марина воронина
Проект «Правила этикета приема гостей»
▼ Скачать +Заказ
Проект «Правила этикета приема гостей»
Цель
Формировать представления о нормах культуры поведения, общения детей при встречи гостей
Задачи
Познакомить детей с правилами этикета приема гостей;
Развивать познавательный интерес к этическим и нравственным нормам гостеприимства, умение общаться, приносить радость другим людям;
Развивать мышление, речь;
Воспитывать культуру взаимоотношений с окружающими людьми.
Привлечь внимание родителей к проблеме формирования нравственных качеств у детей.
Словарная работа:
Публикация «Проект „Правила этикета приема гостей“» размещена в разделах
этикет, правила поведения, сервировка стола, гостеприимство, приглашение
Актуальность
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-нравственного развития и воспитания дошкольников, являющимся одним из компонентов проекта Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования.
Формирование личности ребенка, его воспитание как гражданина, начинается через мир положительных эмоций, приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. От степени социализации ребенка зависит его гармоничное развитие. Усваивая традиционные духовно-нравственные нормы и установки, ребенок становится полноценным и равноправным членом своей социальной среды. И в зависимости от успешности этого процесса ребенок принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, подчиняя ему свои собственные потребности.
Проживая годы дошкольного детства вместе с ребенком мы формируем у него определенное отношение к людям и труду, формируем нормы общепринятого поведения.
В народе говорят: хороший пример – лучше, чем сто слов. Воплощая этот мудрый педагогический прием в жизни, педагогам и родителям необходимо привлекать внимание детей к делам и поступкам достойным подражания.
Обоснование актуальности проекта
Наблюдая за поведением детей, их играми, беседуя с родителями, стремясь к систематизации к углублению знаний детьми норм культуры поведения и общения, в преддверии праздников, – все это привело к не необходимости разработки и внедрения проекта «В ожидании гостей». Реализация проекта поможет детям усвоить нормативные правила этикета гостеприимства; родителям в организации детских праздников и обретении наставников и помощников в лице педагогов группы.
Проблемы, решению которых способствует проект
Воспитание нравственно-этических качеств.
Привитие детям потребности выполнять правила этикета и культуры общения.
Овладение знаниями результатов нежелательного поведения в различных ситуациях.
Проявление доброты, заботы, уважительного отношения к сверстникам и взрослым.
Проявление способности анализировать собственные поступки и другие поступки.
Применять полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях.
Вовлечение родителей в формирование нравственных качеств у детей.
Желание родителей открытого сотрудничества с воспитателями.
Обмен родителей кулинарными способностями.
Подведение итогов конкурса: «Лучшее праздничное угощение».
Создание атмосферы общей культуры.
Продолжительность
Краткосрочный
Участники проекта
Дети, родители средней группы, воспитатели группы
Стратегия проекта
I этап: Рождение проблемы (подготовительный)
Наблюдения за деятельностью детей, беседы с детьми, родителями
II этап: Разработка проекта
* Изучение литературы по теме
* Подбор материала для реализации проекта
* Заседание родительского комитета. Разработка положения о конкурсе для родителей и детей «Лучшее угощение к чаепитию»
* Создание предметно-развивающей среды
* Индивидуальная работа с детьми
III этап: мероприятия и события
* Чтение и художественных произведений
* Слушание музыкальной сказки Д. Самойлов «У слоненка день рожденья»
* Просмотр мультфильмов из серии «Лунтик»
* Беседа «Что такое пригласительный билет и для чего он нужен?»
* Игры:
сюжетно-ролевые «Печём угощения для гостей», «Встречаем гостей»;
дидактические: «Кто больше назовет вежливых слов», «Накроем на стол»;
игра-драматизация: «Приходите в гости к нам»;
подвижные игры «Пирог», «Каравай»
* Образовательная деятельность:
-- Художественно-эстетическое развитие. Аппликация «Изготовление пригласительных билетов».
