людмила яновская
Самообразование педагога «Приобщение детей к истокам народной культуры через народные подвижные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования : «Приобщение детей к истокам народной культуры через народные подвижные игры»
Участник - воспитатель – Яновская Людмила Вячеславовна
Целевая группа- дети старшей группы и их родители.
Обоснование проблемы
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью : наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки?
Публикация «Самообразование педагога „Приобщение детей к истокам народной культуры через народные подвижные игры“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Самообразование, саморазвитие
- Физическое воспитание. Планы самообразования
- Фольклор. Самообразование
- Темочки
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой : русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор : считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть. Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Особенность народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. Считается, что только народные игры для дошкольников являются истинно художественной и естественной основой для успешного воспитания. Народные игры для дошкольников это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей. Народные игры могут подарить дошкольникам встречи с чудными мелодиями, исполненными подлинно родным языком. Формируя у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основа для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Игры в естественной форме ненавязчиво учат ребёнка быть добрым, трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем.
Детство это - то счастливое время, когда возможно закрепление в сознании национальной культуры.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Цель: Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства.
Поставила перед собой следующие задачи:
1. Изучить научно-педагогическую литературу по использованию
народных подвижных игр у детей старшего дошкольного возраста.
2. Создать материальную базу для использования народных подвижных игр в ДОУ.
3. Повысить уровень педагогического мастерства педагогов.
4. Обеспечить взаимодействие с родителями по использованию народных подвижных игр.
Предполагаемый результат: в результате работы предполагается,
что у детей сформируется правильное и полное представление о родной стране, городе, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры, сформируется чувство национального достоинства. У родителей повысится заинтересованность к возрождению культуры своего народа.
Форма самообразования : индивидуальная.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
изучение литературы по теме;
самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
проведение открытого мероприятий для анализа со стороны коллег;
обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ;
работа с родителями: консультации, беседы, выставки совместных работ по теме;
Форма отчета по проделанной работе: отчет о проделанной работе; презентация по теме для педагогов ДОУ.
Раздел план Формы работы Практические выходы
Работа с детьми Разработать план по теме:
«Традиции русского народа – народные и государственные праздники России»
Беседа с детьми о культуре и быте русского народа.
Чтение русских народных сказок.
Знакомство с русским фольклором. Конспекты занятий
Оформление наглядного материала.
Формирование общечеловеческих ценностей у дошкольников.
Работа с родителями Анкетирование на тему: «Русские традиции в нашей семье»
Индивидуальные беседы с родителями на тему «Роль родителей в возрождении русских традиций»
Изготовление стенгазеты на тему «Семейные традиции» Результаты анкетирования.
Оформление информации для родителей по теме.
Стенгазета.
Самореализация Совместная с детьми выставка «Русская изба»
Выступление с опытом работы на педсовете.
Показ открытого занятия. Отчет «Русская изба»
Выступление с докладом на педсовете по теме «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»
Показ открытого занятия из цикла
«Традиции русского народа – народные и государственные праздники России»
ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ
1. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие / Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.
2. Детские Частушки, Шутки, Прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов / сост. : Бахметьева Т. И., Соколова Т. И. - Ярославль: Академия развития: Академия К, 2000. - 219 с.
3. Зацепина, Н. Б. Народные праздники в детском саду / Н. Б. Зацепина, Т. В. Антонова. – М. : Мозаика-синтез, 2008.
4. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. - 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 400с.
5. Истоки русской народной культуры в детском саду / Авт. - сост. И. Г. Гаврилова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 160с.
6. Капранова, Л. Н. Бабушкины Зубавушки: увлекательные сценарии детских праздников в фольклорном стиле для дошкольных образовательных учреждений / Л. Н. Капранова. - Ростов н/ Д: Феникс, 2008. - 157с.
7. Михайлова, М. А. Народные праздники, игры и развлечения. А у наших у ворот развеселый хоровод / М. А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 2005. - 224с.
8. Тихонова, М. В., Красна изба. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее/ М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова, -СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
9. Федорова, Г. П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста / Г. П. Федорова. - СПб. : ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2006.