Светлана Горбач
Проект «Приобщение дошкольников к национальной культуре посредством русской народной игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевая группа
Проект рассчитан на детей младшего дошкольного возраста, родителей, педагогов (воспитатели, музыкальный руководитель).
Продолжительность проекта : октябрь 2019- май 2020
Проблема
Я, как педагог, стала замечать, что сегодняшние молодые родители не уделяют должного внимания патриотическому воспитанию детей. В современной семье не только не знакомят детей с прошлым нашей страны, но даже не рассказывают о собственных корнях. Вырастая, дети считают совсем не важным знать о символах страны, о значимых событиях и героях нашей Родины. Большинство детей все свободное время уделяют компьютерным играм, Интернету, телефонам, планшетам, а также предпочитают зарубежные мультфильмы, телепередачи и игры отечественным.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Русская народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
Между тем, чем раньше произойдет знакомство с русскими народными обычаями и традициями, тем благотворнее будет происходить развитие детей. Таким образом, возникает проблема проекта : Как наиболее результативно начать приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры и возродить духовно-нравственные ценности?
Содержание
Так как ведущей деятельностью детей младшего дошкольника является игра, я считаю целесообразным знакомство с русской народной культурой через народные игры и забавы. Педагоги, психологи сходятся во мнении, что игра неразрывно связана с традициями, обычаями и культурой народа (Выготский, А. В. Запорожец, М. С. Каган, Ю. М. Лотман, Г. С. Тарасов, и др). Через игру ребенку будет легче погрузиться в богатейший мир нашей народной культуры. К тому же народные игры отличаются некоторыми особенностями (спонтанность, сюжетность, отсутствие дидактических задач, многообразие считалок, потешек, юмора, которые увлекают ребенка 3-4 лет.
Проект "Приобщение дошкольников к национальной культуре посредством русской народной игры" направлен на зарождение у детей младшего дошкольного возраста интереса к русским народным традициям и обычаям. Играя в русские народные игры (в основном сюжетные, дети ненавязчиво прикасаются к народной культуре, узнают о национальном костюме, музыкальных инструментах, праздниках, народных игрушках.
ЦЕЛЬ: формирование начальных представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через русские народные игры.
Задачи:
- познакомить детей с русскими народными играми (историей возникновения, каждой игры, атрибутами для различных игр, правилами игры и т. п.)
- развивать физические качества (быстроту, умение согласовывать движения, ловкость, выносливость); упражнять в беге, ходьбе, прыжках; развивать внимание, наблюдательность, сообразительность, память, логическое мышление; развивать речь детей, обогащать словарный через различные сюжетные игры.
- воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям и традициям.
Проект реализуется через организацию совместной деятельности, организацию образовательной деятельности, взаимодействие с родителями и музыкальным руководителем, создание развивающей предметно-пространственной среды.
Обеспечение проектной деятельности :
русско-народные костюмы, атрибуты для игр, маски, костюмы персонажей для сюжетных игр, раздаточный материал, иллюстрации, дидактические игры, мультимедийная презентация, аудио и видео обеспечение.
Этапы:
1. Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
-подобраны книги, слайды, наглядный материал по народному творчеству.
-приобретены настольно-печатные игры по народному творчеству.
-подбор предметов народной культуры (совместно с родителями)
2. Предварительная работа:
- чтение русских народных потешек, сказок («Снегурочка», «По щучьему велению»).
- просмотр мультфильма «Царевна –лягушка»
- дидактические игры : «Лото», «Разрезанные картинки», «Подбери узор»
3. Подбор и использование подвижных сюжетных народных игр согласно возрасту: «У медведя во бору», «Карусель», «Ходит Ваня», «Хоровод», «Совушка», «Бубенцы», «Ручеек».
4. Вовлечение родителей в создание атрибутов и масок для игр.
5. Фольклорный досуг («Масленица»)
6. Итоговое занятие с использованием презентации.
Реализация проекта
Октябрь
В ходе реализации проекта мы провели опрос родителей с целью выявления знаний о русской народной культуре и способах приобщения к ней своих детей. Большинство родителей имели недостаточные знания о прошлом своей страны. Приобщение детей к национальным традициям во многих семьях ограничивается чтением русских народных сказок. Небольшой процент родителей иногда выезжают на организованные народные праздники.
На следующем этапе мы читали детям русские народные потешки и сказки («Снегурочка», «По щучьему велению», посмотрели мультфильм «Царевна – лягушка». Провели ряд бесед с иллюстрациями на тему «Русские народные предметы», «Русские народные игрушки», «Русские народные музыкальные инструменты», «Русский народный костюм». Цель: развитие интереса к русскому народному быту и фольклору.
Ноябрь-май
Далее, чтобы закрепить полученные в ходе бесед знания, мы играли в ряд дидактических игр. Некоторые из них изготовляли самостоятельно и с помощью родителей: «Подбери узор», «Что лишнее», «Подбери костюм», «Разрезанные картинки».
Далее мы подобрали подвижные народные игры, которые будут увлекательными для детей второй младшей группы: «У медведя во бору», «Карусель», «Ходит Ваня», «Хоровод», «Совушка», «Бубенцы», «Ручеек». Перед каждой игрой детям объясняются правила, роль персонажей, атрибутов и костюмов, если необходимо, заучиваются, считалки, заклички. Таким образом, знакомясь и проживая роль в русской народной игре, дети ненавязчиво прикасаются к русской культуре.
Родители активно участвуют в проекте, помогая изготавливать атрибуты для игр.
Проект еще реализуется.
В феврале планируется фольклорный досуг «Масленица», целью которого является расширение знаний о быте, обычаях и традициях русского народа.
В мае пройдет итоговое занятие «Русская народная культура» с использованием презентации, которое поможет систематизировать знания, полученные в результате проекта.
Результаты:
На данном этапе:
- Совместные сюжетные народные игры доставляют радость детям, развивают речь, память, расширяют словарный запас, развивают физические качества;
- Дети узнали о русской национальной одежде, о музыкальных инструментах, некоторых особенностях быта на Руси.
- В реализации проекта активное участие приняли семьи воспитанников.
Планируемые результаты:
- Дети смогут использовать накопленный опыт совместных игр в самостоятельной деятельности.
- Дети смогут рассказать о русских народных костюмах, некоторых обычаях и традициях русского народа.
Начальными результатами своей деятельности я довольна. Дети с удовольствием играют в народные игры, особенно им нравится наряжаться в костюмы, перевоплощаться в разных героев.
Возникли проблемы с привлечением родителей. Большинство предпочитали купить атрибуты для игр вместо того, чтобы изготовить своими руками вместе с ребенком. По этому поводу была проведена консультация «Значение совместной деятельности родителей и ребенка», которая вызвала положительную реакцию. На данном этапе родители проявляют творческую инициативу и помогают в изготовлении атрибутов для игр, в создании народного уголка.
Дальнейшее развитие проекта
Благодаря данному проекту, дети будут подготовлены к дальнейшему постижению русской народной культуры.
Перейдя в среднюю группу, планируется расширять знания детей в данной области.
Постепенно и поэтапно, используя различные формы и средства, мы будем подробнее знакомить детей с народной игрушкой, народными праздниками, народным фольклором, народными промыслами.