Елена Горохова
Проект «Правовое образование в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
«Правовое образование в ДОО»
Актуальность
Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким оно станет, зависит от того, какое поколение мы вырастим сегодня. Несомненно одно: благополучие граждан России возможно лишь в цивилизованном правовом государстве. В настоящее время требуется активный человек, знающий свои права и умеющий уважать права других людей.
Публикация «Проект „Правовое образование в ДОО“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Права ребенка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Ребенок и его родители должны знать свои права и обязанности для того, чтобы чувствовать себя увереннее, спокойнее на своем пути, чтобы быть защищенным от неприятностей, связанных с незнанием прав.
По рекомендации ЮНЕСКО, правовое воспитание предлагается начинать в дошкольном возрасте, так как именно в это время закладываются основы будущей личности, формируется отношение ребенка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. Накапливая определенные знания о своих правах и обязанностях, ребенок получает возможность использовать их как регулятор взаимоотношений с окружающими людьми. Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.
Образовательное учреждение выступает как главное действующее лицо всей работы по правовому воспитанию детей. Именно оно призвано, в первую очередь, соблюдать права маленьких граждан, а также, просвещать родителей в вопросах правовой защиты детей. От личностной позиции педагога, его культуры и понимания вопроса зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении и в семьях воспитанников.
Формирование правового сознания у детей только силами ДОУ невозможно. Решение задач правового воспитания предполагает тесное сотрудничество детского сада и семьи. Семья играет ведущую роль в становлении личности, физического и психического благополучия. Но, к сожалению, именно в семье чаще всего можно наблюдать нарушение прав ребенка – насильственные методы воспитания, жестокое обращение, пренебрежение нуждами ребенка. Поэтому так важно формировать правильную родительскую позицию, учить методам гуманного обращения с ребенком.
В связи с этим назрела необходимость разработать проект «Правовое образование в ДОО», направленный на правовое воспитание всех участников образовательного процесса.
Цель проекта :
Сформировать основы правовой культуры у всех участников воспитательно-образовательного процесса (воспитателей, детей, родителей).
Задачи:
1. Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о своих правах и обязанностях;
2. Воспитывать у ребенка уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, внешнего облика (в том числе физических недостатков);
3. Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за начатое дело, за данное слово, за другого человека);
4. Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы и умозаключения;
5. Познакомить работников ДОО с основными положениями Конвенции о правах детей, нормативно-законодательными актами РФ, содействующими выполнению Конвенции;
6. Познакомить родителей с содержанием основных документов, защищающих права детей, а также, с обязанностями родителей в отношении несовершеннолетних детей.
Участники проекта :
• Дети старшего дошкольного возраста
• Родители воспитанников
• Воспитатели
• Социальный педагог
• Педагог-психолог
Ожидаемый результат:
• Повышение правовой культуры воспитателей.
• Закрепление представлений у родителей о правах ребенка, о родительских обязанностях.
• Пополнение знаний детей своих о правах и обязанностях.
Презентация проекта
Непосредственно образовательная деятельность с детьми «Путешествуя по сказкам, закрепляем права детей».
Срок реализации – 1 неделя.
Содержание
1. Актуальность
2. Проект
3. Модель реализации проекта
4. Конспекты НОД по ознакомлению детей с правами.
5. Анкета для родителей «Как Вы относитесь к наказаниям?»
6. Анкета для воспитателей «Что Вы знаете о правах детей»
7. Консультация для воспитателей «Реализация Конвенции о правах в условиях ДОО».
8. Консультация для родителей «Изучаем Конвенцию о правах детей».
9. Презентация проекта.
НОД «Путешествуя по сказкам, закрепляем права детей»
10. Литература
Приложение
Фотоколлаж детских работ
1. Рисование «Я рисую свои права»
2. Аппликация «Мой дом»
3. Лепка «Дружный хоровод»
Модель реализации проекта
Виды деятельности Содержание
Познавательно-исследовательская Непосредственно образовательная деятельность
«Ребенок имеет право на образование, здоровье, жизнь, имя, семью, жилье, отдых, дружбу»
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, продуктивная, двигательная, коммуникативная.
Познавательное развитие: формировать знания дошкольников о правах и обязанностях, развивать нравственные представления.
Социально-коммуникативное развитие: активизировать словарь детей словами: право, обязанность, Конвенция, закон, развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Социализация: воспитывать умение работать в коллективе, прививать веру, любовь и доброе отношение детей к окружающим.
Социально-коммуникативная • Чтение художественной литературы на правовую тематику :
В. Осеева «Сыновья», «Печенье», Л. Толстой «Старый дед и внучек», А. Барто «Посидим в тишине», Н. Артюхова «Трудный вечер», С. Маршак «Двенадцать месяцев», Н. Носов «Человек заболел», К. Чуковский «Айболит», В. Берестов «Как хорошо уметь читать»,
• Беседы с детьми на темы:
«Никто не имеет право обижать другого ребенка», «Мы все разные, но мы все равны», «Давайте жить дружно», «Как ты заботишься о своих близких», «Как мы отдыхали всей семьей», «Что я знаю о своем здоровье», «Если тебя обидели», «Мои домашние обязанности».
Продуктивная Художественно-продуктивная деятельность
• Рисование «Я рисую свои права»
• Аппликация «Мой дом»
• Лепка «Дружный хоровод»
• Конструирование «Я имею право на жилище»
Игровая Игры с правовым содержанием
• «Назови имя ласково»
• «Кто в домике живет»
• «Закончи предложение «Я буду здоров, если…»
• «Вызови врача»
• «Собери портфель»
• «Что такое хорошо и что такое плохо»
• «Можно-нужно-нельзя»
Двигательная • Подвижные игры «Веселые старты», «Мы веселые ребята», «Третий лишний»
Взаимодействие с родителями • Оформление родительских стендов «Знакомимся с Конвенцией о правах детей»
• Анкетирование «Как Вы относитесь к наказаниям»
Взаимодействие с воспитателями • Консультация «Реализация Конвенции о правах детей в условиях образовательной организации»
• Анкетирование воспитателей «Что вы знаете о правах детей?»