Здорикова Ирина Михайловна
Проект «Приобщение детей к культуре малочисленных народов Хабаровского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Приобщение детей к культуре малочисленных народов Хабаровского края»
Актуальность проекта.
В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения, утрачиваются народные традиции (любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним). Возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Становится особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения нравственно-моральных качеств и, прежде всего, чувства любви к своей малой Родине.
Публикация «Проект „Приобщение детей к культуре малочисленных народов Хабаровского края“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Паспорт проекта
.
Название «Приобщение детей к культуре к малочисленным народам Хабаровского края»
Руководитель проекта : Здорикова Ирина Михайловна
Интеграция образовательных областей: - Социально-коммуникативное развитие;
- физическое развитие;
- Речевое развитие;
- Познавательное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие.
Участники проекта : Воспитатели, дети 5 – 7 лет, родители воспитанников (старшая, подготовительная группы)
Тип проекта : Творческо- познавательный.
Срок реализации: 1 месяц
По количеству участников: Коллективный
По продолжительности: Краткосрочный
Место проведения: МБДОУ «Детский сад «Веточка»,
Проведение мероприятий: Групповые, подгрупповые
Цель проекта : Приобщение к культурным ценностям и традициям малых народов.
Задачи:. Создать условия для знакомства дошкольников с малыми народами Хабаровского края
Формировать знания о малочисленных народах, об их образе жизни, традициях и фольклоре.
Подвести к осознанию того, что именно они будут продолжателями этих обычаев и традиций малых народов нашего края.
Вызывать чувство гордости за свой край, посёлок и желание узнать новое об их истории и культуре.
Проблема:
У дошкольников недостаточно сформированы представления о культуре малочисленных народов края, в котором живём.
Предполагаемые продукты: (выход) Благодаря этому проекту, у дошкольников расширим кругозор, расширим представления об истории, традициях, культуре малочисленных народах своего края, посёлка.
Перспективы дальнейшего развития проекта. Продолжим работу по ознакомлению детей с малочисленными народами Хабаровского края.
Создадим мини – музей «Коренные народы Хабаровского края»
Этапы работы над проектом : 1. Организационный:
-изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
-информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту
-подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
-создание развивающей среды по теме.
2. – Практический:
Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, беседы, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие родителей в проекте.
3. Заключительный:
Подведение итогов реализации проекта.
Оборудовать настольную игру.
Описание проекта
Проект направлен на приобщение детей к культурным ценностям и традициям малочисленных народов Хабаровского края, на патриотическое и духовно-нравственное воспитание дошкольников, который влияет на формирование личности ребенка.
Методы реализации проекта :
Наглядно-действенный метод: -проведение дидактических и музыкально-дидактических игр, подвижных игр.
-наблюдение;
-рассматривание иллюстраций о быте народов Севера;
-показ сказок (педагогом, детьми, родителями).
Словесно-образный метод:
-чтение художественной литературы;
-рассказ, беседы о народных обычаях и традициях;
-заучивание потешек, прибауток, закличек;
-использование пословиц, загадок, поговорок; скороговорок.
- беседы.
Практический метод:
-организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;
-разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
-проведение народных игр, игры-забавы.
1 этап -организационный:
-изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
-информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту
-подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
-подбор необходимого оборудования.
2 этап – практичный:
- пособий для практического обогащения проекта.
-создание развивающей среды по теме.
Деятельность детей в рамках проекта :
Речевое развитие Чтение художественной литературы Познавательное развитие Развивающая среда Физическое развитие Театрализованные игры: Дидактические игры:
Ситуативные разговоры, свободное общение: Чтение: Беседы: Сюжетно-ролевые игры: Народные подвижные игры и игры-забавы: Набор игрушек кукольного, пальчикового театров для обыгрывания малых народов Хабаровского края. «Разрезные картинки – матрёшки» «Покрути, покрути и потешку расскажи», «Составь картинку», «Узнай элемент узора», «Угадай и расскажи», «Найди лишнее», «Что изменилось», «Угадай игрушку»,
«История костюмов малых народов Хабаровского края»
«Традиции малых народов Хабаровского края»;
«Народные музыкальные инструменты малых народов Хабаровского края».
