Татьяна Сорокина
Проект «Чем славится земля русская»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект " Чем славится земля русская " направлен на ознакомление детей с жизнью, бытом, творчеством русского народа и русскими народными играми и забавами, ориентирована на нравственно-патриотическое и художественно — эстетическое воспитание детей. Данная работа опирается на программу О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истоком народной культуры», целью которой является эстетическое воспитание детей дошкольного возраста, эффективно содействующей духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно- прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, знакомство с историей народного творчества. Строится эта работа на концепции эстетического воспитания и развития художественно- творческих способностей детей, в основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных видов искусств. Работа имеет структуру и учитывает нарастание творческих возможностей детей и цена тем, что участвуя в календарных праздниках, детям легче понять и представить, как жили люди на Руси. Дети шире и глубже знакомятся с жизнью и бытом и праздниками русского народа, а это несёт в себе не иссекаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества. Работа по проекту предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России и включает в себя знакомства с обычаями, традициям, праздниками по народному календарю, с поэтическим народным творчеством. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм и промыслам.
Публикация «Проект „Чем славится земля русская“» размещена в разделах
Актуальность темы заключается в том, что изменения происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на народные традиции, праздники. Многолетний опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живём. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно система знаний, представленных в работе поможет нашим воспитанникам в дальнейшем ощутить себя носителями великой русской культуры. Национальных традициях русского народа и родного края
Целью работы является: воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через приобщение детей к русским народным традициям, к народному творчеству и ознакомление с народными промыслами русского и мордовского народа.
Задачи проекта :
Образовательные:
Освоение исторического и культурного наследия России через памятные даты народного календаря.
Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников.
Формировать у детей чувство любви к малой родине на основе ознакомления с природой, культурой и традициями народов, издавна проживающих на территории региона.
Способствовать расширению словарного запаса у дошкольников.
Развивающие:
Обобщить представлений о народно-прикладном искусстве.
Развивать интерес к изучению русской истории, истории народных промыслов.
Передавать в рисунках красоту различных росписей;
Обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому объекту.
Развивать творчество детей, закреплять приемы лепки, желание дополнить работу другими деталями, а также пользоваться в работе стекой.
Формировать чувство цвета, интерес к работе с пластилином;
Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус.
Развитие интереса к русским и мордовским традициям, обычаям, промыслам.
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры.
Формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
Развитие художественно- творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.
Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Совершенствовать стиль партнёрских отношений между педагогами, родителями и детьми.
Воспитывающие:
Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России и Мордовии.
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности.
Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров.
Воспитывать патриотическую гордость за богатую народными талантами Россию.
Воспитывать активную жизненную позицию.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
Беседы на тему: «Народные промыслы», «Что такое традиции и обычаи?», «Народные праздники», «Русский национальный костюм», «Мордовский национальный костюм», «Национальные традиции».
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, просматривание документальных фильмов.
Рассматривание репродукции картин: В. Васнецова, В. Сурикова и др. по теме проекта.
Предварительное чтение детям русских народных сказок, потешек, пословиц, былин и т. д.
Дидактические игры: «Назови правильно», «Укрась поднос», «Найди лишнее», «Угадай и расскажи», «Собери матрёшку», «Городецкие узоры» и др.
Использование физкультминуток: «Мы мордовские матрешки», «Хохлома» и т. д.
Пальчиковые игры: «Цветки», «Репка», «Моя семья».
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Карусели», «Колечко», «Жмурки», «Горелки», «Ручеек» и т. д.
Методы и приемы реализации проекта :
Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений.
Практические – упражнения, игровые методы.
Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, объяснение, пояснение.
Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Работа с детьми в себя включает:
беседы с детьми «Русская народная игрушка», «Чем играли наши бабушки», Дымковская игрушка»; «воздушная гжель» (с использованием иллюстраций, «Золотая хохлома», «Матрешка-национальное культурное наследие России».
ООД познавательное развитие «Русский народный фольклор», «Народные промыслы»;
рисование «Русская матрёшка»; «Хохломская роспись деревянной доски»; «Городецкая роспись игрушки».
лепка «Дымковская игрушка. Конёк.».
аппликация коллективная работа: «Матрешки в хороводе».
театрализация сказки «Репка».
развитие речи «Беседа о русском народном творчестве», «Устное народное творчество», «История русской матрешки», «Русские народные сказки».
