Елена Филиппова
Проект «Профилактика дезадаптации и речевой пассивности у детей раннего возраста «Игры от Лисички-сестрички»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ранний детский возраст является
одним из ключевых в жизни ребенка
и во многом определяет его будущее
психологическое развитие»,
Мухина В. С.
Введение
База реализации проекта : МБДОУ «Сазоновский детский сад», п. Сазоново, Чагодощенского муниципального района.
Составители проекта : педагог-психолог Удальцова Наталья Михайловна, учитель-логопед Филиппова Елена Валентиновна.
Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Профилактика дезадаптации и речевой пассивности у детей раннего возраста „Игры от Лисички-сестрички“» размещена в разделах
- Дезадаптация дошкольников
- Игры для детей
- Лиса, лисичка. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Детям любого возраста, очень непросто начинать посещать дошкольную организацию, так как вся жизнь меняется кардинальным образом. Многие дети с трудом воспринимают незнакомых людей, новую обстановку. В привычную, сложившую жизнь ребё нка вносятся глобальные изменения: режим дня, другие требования к поведению, отсутствие родных рядом, постоянный контакт со сверстниками, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни.
Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям.
В педагогической практике большое значение в процессе адаптации ребенка к дошкольному учреждению имеют особенности коммуникативно-речевой активности, проблема формирования которой приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее очевидным при обучении старших дошкольников, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми.
Одной из причин трудностей речевого общения является недоразвитие фонетической речи. Произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает в первую очередь нормальное звукообразование.
Дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить звуки.
Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба.
Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.
Данный адаптационный проект учитывает особенности речевого развития детей раннего возраста.
Актуальность проблемы адаптации обусловлена:
- большой амплитудой возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения (от 9 до 12 месяцев)
- организацией образовательного процесса в дошкольных
учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий;
- своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, с уровнем привязанности ребенка к матери;
- индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психологическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психогенетическими.
Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, поэтому проект построен на основе игровых упражнений.
Проблема: Низкая коммуникативная активность детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
Гипотеза: Если использовать системный подход в организации адаптации с учетом профилактической работы по развитию речевого дыхания, то это позволит детям значительно легче перенести этот период и повысить их речевую активность.
Исходя из гипотезы, была поставлена цель.
Цель проекта :
Создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
Эта цель реализуется в процессе решения следующих задач.
Задачи проекта :
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей раннего возраста.
2. Вовлечение детей в совместную деятельность посредством игры.
3. Оказание родителям и педагогам практическую и консультативную помощь.
4. Формирование единого стиля воспитания и общения с ребенком в семье и ДОУ.
5. Создание условий для стимулирования речевой активности детей.
Сроки реализации проектной деятельности : сентябрь - декабрь
Длительность: среднесрочный
По составу участников проект : групповой
Участники проекта : дети группы раннего возраста, специалисты, родители.
Тип проекта : игровой, просветительско – консультационный.
Механизмы реализации проекта :
- Разработка содержания и форм работы адаптационной группы.
- Диагностика результативности работы группы проекта с детьми раннего возраста в период адаптации.
- Обобщение результатов реализации проекта.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование – повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ. Темы: «Адаптация ребенка – что это?», «Здравствуй детский сад», «Рекомендации родителям по адаптации к детскому саду», «Что делать, если адаптация затянулась!», «Типичные ошибки в период адаптации к детскому саду», «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»
2. Анкетирование «Первичная анкета для родителей».
3. Тестирование «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»
4. Подбор специальной литературы по вопросу адаптации и речевому развитию детей раннего возраста к детскому саду.
5. Разработка памяток: «Первый раз в детский сад», «Что нельзя приносить с собой в детский сад»
6. Составление информационных стендов по темам: «Особенности развития речи детей от 0 до 3 лет», «Если ребенок плохо говорит», «Приемы стимуляции речевой активности детей раннего возраста»,
7. Информирование родителей по средствам информационно-коммуникативных технологий на сайте ДОУ: «Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений»
8. Организация конкурса фотографий «Улыбка малыша в период адаптации».
