Светлана Лапшова
Развитие коммуникативных способностей дошкольников при приобщении к истокам национальной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста при приобщении к истокам национальной культуры через художественно-изобразительное творчество»
Мы живем в сложное и интересное время, когда на многое начинаешь смотреть по-иному, многое заново открываешь или переоцениваешь, появляется возможность экспериментировать, накапливать опыт. И жизнь показывает, что используемые формы обучения на основе народного творчества дают детям более глубокие знания об истории России.
Публикация «Развитие коммуникативных способностей дошкольников при приобщении к истокам национальной культуры» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создавшими яркие творения в разных, порой, самобытных видах искусств.
От матери к дочери, от отца к сыну передавалось мастерство.
Всем сердцем любя свою родную сторонку, люди воспевали в песнях и сказках ее красоту и умели ее творить.
Никогда на Руси не угасала традиция древнего искусства, оно пережило столетия, сохранилось, порой, в единичных образцах.
Декоративно-прикладное искусство это часть нашего исторического прошлого и часть нашей материальной культуры.
В старшем дошкольном возрасте у ребят появляется гордость за свои достижения, и они уже способны гордиться за свою Родину, за свой народ.
У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей, чувство уважения к другим национальностям.
И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции, будут ли наши дети чувствовать сострадание и уважение к ближнему.
Народное искусство – это прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи – неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства – творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память.
Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль. Обращенность народного искусства к человеку и воздействие на его интеллектуальную и эмоционально-чувственные сферы раскрывают большие возможности для использования изделий традиционных народных художественных промыслов в системе образования.
.
- Народное искусство способствует развитию эстетических чувств, творческих способностей, вызывает у ребенка желание участвовать в творческой деятельности.
.
Проблемно – мотивационный аспект призван стимулировать активность ребенка за счет органичного включения проблемной ситуации в ход образовательной деятельности.
В результате она оказывается особым педагогическим механизмом, который ставит ребенка в новые для него условия, требует от него максимальной мобилизации знаний, умений волевых усилий, направленных на решение проблемной задачи.
- Деятельностная основа деятельности во многом обеспечивает его развивающий эффект, создает условия для изобразительного творчества, анализа художественных образов созданных детьми.
- Прикладное значение продуктов детской деятельности особенно значимо в связи со
становлением их социального статуса.
Во-первых, это явное проявление уважения к ребенку со стороны взрослых и сверстников,
во-вторых, его продукт, материализованный в рисунке, приобретает черты особой значимости: это часть его символического «Я». На занятиях по рисованию знакомим детей с росписями народных игрушек: хохлома, дымка, гжель и городец. На силуэтах игрушек дети прорисовывают элементы данных росписей.
Проводится работа с родителями.
Очень эффективным воздействием на сознание родителей считаю проведение консультаций – практикумов «Палитра красок», в результате
которых родители не только знакомятся с теорией того или иного вопроса, но и имеют возможность совместно со своими детьми апробировать всевозможные техники декоративного рисования, поиграть в игры и т. д.
В результате проведения таких консультаций – практикумов, родители, станут активнее участвовать в групповых мероприятиях, принимать участие в различных конкурсах на лучший рисунок, поделку и т. д.
Также рекомендую родителям совместно с детьми посещать выставки народных умельцев, приобретать народные игрушки, читать сказки, рассматривать книги и иллюстрации. Рассказывать об игрушках – кто их делал и как.
Все это вместе взятое позволяет расширять кругозор детей, воспитывать уважение и любовь к русской народной игрушке и родной культуре в целом.
Главный смысл развития коммуникативных способностей детей при приобщении к истокам национальной культуры через художественно –изобразительное творчество – это воспитание предпосылок чувства глубокой любви к своей Родине, к своему народу, чувства патриотизма, самосознания, осознания своей национальной принадлежности.
Это только начало развития таких сложных чувств. Сложное, глубокое, осознанное чувство любви к Родине, народу формируются гораздо позднее, но только при условии, если родничок первых чувств забил в период дошкольного детства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникин, В. П. Русское народное творчество/ В. П, Аникин - М. : Высш. шк., 2004. - 735 с. С. 573-591.
2. Арзуманян,Л., Ткаченко Т. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории/ Л. Арзуманян, Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. - 2011. №11 С. 87.
3. Бабынина, Т. Ф. Традиции национальных культур. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Т. Ф. Бабынинина - Казань: РИЦ «Школа», 2003. - 188 с. С. 20-32.