дидактические игры «Назови правильно», «Укрась поднос», «Найди лишнее», «Угадай и расскажи», «Собери матрёшку», «Городецкие узоры».
пальчиковые игры
подвижные игры
чтение художественной литературы: русские народные сказки.
Взаимодействие с родителями включает:
Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи по патриотическому воспитанию дошкольника», «В музей вместе с ребёнком».
Анкетирование «Приобщение к основам русской народной культуры».
Обогащение предметно-развивающей среды по теме проекта.
Участие в выставке совместного творчества.
Помощь в подготовке праздников и развлечений.
Оформить родительский уголок по теме «Народно-прикладного творчества».
Подготовить материал для ширмы: «Тайны русской матрёшки», «Из истории русского костюма», «Русское народное творчество», «Дымковская игрушка», «Городецкие костюмы».
Ожидаемые результаты.
Мы предполагаем, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания.
Для детей:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей и культурой нашего народа. Знают традиции родного народа,. У детей более глубокие знания о России, Республике Мордовия, ее культуре. Приобретут представления об общечеловеческих ценностях. Научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям, у них будет развито чувство гордости за свою семью. Обогатят словарный запас и расширят кругозор.
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте. Приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках. Укрепят межсемейные и внутрисемейные связи. У них будет развито чувство гордости за свою семью, будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме. Научатся хранить и чтить свои семейные традиции, научатся организовывать семейные праздники.
Для педагогов:
Педагоги будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству. Осуществят обмен педагогическим опытом, рост профессиональной компетентности. Создадут условия для эффективного осуществления педагогической работы по приобщению детей к истории, культуре малой Родины. Обогатят методическую базу, развивающую среду ДОУ.
Поэтапный план реализации проекта :
I этап – подготовительный:
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Информирование участников о цели проекта.
3. Беседа с детьми, рассказы о народных промыслах России.
4. Опрос детей «Что я знаю о народных традициях и народных промыслах?»
5. Предварительное чтение детям русских народных сказок, рассматривание и чтение книг о русских народных промыслах.
6. Введение новой лексики: народный, народные праздники, народные промыслы.
7. Подбор иллюстраций и фотоматериала, соответствующего тематике.
8. Подбор дидактического и наглядного материала для ООД, бесед и игр с детьми, ширма передвижка «Народные промыслы России», стихи, загадки.
9. Анкетирование родителей «Приобщение к основам русской народной культуры».
II этап – основной:
Дата Тема Содержание
Октябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Календарь, календарные песни и годовой круг календарных праздников (просмотр презентации)
Хлеб. Жатва.
ООД «Народные промыслы на весёлой ярмарке»
Осенние посиделки.
Знакомство детей с народным календарем, календарными праздниками и разучиванием календарных песен
Познакомить детей с осенними праздниками – праздниками урожая
Познакомить детей с традициями проведения ярмарки на Руси.
Познакомить детей с традициями посиделок.
Ноябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Игрушечных дел мастера.
«Кузьминки – об осени поминки» (календарно-обрядовый праздник)
ООД «Мордовская народная игрушка»
Традиции чаепития.
Познакомить детей с разнообразием русских игрушек.
Познакомить детей с народными приметами и обычаями, связанными с днем Кузьмы и Демьяна.
Знакомить детей с народной мордовской игрушкой.
Познакомить детей с традициями русского гостеприимства.
Декабрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
«Беседа о русском народном творчестве»
ООД «Устное народное творчество – потешки, небылицы, считалочки»
«Русские народные сказки из волшебного сундучка».
Святки (календарно-обрядовый праздник)
Дать детям представление о многообразии видов устного народного творчества;
Продолжать знакомить детей с разнообразием пословиц и поговорок.
Познакомить детей с потешным фольклором и о его воспитательном значении
Познакомить детей с жанровым разнообразием сказок. Формировать представление о богатстве русской культуры через знакомство с народными сказками и сказочными героями.
Познакомить детей с праздниками, которые отмечают в период зимних святок (Рождество, Новый год)
Январь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Зимние праздники. Колядки (календарно-обрядовый праздник)
Развлечение «Пришла коляда- открывай ворота»
Русское и мордовское поселение (экскурсия в краеведческий музей).
ООД «Мордовские узоры» (роспись матрешки мордовским орнаментом)
Продолжать знакомить детей с рождественскими обрядовыми праздниками.