Формы работы с педагогами:
1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к ДОУ;
2. Составление картотеки игр для детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ;
3. Пополнение предметно - развивающей среды в группе.
4. Мастер – класс «Артикуляционная гимнастика».
5. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми;
6. Рекомендации по составлению режима адаптации;
7. Информирование педагогов по средствам информационно-коммуникативных технологий: памятки на сайте ДОУ, презентации.
Взаимодействие с воспитанниками
1. Проведение игр тренингов.
2. Пальчиковые игры
3. Артикуляционная гимнастика
4. Игры на дыхание
Участникам проекта рекомендуется :
1. Осуществлять наблюдение за эмоциональным состоянием детей, не допускать переутомления и перевозбуждения.
2. Создавать ситуации успеха, позитивно подкрепляя их.
3. Поддерживать и подкреплять развивающееся положительное взаимодействие.
Ресурсы
• Материально-технические: оборудование;
• Кадровые: педагог – психолог Удальцова Наталья Михайловна
учитель -логопед Филиппова Елена Валентиновна;
• Информационные: официальный сайт детского сада, газета детского
сада «Калейдоскоп»;
• Нормативно-правовые: примерная программа «Профилактика дезадаптации детей раннего дошкольного возраста : «Занятия психолога с детьми 2–4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» А. С. Роньжина».
• «Программа речевого сопровождения детей раннего возраста (до 3 лет)» Дмитриева С. В.
• Образовательная программа ДОУ.
• Годовой план работы педагога – психолога на 2018-2019 уч. год.
Ожидаемый результат:
- Протекание адаптации в легкой и средней формах;
- Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к ДОУ;
- Активизация речевой активности.
- Развитие мышц артикуляционного аппарата и речевого дыхания.
- Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего дошкольного возраста в период адаптации;
- Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников;
Этапы реализации проекта :
1 подготовительный (2 недели сентября) :
• Подбор методической, художественной литературы.
• Пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста.
• Разработка анкет для родителей.
• Разработка консультаций для родителей и педагогов по теме проекта.
• Подбор картотеки игр для детей.
• Составление перспективного плана мероприятий проекта.
• Разработка мастер – класса для педагогов и консультаций для родителей;
• разработка информационного материала информационного уголка
2 основной (октябрь – ноябрь - декабрь) :
Реализация проекта в соответствии с планом.
Тематическое планирование.
Октябрь
1. «Лисичка здоровается», «В нашей группе»*
2.«Клумба»**
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Вовлечение детей в совместную деятельность
1.«Зайка»
2.«Фомка»
1. Развитие чувства ритма
2. Развитие артикуляционной моторики щек.
1.«Самолеты»
2.«Ветер дует»
Развитие звукопроизношения и мотивации к общению.
1.«Собираем игрушки»
2.«Листопад»
1. Освоение окружающей среды
2. Развитие физиологического дыхания.
Ноябрь
1.«Мишка косолапый»
2.«Птички улетают»
1. Развитие умения передавать воображаемый образ с помощью движений.
2. Формирование длительной воздушной струи.
1.«Чудесные камешки»
2.«Кораблик»
1. Развитие тактильного восприятия.
2. Формирование произносительных навыков и длительного выдоха.
1.«Ножки»
2.«Вертушки»
1. Снижение агрессивности и повышенной двигательной активности, ослабление негативных эмоций.
2. Формирование длительного выдоха.
1.«Кто в кулачке»
2.«Забей в ворота гол»
1. Снятие психоэмоционального напряжения.
2. Формирование глубокого вдоха и выдоха.
Декабрь
1.«Прячем мишку»
2.«Волшебные воротики»
Освоение окружающей среды, формирование эмоционального контакта, сближение детей друг с другом и педагогом.
1.«Дружная семья»
2.«Сугроб»
Развитие мелкой моторики пальцев и воздушной струи.
