Елена Самойленко
Проект «Приобщение воспитанников и их родителей к народному искусству и культурному наследию»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
Приобщение воспитанников и их родителей к «Народному искусству и культурному наследию»
Старший воспитатель МБДОУ г. Горловки № 12 «Ромашка»
Самойленко Елена Сергеевна
1. Пояснительная записка
Публикация «Проект „Приобщение воспитанников и их родителей к народному искусству и культурному наследию“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Система народных традиций и обычаев является одним из эффективных средств воспитания, так как представляет собой механизм передачи норм поведения, культурных и духовных ценностей из поколения в поколение. Утрата этой связи между поколениями наносит значительный ущерб духовно-нравственному здоровью общества и негативно сказывается на будущих поколениях.
Данный проект направлен на ознакомление учащихся с календарем народных праздников, традициями и обрядами, связанными со сменой времен года, передачей идей народному сообществу, нравственными ценностями родной культуры.
Актуальность. В настоящее время, чаще всего материальные ценности преобладают над духовными, поэтому у детей не формируются представления о добре и милосердии, великодушии и справедливости. Развитие личности, нравственное и духовное становление человека происходит с приобретением общественно-исторического опыта и усвоением норм социальных и общечеловеческих отношений. Этот опыт накоплен человечеством с древнейших времен и нашел свое отражение в народных традициях, нравственно-нравственных произведениях устного народного творчества, нормах жизни народа, передаваемых из поколения в поколение. Традиции отражают сложившиеся исторические нормы, отношения, обычаи, утвердившиеся в обществе.
Участники проекта : воспитанники МБДОУ г. Горловки № 12 «Ромашка» группы общеразвивающей направленности, в возрасте от 3 до 7 лет.
Приоритетным направлением в программе развития МБДОУ г. Горловки № 12 «Ромашка» выбран музейный компонент. Данный проект расширяет социально-культурный контекст образовательного процесса, обогащая представления детей о праздниках и традициях родного края.
Цель проекта : Просвещение и воспитание приверженности к национальным праздникам, обычаям и традициям «Народного искусства и культурного наследия»
Срок реализации: 2023 год
Партнеры проекта : МУДО г. Горловки «Центр туризма, краеведения и экскурсий ученической молодежи»
Мероприятия проекта : Цикл культурных, музыкальных досуговых мероприятий, художественных и театральных мастерских, посвященных национальным и культурным традициям родного края.
Этапы реализации проекта :
I Этап – Информационно-прогностический
Задачи:
1. Разработка проекта, выбор методов и форм его реализации;
2. Знакомство родительского сообщества со значением реализации данного проекта в деятельности дошкольного учреждения;
3. Налаживание связей с социально – значимыми партнерами;
4. Анализ квалификации педагогов по реализации регионального компонента;
5. Непрерывное отслеживание результатов деятельности.
Ожидаемый результат I этапа
• Обеспечение мотивационной, информационной и организационной готовности участников проекта;
• Выявление способов достижения положительных результатов реализации проекта : анкетирование, создание творческих групп, наблюдение и контроль педагогического процесса;
II Этап – Информационно-преобразующий
Задачи:
1. Организация целенаправленной системы педагогической деятельности в ходе реализации регионального компонента;
2. Привлечение родительского сообщества к реализации проекта;
3. Создание благоприятных условий для всестороннего и целостного педагогического процесса (дополнительный компонент выступает как дополнение и конкретизация содержание образовательной программы, реализуемой МБДОУ);
6. Апробация успешных педагогических практик, через мастер-классы, педсоветы, семинары-практикумы, открытые мероприятия, обмен педагогическим опытом, обсуждение реализованных мероприятий.
Ожидаемый результат II этапа
• Успешная реализация разработанного плана в деятельность дошкольного учреждения;
• Оснащение и пополнение материально-технической базы, методического обеспечения;
• Промежуточные результаты достижения целевых ориентиров.
III Этап – Информационно-аналитический
Задачи:
1. Сбор аналитического материала;
2. Оформление и трансляция опыта работы;
3. Обновление педагогического процесса в результате использования методических разработок;
4. Повышение уровня педагогического мастерства воспитателей, имиджа дошкольного учреждения;
Ожидаемый результат III этапа
• Накопление библиотеки культурных практик по реализации регионального компонента в педагогическом процессе.
• Установка эмоционально-положительного климата и сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Предполагаемый результат
Реализация проекта позволит активизировать потребность педагогов в приобретении и накоплении нового передового педагогического опыта в реализации регионального компонента.
Планируемые результаты:
- интеграция детской деятельности;
- расширение кругозора воспитанников;
-углубленное изучение историко-педагогической литературы, методической литературы, формирование отношения к теме истории и культуры, изучение опыта работы педагогов по данной теме, анализ состояния предметно развивающей среды и т. д. ;
- обогащение игровой и театральной деятельности, накопление разнообразия целевых и познавательных мероприятий, литературных викторин и виртуальных путешествий и других форм работы с воспитанниками;
- работа с родителями будет осуществляться в форме конференции, презентаций, клубов, дней открытых дверей, анкетирования, проведения выставок и конкурсов и т. д.
Главным результатом станет сплочение коллектива единомышленников, существенный рост профессионального мастерства и, как следствие, повышение качества образовательного процесса.
Критерии оценки результатов проекта
Воспитанники, участвующие, в реализации проекта достигнут следующих целевых ориентиров:
- осознание ценности истории родного края, ценности быть патриотом, любить край, в котором живешь, иметь интерес к тому, что тебя непосредственно окружает (от природы до творения рук человека, любить и желать сберечь и преумножить все это;
- умение эмоционально откликаться на художественные, музыкальные и литературные произведения, выражая отношение к ним в чувствах, настроениях, продуктах детского творчества;
-способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей и речевому планированию;
- владение рядом компетенций (региональной, патриотической, нравственно- эстетической и т. д.).
Весь накопленный и разработанный материал будет представлен в виде программы, картотеки тематических материалов, размещенных в электронной базе знаний учреждения, создание электронных презентаций в ходе работы и других форм ЭОР.
Дальнейшее развитие проекта
Вне зависимости от политики, экономики, на протяжении истории человечества не теряют своей актуальности истинные общечеловеческие ценности: такие как доброта и красота, любовь к ближнему и преданность Родине, они остаются неизменными. Перед педагогическим коллективом, родителями и детьми стоит задача сохранения истории, традиций родного края, города и страны в целом.
В перспективе мы планируем создать базу познавательно-исследовательской деятельности, где разместим материалы, собранные в ходе реализации проекта об истории и культуре народов Донецкой Народной Республике, России. Планируем расширить взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родительского сообщества, продолжить сотрудничество с библиотеками, накопить материал для культурных практик, собрать картотеку интерактивных форм работы с детьми и взрослыми.