-Лабинска. Вызвать желание узнавать больше об истоках малой родины. 1. Предварительная беседа.
2. Посещение экспозиции музея.
3. Беседа по увиденному.
4. Игра "Узнай по описанию".
35. Усть-Лабинск – моя Родина. Рассказать о достопримечательностях г. Усть-Лабинска, о главных зданиях, улицах. Воспитывать любовь к родному городу, желание трудиться и жить в нем. 1. Показ видео о г. Усть-Лабинске.
2. Беседа о городе и его достопримечательностях.
3. ИЗОдеятельность: Нарисуй любимое место в Усть-Лабинске.
4. Игра "Продолжи предложение". Телевизор, ДВД, диск с видеозаписью о г. Усть-Лабинске.
Бумага, краски. Опыт работы воспитателя Захаровой Э. А.
36. Развлечение "Кубанские посиделки". Приобщать к культуре народов Кубани. Воспитывать любовь к родине, матери, уважение к прошлому. 1. Театрализованное представление.
2. Танец "Кубанская полечка".
3. Казачьи игры: "Найди цветок", "Зевака", "Подсолнухи", "Утка и селезень", "Мак". Музыкальный центр, диски, атрибуты к играм и танцам. "Ты, Кубань, ты наша Родина" стр. 99-106.
37. Москва – столица России. Показать красоту столицы нашей Родины, рассказать о достопримечательностях, о памятниках героям и святым, о храмах Москвы. 1. Показ видов г. Москвы.
2. Прослушивание песен о Москве.
3. Чтение рассказов о Москве.
4. ИЗОдеятелность: Нарисуй Москву.
5. Выставка рисунков "Моя Москва". Мультимедийная установка, музыкальный центр, диск с видами МОСКВЫ,
Бумага, краски. А. Ефимов "Москва – столица"
стр. 7-81.
38. Колокол, колокольный звон. Показать красоту формы и звучание церковных колоколов. Рассказать о значении колокола для православия. 1. Слушание колокольных звонов.
2. Просмотр звонниц разных храмов.
3. Чтение и заучивание стихотворения о колоколе.
4. Рисование колокольных звонниц. Мульти медиа, музыкальный центр, диски. Бумага, цветные карандаши. Азбука для малышей христианская стр. 18.
39. Икона. Показать неземную красоту икон, ведущую к познанию бога. 1. Показ различных икон и рассказ о них.
2. Слушание духовной музыки.
3. Беседа по увиденному.
4. Рисование икон.
5. Заучивание стихотворения "Икона". Мультимедиа, диски, музыкальный центр. Бумага, краски. Азбука для малышей христианская стр. 17, Азбука православная стр. 8.
40. Посещение храма. Воочию рассматривать иконы, знакомить с ними; показать благочестивый облик икон. Экскурсия в храм по плану.
41. Мы рисуем храм. Закрепить знание обустройства храма, учить показывать его красоту, стимулировать желание посещать его. 1. Слушание духовной музыки.
2. Беседа об увиденном.
3. Рисование храма.
4. Игра "Расскажи о нарисованном".
5. Повторение молитвы "Отче наш". Музыкальный центр, диски. Бумага, краски.
42. Рождественские чтения. Приобщать к православным традициям, закреплять навыки колядования. 1. Просмотр мультфильма Г. Х. Андерсена "Щелкунчик".
2. Чтение рождественских стихов.
3. Игры "Превращение", "Узнай фигуру". Музыкальный центр, диски, атрибуты к играм, телевизор, ДВД. В. М. Петров "Зимние праздники, игры и забавы для детей. "
стр. 61-72.
43. Подготовка к рождеству. Закреплять православные традиции, поддерживать радость рождественского настроения. 1. Просмотр и прослушивание музыкальных произведений к Рождеству.
2. Заучивание колядок, песен, игр.
3. Репетиция сценок.
4. Изготовление атрибутов. Музыкальный центр, телевизор, ДВД. Бумага, клей, ткань, ножницы, нитки и т. д.
44. Выставка рождественских подарков. Закреплять знания о православных традициях. Совершенствовать трудовые навыки. Воспитывать умение радоваться сделанному. 1. Слушание рождественской музыки.
2. Подготовка экспонатов для выставки (изготовление).
3. Организация выставки.
4. Показ и рассказывание о подарках. Музыкальный центр, диски. Ткань, клей, бумага, ножницы и др.
45. Праздник "Рождества Христова". Провести праздник так, чтобы он оставил радостные, светлые впечатления. 1. Чтение тропарь праздника.
2. Угощение.
3. Концертная программа.
4. Сказочная Рождественская викторина.
5. Подвижная игра "Веселый шарик", "В ежовых рукавицах".
6. Чтение благодарной молитвы. Мульти медиа с библейскими сюжетами, музыкальное сопровождение, украшения, угощение. ПВ стр. 163-175.
46. Кукольный спектакль "Чудесная звезда" (Рождество). Продолжить атмосферу праздника, приучать детей радоваться, закреплять знание православных традиций. 1. Кукольный спектакль.
2. Подвижная игра "Живой узел", "Морские фигуры", "Все дело в шляпе".
Куклы, ширма, музыкальный центр, диски с записями различной по характеру музыки. ПВ стр. 177-184.
47. Обзор православных журналов для детей. Развивать нравственное мышление детей, формировать систему духовно-нравственных ценностей. 1. Слушание духовной музыки.
2. Рассматривание православных журналов "Свечечка".
3. Чтение рассказов, стихов из журналов.
4. Рисование по просмотренному.
5. Игра "Будь внимательнее". Музыкальный центр, диски. Журналы "Свечечка", ПВ стр. 155-156.
48. Добродетели и пороки (Трудовое воспитание). Формировать положительное отношение к труду. Закреплять навыки труда по уборке, проявлять волевые качества, умение доводить дело до конца. 1. Просмотр мультфильма о труде "Заяц-хваста".
2. Беседа об увиденном.
3. Чтение немецкой народной песни "Без чего не проживаешь".
4. Уборка в студии.
5. Игра "Узнай, что я делаю". Телевизор, ДВД, инвентарь для уборки. ПВ стр. 86-90.
49. Крещенское посещение храма. При