1.«Покажи нос»
2.«Серпантин»
1. Развитие слухового внимания, обучение детей ориентации на своем теле.
2. Развитие артикуляционной моторики щек и длительного дыхания.
1.«Чудесный мешочек»
2.«Наряжаем елку»
Развитие тактильного восприятия и создание положительного эмоционального настроения.
* Под цифрой 1 упражнение проводит педагог-психолог
**Под цифрой 2 упражнение проводит учитель-логопед
3 заключительный:
- Новогодний утренник «Здравствуй, Дедушка Мороз»;
- Фотоколлаж «Улыбка малыша в период адаптации»;
- Анализ проведенной работы;
- Представление результатов проекта для педагогов;
- Представление результатов проекта в газете детского сада «Калейдоскоп».
- Публикация проекта на сайте ДОУ.
Заключение:
В ходе реализации данного проекта по профилактике дезадаптации
налажена совместная деятельность всех участников образовательного процесса в группе раннего возраста;
• адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений;
• дети стали общаться друг с другом;
• пополнена предметно-развивающая среда в группе и кабинете специалистов;
• разработан методический материал.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАРТОТЕКА ИГР
1.«Зайка»
Цель: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Развитие чувства ритма, коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движения партнера)
Заинька - зайка (дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку)
Маленький зайка (садятся на корточки, показывая рукой вершок от пола)
Длинные ушки (дети приставляют ладошки к голове – «ушки»)
Быстрые ножки (побежали)
Заинька - зайка (дети прыгают, поджав руки, имитируя зайку)
Деток боишься (дети обхватывают себя руками)
Зайка – трусишка. (изображая страх, «дрожат»).
2.«Чудесные камешки»
Цель: Создание положительного эмоционального настроя в группе, формирование доверительных отношений.
Раздать детям по два камешка и пригласить ими поиграть: постучать камешками друг о друга; постучать своими камешками о камешки других детей и т. д. Потом ведущий сам включается в игру, весело постукивая по камешкам детей и припевая.
3.«Мишка - косолапый»
Цель: Развитие умения передавать воображаемый образ с помощью движений, развивать умение действовать согласованно со взрослым и другими детьми.
Мишка, мишка косолапый (приподнять плечи, руки округлить, носки ног повернуть)
Мишка по лесу идет, (идти переваливаясь)
Мишка хочет сладких ягод, (поладить себя по животу, облизнуться)
Да никак их не найдет. (оглянуться по сторонам, пожать плечами)
Вдруг увидел много ягод (показать указательным пальцем, на лице восторг)
И тихонько зарычал. (двумя руками «собирать» ягоды)
Подошли к мишутке детки (помаршировать)
Мишка ягодки им дал. (раздавать ягодки)
4.«Ножки»
Цель: Снижение агрессивности и повышенной двигательной активности, ослабление негативных эмоций. Развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп.
Ведущий выстраивает детей в колонну друг за другом. И просит их повторять слова вместе с ним, двигаться дружно и не обгонять друг друга.
Зашагали ножки топ-топ-топ,
Прямо по дорожке топ-топ-топ.
Ну –ка, веселее топ-топ-топ,
Вот как мы умеем топ-топ-топ.
Побежали ножки
По ровненькой дорожке (бегут, стараясь не обгонять друг друга).
Убегают, убегают
Только пяточки сверкают.
Игра повторяется 2-3 раза.
5.«Прячем мишку»
Цель: Освоение ребенком окружающей среды, формирование эмоционального контакта, сближение детей друг с другом и педагогом.
Медвежонок или другая знакомая игрушка. Ведущий прячет медвежонка, так, чтобы он был немного виден. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с детьми. После того как игрушка будет найдена, ведущий проговаривает место, где была спрятана игрушка, например: «Наш мишка спрятался на полочке, где стоят все машинки», или «Мишка спрятался в корзинке для мячиков».
6.«В нашей группе»
Цель: Создание положительного эмоционального настроя в группе,
формирование эмоционального контакта.