Сказки бабушки Лайги» Автор А. Вальдю, ««Как шаман солнце украл» Сангни», Поэты: Маканин, Рубин, Прилепин, Вишневский, Петрушевская и художниками родного края- В. Акимушкиным, М. Тарасенко, Н. Брусницыной и др.
очка.».
«Устное народное творчество малых народов Хабаровского края»;
«Народные обряды и обычаи праздников малых народов»
«Народные музыкальные инструменты малых народов Хабаровского края».
Показать диафильм «Кто живет в холодном море» «К нам гости пришли»; «Поезд, железная дорога», «Строители», «Рыбаки», «Угощаем чаем», «На льдине» «Хейро»;
«Медведь и ягодники»;
«Важенка и оленята».
Игры с бегом:«Волк и олени»;
«Каюр и собаки»;
«Ловля оленей»; Игры с метанием: «Олени и пастухи»; «Куропатки и охотники»;
«Охота на волка», «Оленьи упряжки» (драматизация народных сказок малых народов Хабаровского края)
Дидактические игры:
«Угадай игрушку», «Покрути, покрути и потешку расскажи», «Составь картинку», «Найди лишнее», «Что изменилось».
Предметы художественных промыслов:
Художественно-эстетическое развитие «Предметы деревянной утвари и бересты;
«Ульчская ложка для медвежьего праздника»
Аппликация: «Флаг края, посёлка»»
Рисование: «Роспись народов Ульчи».
Лепка ««Блюдо и ложки малых народов Севера».
3 этап – заключительный:
– подведение итогов;
– Оборудовать настольную игру «Одень куклу» по мотивам нанайской и ульчской одежды.
Взаимодействие с родителями:
Консультация:
«Устное народное творчество малых народов Хабаровского края – средство воспитания любви к родному краю»
Выставка совместного творчества родителей с детьми:
Приобретение литературы «Центр сказок малых народов Хабаровского края».
Мастер – класс с родителями «Нанайская кукла - тряпочная».
Список использованной литературы:
«Мерген и его друзья» Авт. Сем Ю. А. и Сем. Ю. И. Илл. Г. Павлишин, «Приключения пингвинёнка, Сю – Си» Г. Ходжер
«Сказки бабушки Лайги» Автор А. Вальдю, «Как нани счастье нашли», «Серебряная нить», «Как шаман солнце украл» И. А. Баранов
«Хозяин ветров». Обр. М. Булатова, «Два солнца». Рисунки А. Павлишина, Книги про Камчатку: «Северное сияние», «Сказки северного сияния» Булатов М. «Ворон, карась, медведь и лиса». Рис. Г. Павлишина. Авт. Л. И. Сем, Ю. А., Сем., «Скрипучая старушка». Рис. Г. Павлишина., Ю. Анко., «Два солнца». Рис. Г. Павлишина.
Г. А. Палкин; коммент. Г. Г. Левкин; послесл. С. В. Гончаровой. – Хабаровск : Приамурские ведомости, 2011. – 575 с. – Текст: Вальдю, А. Сойнган – сын своего народа : Повести/ А. Вальдю – Хабаровск : Кн. изд-во, 1980. – 239 с. – Текст: непосредственный.. / Д. Д. Нагишкин; Послесл. акад. А. П. Окладникова; Ил. Г. Павлишина. – Хабаровск : Кн. изд-во, 1980. – 223 с. – Текст: непосредственный. 4. Нанайская литература: сборник / сост. В. В. Огрызко. – М. : Литературная Россия, 2004. – 320 с. – Текст: непосредственный. Поэма / А. А. Пассар. - Хабаровск : Хабаровское региональное отделение Союза писателей России, 2010. – 88 с. –