-- Познавательное развитие:
- ФЦКМ. Этикет-шоу (Как подготовиться к приему гостей. Сервировка стола.)
- ФЭМП. «В гости на день рождения к бабе Капе»
- Развлечение «В ожидании гостей»
IV этап: Заключительный -реализация проекта
Механизм реализации проекта
1. Изучение методической литературы по теме.
2. Планируемые мероприятия проектной деятельности.
3. Создание атмосферы общей культуры в группе.
4. Совершенствование предметно-развивающей среды: сервировка стола в игровой зоне; подбор: картинок по теме, художественной литературы, игр: дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных
5. Составление конспектов конспекты образовательной деятельности.
6. Работа с родителями (консультация для родителей, конкурс «Лучшая выпечка к чаю»)
Литература
1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. –М. : Сфера, 2004
2. Пазухина И. А. Давай познакомимся! -- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
3. Шорыгина Т. А. Как вести себя за столом?
4. Черенкова Е. Этикет от А до Я.
5. Энциклопедия для детей. М. : Аванта+. Т. 2,3.
6. Интернет ресурс: дошкодьник. ру; воспитатель. ру; chudo-udo.com
Чтение художественной литературы:
К Чуковский «Муха-Цокотуха», «Федорино горе»,
Ю. Чичёв «Что такое этикет»,
И. Горюновой «Этикет для карапузов»
А. Усачев «Этикет для детей» : «Приглашение улитке»; «Кот и собака», «Незнакомые насекомые», «Пугало»
Планируемые мероприятия проектной деятельности
* Беседа «Что такое пригласительный билет и для чего он нужен?» (Приложение 1)
* Игры:
сюжетно-ролевые «Печём угощения для гостей», «Ждём гостей» (Приложение 3);
дидактические: «Кто больше назовет вежливых слов», «Накроем на стол», «Хорошо-плохо» (Приложение 3);
игра-драматизация: «Приходите в гости к нам» (Приложение 2);
подвижные игры «Пирог», «Каравай», игра-соревнование «Кто быстрей напоит мишку с куклой» (Приложение 5)
* Слушание музыкальной сказки Д. Самойлов «У слоненка день рожденья»
* Просмотр мультфильмов из серии «Лунтик» : 56-«Праздник»; 250-«Хорошие манеры»
* Образовательная деятельность:
-- Художественно-эстетическое развитие. Аппликация «Изготовление пригласительных билетов». (Приложение)
-- Социально-коммуникативное. Этикет-шоу (Как подготовиться к приему гостей. Сервировка стола) (Приложение)
-- Познавательное развитие. «В гости на день рождения к бабе Капе». (Приложение)
-- Развлечение «В ожидании гостей». (Приложение)
Приложение 1
ПЕСНЯ
К нам гости пришли
Слова М. Ивенсен, музыка А. Александрова
Задачи:
Развивать песенно-танцевальное творчество, подбирать движения в соответствии с текстом песни.
К нам гости пришли,
Дорогие пришли.
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли. (2 раза)
А сейчас вдвоем
Мы для вас споем.
Вы хлопайте в ладоши,
Мы плясать пойдем.
Ты топни ногой,
Да притопни другой.
Я волчком крутиться стану,
А ты так постой.
Наш детский сад
Дружбой славится.
Приходите, гости, чаще,
Если нравится!
Приложение 2
Подвижные игры
ПИРОГ
Играющие идут по кругу, в центе находится пирог, приговаривают:
Вот он какой высокий, (поднимают руки вверх)
Вот он какой мягонький, (быстрыми движениями раскачивают руками)
Вот он какой широкий! (отходят назад)
Реж его («режут», да ешь! (бегут к «пирогу»)
Побеждает тот, кто первым добежит до пирога.
КАРАВАЙ
Играющие идут по кругу и поют:
Шел павлин горою.
Все люди за мною.
