Екатерина Вдовкина
Проект «Развитие творческих способностей при помощи сказки «Теремок» в подготовительной к школе группе»
▼ Скачать + Заказать документы
•ПРОЕКТ "Вот какой он - теремок!"
• Введение
Требуется специальная работа по вовлечению детей в театрализованную деятельность, в сказку, формированию интереса к ней, способности к осмыслению сюжета и включению в сказочное действие. Поэтому важно формирование у детей уверенности в себе и желание сотрудничать со взрослым в театрализованной деятельности, много внимания уделялось индивидуальному общению.
Публикация «Проект „Развитие творческих способностей при помощи сказки „Теремок“ в подготовительной к школе группе“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- «Теремок». Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Театральная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получает при этом огромное эмоциональное наслаждение.
Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
• ПРОЕКТ
«Развитие творческих способностей при помощи сказки "ТЕРЕМОК"
в подготовительной к школе группе» :
Творческий
Средней продолжительности (две недели)
Групповой
Детско-взрослый
(дети МДОУ д/с № 31,воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители)
• Проблема
Какие мы часто видим игрушки в руках наших детей, какие чувства и эмоции они вызывают? На каких примерах воспитываются во время телевизионного просмотра?
• Обоснование проблемы:
Дети, в силу занятости родителей, часто предоставлены в свободное время сами себе. Они могут бесконтрольно смотреть телевизор, где герои мультфильмов далеко не всегда гуманны и человечны. Ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает вместе с героями чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. И это стало большой проблемой в наше время.
А ведь какие большие возможности в нравственно - эстетическом воспитании дошкольников содержатся в русских народных сказках! С ними ребенок встречается, начиная с раннего возраста. Слушая сказку, дети при обритают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи.
Сказка, как средство воздействия на ребенка, часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами.
В. П. Аникин указывал, что "сказки — своего рода нравственный кодекс народа, их героика — это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью".
• Цель проекта :
Развитие устойчивого интереса к сказке, которая обладает большими воспитательными возможностями; несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости; позволяет приобщить детей к духовной культуре народа.
• Обоснование выбора темы:
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Частые выступления на сцене перед зрителями раскрепощают и повышают самооценку ребенка.
Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогают ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Ребенок старается говорить четко, внятно и понятно для окружающих. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театральные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чуствовать и познавать окружающий мир.
• Как достигнуть поставленной цели?
• Пополнение книжного уголка сказками типа «Теремок» («Терем Мышки» А. содержания Н. Афанасьева, «Рукавичка», «Лесные хоромы» Михалкова и т. п.)
• Организация выставки поделок, рисунков к сказке «Теремок».
• Изготовление декораций, костюмов сказочных героев, атрибутов к театрализованному музыкальному представлению «Теремок»
• Консультация для родителей.
• Задачи:
• помогать осмыслить содержания произведений устного народного творчества, понять, чему учит сказка;
• воспитывать гуманность, человечность, доброту, трудолюбие, чувство взаимопомощи;
• развивать связную речь, обогащать ее языковыми средствами выразительности;
• совершенствовать навыки драматизации, интонационную выразительность речи;
• развивать воображение – психологический процесс, без которого невозможна умственная деятельность ребенка;
• развивать творческие способности детей;
• показать родителям значимость сказки в воспитании, развитии ребенка.
• Этапы работы:
• Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
• Составление плана-схемы проекта.
• Обсуждение проекта с воспитателями, музыкальным руководителем.
• Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
• Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
• Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
• Презентация проекта.
• Содержание работы с родителями по реализации проекта «Вот какой он - теремок!»
• Беседа с родителями «Знакомство с проектом».
• Домашние задания для родителей и детей (изготовление костюмов для театрализованного музыкального представления «Теремок»).
• Художественное творчество на тему : «Есть на свете чудный терем».
• Консультация: «Читайте детям сказки».
• Помощь в пополнении книжного уголка сказками типа «Теремок».
• Содержание работы с детьми по реализации проекта «Вот какой он - теремок!»
• Утренняя гимнастика «Веселые зверята»
• Пальчиковая гимнастика «История про мышек»
• «Песенка о теремке», танец белочек
• Подвижные игры «Хитрая лиса», «У медведя во бору», «Мышки, тише»
• Беседа «Дружба крепкая», «Если ты один дома»
• Чтение Е. Чарушина «Теремок», А. Н. Афанасьева «Терем мышки», «Рукавичка», В. Бианки «Теремок», «Лесные хоромы» Михалкова и т. п.
• Спортивное развлечение «Кто в тереме живет»
• Физкультурная деятельность «Строим терем»
• Пословицы и поговорки о дружбе
• Аппликация «Стоит в поле теремок»
• Рисование «Билеты на наш спектакль»
• Лепка «Кто в теремочке живет»
• Оригами «Жители теремка»
• Словесная игра «Назови героя ласково»
• НОД «Кто нам дом построил», «Придумай концовку», «Сочини свой «Теремок», «Чистый терем»
Роль сказки
• Выводы
Создавая проект, я поняла:
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Частые выступления на сцене перед зрителями раскрепощают и повышают самооценку ребенка.
Театральная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получает при этом огромное эмоциональное наслаждение.
Я считаю, дошкольное детство-благоприятный период для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. А это качество необходимо всячески развивать. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий будущего первоклассника человека.
• Из опыта работы по этому проекту в дальнейшем мне
пригодится:
• Уголок сказок создан для проявления чувств детей, полного высказывания. Здесь следует проводить игры-беседы с персонажами. Различные виды театра помогут детям развивать их интересы и способности. В уголке сказок имеется ширма, украшенная аппликацией, различные виды театра, цветные огоньки, маски и костюмы, клубочек и волшебная палочка (для творческого приема «оживление живого». Все это будет пробуждать интерес детей к драматизации.
• Музей «Русская изба» .Часто местом знакомства со сказкой должна становится «Русская изба». Русская изба с печкой, самоваром, старинным сундуком, деревянными резными лавками, столом, вышитые рушники создают атмосферу старины, когда тихо потрескивали дрова в печке, тускло горела свеча; бабушка, сидя за прялкой начинала рассказывать удивительные истории. Дети не только знакомятся с художественным произведением, но и с традициями и бытом русского народа, живо представляют себе события сказки.