Знакомить детей с русской традиционной культурой, с обрядом колядования на Руси.
Познакомить детей с устройством деревянной избы, её внутреннем устройстве; рассказать о русской печи.
Познакомить детей с характерными особенностями мордовской вышивки.
Февраль
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Беседа «История русской матрешки»
ООД «Дымковская игрушка. Конёк». (лепка)
Деревенские мастерицы. Одежда.
Масленица (календарно-обрядовый праздник)
Расширять знания детей о народной кукле, о способах ее изготовления.
Знакомить детей с народной дымковской игрушкой.
Познакомить детей об изготовлении тканей и одежды на Руси.
Познакомить детей с народным праздником ”Масленица” и масленичными традициями.
Март
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
ООД. Народные промыслы. «Золотая хохлома» (рисование)
Праздник жаворонков
(календарно-обрядовый праздник)
День весеннего равноденствия
«Прогулка в весенний лес»
Познакомить детей с произведениями народных умельцев и современных мастеров декоративно – прикладного искусства. Познакомить с хохломской росписью
Познакомить детей с традициями встречи весны.
Уточнить представление детей о характерных признаках весны, подвести их к установлению закономерностей
Познакомить детей с песнями играми,– веснянками, которыми девушки зазывали весну.
Апрель
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Мордовские посиделки (знакомство с национальными мордовскими блюдами)
Пасха (календарно-обрядовый праздник) Роспись яйца.
Зелёная неделя (праздник березки)
На завалинке
Формировать у детей познавательный интереса к мордовской культуре, мордовской кухне.
Продолжать знакомить детей с великим праздником христианства – Пасха. Дать представление о символе праздника – яйце, его росписи.
Познакомить детей с праздником, который отмечался в конце весны, символом которого была береза.
Продолжать знакомить с русскими народными обычаями, традициями. Закреплять знание русских народных игр.
III этап – завершающий:
1. Презентация результатов деятельности детей;
2. Обработка и оформление материалов проекта.
3. Оценка результатов работы всех участников проекта.
4. Выставка рисунков и поделок на тему: «Богата талантами земля русская».
5. Театральное представление сказки «Репка».
Вывод.
В результате проведения проектной деятельности по приобщению детей к народному творчеству были достигнуты поставленные цели и задачи. У детей появилось желание больше узнать о народном творчестве. Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило у детей развитие любознательности, стремление изучать традиции русского народа, расширение кругозора. Анализируя работу над проектом, мы увидели, что дети с большим удовольствием и интересом включались в работу.
Знакомство с произведениями народных мастеров и с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа, а также способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности.
Перспективы дальнейшего развития.
Проблема нравственно-патриотического воспитания на сегодняшний день очень актуальна, поэтому мы предполагаем дальнейшую работу по реализации данного проекта. Результаты реализации проектной деятельности радуют, но всегда есть, что совершенствовать. В будущем в рамках работы по этому направлению предполагается продолжение дальнейшего ознакомления с народными промыслами, более глубокое и детальное изучение росписей. Отработка навыков рисования характерных элементов по каждому виду росписи. Также чтение малоизвестных русских народных сказок, заучивание русских народных песен, инсценировка сказочных сюжетов с использование атрибутов народного промысла (национальных костюмов, посуды и т. д.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. / Дошкольное воспитание № 6 2003.
2. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с. 52-54.
3. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. Приобщение детей к истокам русской культуры : Конспекты занятий и сценарии календарно – обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / 3-е издание, перераб. И дополн. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2003.
4. Картушина М. Ю Русские народные праздники в детском саду
Творческий центр «Сфера», М: 2007г
5. Ветохина А. Я, Дмитриенко З. С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2013 г.
6. Бурляева О. В. «Мы в Мордовии живем: региональный образовательный модуль дошкольного образования / О. В. Бурляева и [др. ]; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2015.
7. Воронин И. Д. «Достопримечательности Мордовии», Саранск-2002г
8. Мордовские народные сказки. Изд. 2-е / Сост. К. Т. Самородов. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971. 416 с.
9. Афанасьев, А. Н. Народные русские сказки : в 3 т. / А. Н. Афанасьев. - М. : Наука, 1985. Т. 2. - 464 с.
10. Князева О. Л., Махаева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. -Санкт-Петербург Издательство “Детство – Пресс” 2006г.
11. Науменко Г. М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. Издательство «Линка-пресс», М: 2000г.