Дети сидят на ковре (стульчиках). Психолог проговаривает рифмовку:
В нашей группе, в нашей группе (все ритмично хлопают в ладоши)
Много маленьких ребят.
Все на стульчиках сидят
А у нас есть …. (психолог показывает на ребенка. Все хором называют его имя. Так продолжается, пока не назовут всех детей).
7.«Покажи нос»
Цель: Развитие слухового внимания, обучения детей ориентации на своем теле, снятие психоэмоционального напряжения.
Дети стоят напротив ведущего, который говорит им:
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной все повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу.
Далее называть вслух (можно вместе с детьми и одновременно показывает на себе) какую-либо часть лица, тела:
«Уши-уши» - все показывают уши,
«Глазки-глазки» - все показывают глазки.
«Ручки-ручки» - все
показывают ручки и т. д.
8.«Лисичка здоровается»
Цель: Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе,
формирование доверительных отношений.
Кукла на руку. Ведущий надевает на руку куклу кота или другого животного, а дети здороваются с игрушкой, называя себя ласковым именем.
9.«Самолеты»
Цель: Развитие воображения, слухового внимания, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.
Дети находятся на одной стороне площадки (комнаты) или в кругу. Ведущий стоит перед ними и показывает, как заводит двигатель самолет: делает вращательные движения руками перед грудью и произносит: «У-У-У…» Дети повторяют движения и звук, указанные педагогом.
Дается сигнал «Полетели!», и дети сразу разводят руки в стороны и «летают», то есть бегают по комнате в разных направлениях.
Как только ведущий дает сигнал «На посадку», все дети должны остановиться и присесть (или сесть на стульчики).
10.«Собираем игрушки»
Цель: Сближение детей друг с другом и педагогом, освоение ребенком окружающей среды. Коробка
Ведущий приглашает ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее на место. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее на место. Пока собираем игрушки напеваем что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем». Или:
А теперь за дело дружно, Динь-ля-ля, динь-ля-ля!
Убирать игрушки нужно! Кушать (гулять, спать) нам уже пора!
Мигом мы взялись за дело- Все машины ждут,
И работа закипела! Куклы, мишки ждут Когда к ним подойдут И на место уберут
11.«Кто в кулачке»
Цель: Снятие психоэмоционального напряжения, развитие слухового внимания.
Ведущий раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак) Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (выставить вперед большой палец)
12. Пальчиковая игра «Дружная семья»
Цель: развитие мелкой моторики рук, развитие слухового внимания.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я!
Вот и вся моя семья!
13. «Листопад»
Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.
Оборудование: бумажные листочки деревьев.
Ход игры : Ребенку предлагается подуть на вырезанные из бумаги листочки деревьев. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
Воспитатель показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.
Повторить 4-5 раз.
Мы листочки, мы листочки,
Мы веселые листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул – полетели.
14. «Кораблики».
Оборудование: Таз, наполненный водой, бумажные кораблики.
Ход игры : Ребёнок дует на бумажные кораблики, находящиеся в тазу. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл.
15. «Забей в ворота гол», «Волшебные воротики»
Оборудование: ворота из деревянных брусков, шарик от пинг-понга, мишура, как украшение ворот.
Ход игры : Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота.
16. «Птички улетают»
Оборудование: птички, изготовленные из бумаги.
Ход игры : Ребёнок дует на птичек. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
17. «Сугроб»
Оборудование: ватные шарики.
Ход игры : Ребенку предлагается подуть на ватные шарики так, чтобы из них получился сугроб. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.
18. «Вертушка»
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры : - Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
19. «Клумба»
Оборудование: клумба из картона, бабочки из цветной бумаги или фантиков.
Ход игры : Ребенку предлагается длительно подуть на бабочек, чтобы они долетели до клумбы.
20. «Наряжаем елку»
Оборудование: ёлка из картона, мишура.
Ход игры : Ребенку предлагается длительно подуть на мишуру, чтобы она долетела до ёлки.