Одного у нас нет (имя одного из играющих).
У него маленькая печка истопленная,
Блины испечённые, каравай состряпанный,
Этакий высокий (руки вверх,
Этакий широкий (руки в стороны,
Этакий низенький (руки опускают к земле).
Раз, два, три «Каравай» ищи.
Играющие догоняют названного ребенка- «Каравай»
Игра-соревнование КТО БЫСТРЕЙ НАПОИТ МИШКУ С КУКЛОЙ
Играющие делятся на две команды. На некотором расстоянии от них сидят мишка и кукла.
У игроков в руках чашки.
После команды, играющие по одному подбегают к игрушкам и оставляют около них свои чашки.
Побеждает та команда, которая быстрее отнесет чашки мишке или кукле.
Приложение 3
Сюжетно-ролевой игры
«Ждем гостей»
Задачи
Закрепить с детьми правила гостеприимства и сервировки стола.
Использовать игру для формирования разнообразных интересов и творческих способностей детей
Прививать чувство коллективизма, отзывчивость, доброжелательность.
Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Предварительная работа
Чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха»
Рассматривание картинок самовара.
Оборудование
Разрезные картинки (с изображением самовара, мухи-цокотухи, денежки); иллюстрация Мухи-Цокотухи; скатерть, принадлежности для сервировки стола (салфетница, блюдца, чашки, ложечки, молочник, чайник, самовар, муляжи конфет, печенья;
Ход игры
В: Ребята посмотрите у нас появились новые разрезные картинки. Давайте соберем и узнаем, что на них изображено.
Д: Муха-цокотуха, самовар, денежки.
В: Кто помнит из какой это сказки.
Д: К. Чуковского Муха-Цокотуха.
В: Кто помнит, как начинается эта сказка.
Д: Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
В: Правильно. А как вы думаете, зачем к нам пришла Муха-Цокотуха?
Д: За помощью. Что бы мы помогли ей накрыть на стол.
В: Если вы согласны ей помочь, то тогда поехали.
Логоритмика «Автобус»
В: Ну вот мы и приехали к Мухе-Цокотухе в гости. Как вы думаете с чего нужно начинать, когда мы ждем гостей. (дети вместе убирают игрушки)
Д: С уборки.
В: Я с вами согласна, уберем игрушки на свои места, чтоб у нас было чисто.
В: Какой у нас порядок. Теперь можно начинать и накрывать на стол, но что надо сделать перед этим?
Д: Помыть с мылом руки. (дети идут умываться)
В: Вот теперь мы можем приступать к сервировки стола.
Дети совместно с воспитателем, рассматривают все принадлежности для сервировки стола. Обговаривают для чего нужен этот предмет, закрепляют название и совместно решают куда его ставить.
В: Ну вот ребята мы с вами и помогли Мухе-Цокотухе навести порядок и накрыть на стол. Она вас всех благодарит и приглашает на чаепитие.
Дети садятся за стол и имитируют чаепитие. Самостоятельная игровая деятельность.
Печём угощение для гостей
Задачи
Формировать умение придерживаться намеченного сюжета.
Согласовывать свои действия с другими ребятами.
Воспитывать доброжелательность, гостеприимство.
Предварительная работа
Пение песни «Пирожки». Чтение И. Горюновой «Этикет для карапузов»
План игры.
Дети поют песню с движениями, ставят пироги и пряники в «духовку», сервируют стол, встречают «гостей». Угощают гостей свежей выпечкой, устраивают концерт.
Приложение 4
Игра-драматизации
«Приходите в гости к нам!»
Программные задачи
Помочь детям в игровой форме освоить нормы поведения.
Продолжать учить детей выступать перед зрителями, согласовывать свои действия с партнерами.
Развивать эмоциональность речи, выразительность движений.
Воспитывать желание кому-то помочь, совершать добрые поступки.
Действующие лица
Сказочница, Матрешка, Курочка, Коза, Медведь, Кот.
Предварительная работа
Разучивание текста пьесы и танцевальных движений.
Мотивация
Покажем малышам сказку.
Ход игры-драматизации
(Музыка. Выходит сказочница).
Сказочница:
Здравствуйте, мои друзья.
Я к вам в гости пришла.
Всех вас рада видеть я.
Сказочница зовут меня.
Хочу вам сказку рассказать
И пора ее начать.
Дружно жили все игрушки.
Мишки, куколки-подружки.
Игрушки весело играли
И, конечно, танцевали.
(Забегают дети - «игрушки», хоровод «Солнышко». Матрешка выходит на середину под музыку).
Сказочница:
Время праздника настало,
И Матрешка всем сказала.
Матрешка:
Решила всех я угостить,
Пирогами накормить.
Муки мало у меня
Вдруг всем не хватит пирога.
Сказочница:
А вот и курочка идет
Что-то куколке несет.
(Выходит курочка, в корзинке мука).
Курочка:
Здравствуй куколка, возьми.
Принесла тебе муки.
Постарайся, испеки
В гости всех ты пригласи.
Матрешка:
Спасибо.
Сказочница:
А вот и козочка идет.
Что-то куколке несет.
(Выходит коза с корзинкой).
Коза:
Матрешка, вот для тебя
Принесла я молока.
Вот и маслице, возьми.
Постарайся, испеки.
Матрешка:
Спасибо.
(Уносит в дом корзинки).
Коза:
Ну, а где мои козлятки,
Где веселые ребятки.
Выходите погулять,
Выходите поиграть.
(Проводится танец козлят).
Сказочница:
А вот Мишенька идет,
Что-то куколке несет.
(Выходит медведь из домика).
Медведь:
Постарался, принес я
Варенье вкусное для пирога.
Ты побольше испеки,
В гости всех ты пригласи.
Кукла:
Спасибо.
(Уходит в дом).
Сказочница:
Варенье куколка взяла
И пирог свой печь пошла.
Смотрите, кот сюда идет,
Ничего он не несет.
(Выходит кот).
Кот:
Мяу, здесь пирог пекут?
Здесь меня, наверно ждут.
Весь пирог я съесть смогу
Очень пироги люблю.
Съем все сам, съем все сам,
Никому пирог не дам.
(Выходят курочка, коза, медведь и козлята).
Все вместе:
Котик, котик ай-ай-ай,
Ты нас всех не обижай.
С друзьями надо поделиться,
Жадным быть ведь не годится.
Ай-ай-ай!
(Все грозят ему).
Кот:
Мяу, простите вы меня,
Жадничать не буду я.
(Выходит Матрешка с пирогом).
Матрешка:
Вот пирог я принесла,
Он готов у меня.
Всех гостей надо звать,
Пирогом угощать.
Сказочница:
Угощаться надо вместе.
Вместе это интересней.
Давайте песню мы споем,
Как дружно, весело живем.
(Песня о дружбе).
Сказочница:
А на радости, друзья,
Танцевать пришла пора.
(Танец с ложками).
Сказочница:
Вот и сказка наша вся
Попрощаемся, друзья.
Приходите в гости к нам.
Все:
Рады, рады мы гостям.
Приложение
Аппликация
Тема: Пригласительные билеты
Программные задачи:
Продолжать знакомить детей с назначением приглашений.
Учить срезать углы у квадрата для получения круглой формы, из элементов составлять узор.
Воспитывать заботливое отношение к родителям.
Материралы и оборудование
Содержание
Белый медведь на ширме плачет
Белый медведь: Ы-ы-ы, ай, ай, ай!
Воспитатель: Миша, почему ты плачешь?
Белый медведь: Скоро праздник. Все звери будут с мамами, а моя мам далеко на севере, и я не знаю, что же мне делать?
Дети: Надо послать ей приглашение
Белый медведь: А что такое приглашение?
Воспитатель: Приглашение – это сообщение о том, что надо прибыть на такое-то мероприятие в определенное место и время.
Белый медведь: А как же отправить это приглашение? (Ответы детей)
Воспитатель: Приглашение можно отправить по телефону, СМС, по почте.
Белый медведь: Точно! Я отправлю маме приглашение с птичьей почтой!
Воспитатель: Ребята, а вы пригласили своих родителей на наше развлечение?
Тогда нам срочно надо приготовить приглашения.
У меня есть заготовки приглашений но они скучные, а как их можно изменить?
Мне нравятся ваши идеи.
Белый медведь: Вы здорово все придумали! Я побежал делать приглашение.
Воспитатель: Давайте настроим свои пальчики на работу.
Пальчиковая гимнастика:
В гости к пальчику большому (руки сжаты в кулаки, большие пальцы вверх)
Приходили прямо к дому (изображение крыши)
Указательный и средний,
Безымянный и последний. (соединяем пальцы с большим пальцем)
А мизинчик –малышок,
Сам собрался на порог (руки в кулаке мизинцы подняты вверх)
Вместе пальчики друзья (ритмично сжимаем и разжимаем пальцы,
Друг без друга им нельзя! (руки соединяем в замок)
Дети подходят к столам в, приступают к работе.
Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
На ширме появляется Белый медведь.
Белый медведь: Ребята, ребята! Смотрите, что у меня получилось!
Воспитатель: Мишка, очень красиво! А посмотри, какие приглашения получились у ребят!
Белый медведь: О, вы просто настоящие мастера! И я приглашаю вас на танец «Белые медведи» (музыка из к/ф «Кавказская пленница»)
Танец «Медведей»
Белый медведь: Вы не только делаете красивые приглашения, но и очень хорошо танцуете.
До свидания ребята, я побежал на голубиную почту, отсылать маме приглашение, а вы не забудьте передать приглашения своим родителям.
Приложение
ЭТИКЕТ ШОУ
ЗАДАЧИ:
Продолжать знакомить детей с нормами столового этикета посредством радостной, эмоциональной атмосферы.
Формировать навыки сервировки стола.
Развивать умение общаться, решать проблемные задачи.
Воспитывать культуру взаимоотношений и умение анализировать чужие поступки.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Этикет, столовый этикет, этикет-шоу, приглашение, сервировка стола.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Игрушки: собачка, мышка, мишка, белочка, ежик; ШИРМА: игра «Так-не так» в слайдах, USB-флешь-накопитель, телевизор; 2 стола, салфетки, 2 игрушечных чайных набора; открытки с правилами этикета на каждого ребенка.
ЗВУЧАТ ФАНФАРЫ ВХОДИТ ВОСПИТАТЕЛЬ
ВОСПИТАТЕЛЬ
МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО «ЗДРАВСТВУЙ» - ЛУЧШЕЕ ИЗ СЛОВ,
ПОТОМУ ЧТО «ЗДРАВСТВУЙ» - ЗНАЧИТ БУДЬ ЗДОРОВ.
ПРАВИЛО ЗАПОМНИ, ЗНАЕШЬ- ПОВТОРИ,
СТАРШИМ ЭТО СЛОВО ПЕРВЫМ ГОВОРИ.
ВЕЧЕРОМ РАССТАЛИСЬ, ВСТРЕТИЛИСЬ С УТРА,
ЗНАЧИТ СЛОВО «ЗДРАВСТВУЙ» ГОВОРИТЬ ПОРА.
Здравствуйте, дорогие друзья! Говорить при встречи «Здравствуйте» - одно из правил этикета. И у нас сегодня «Этикет-шоу». Что же такое этикет? Это установленный порядок поведения людей в обществе. И знать его надо каждому! И сегодня мы попробуем усвоить некоторые правила этикета.
-И, так, встречаем наших гостей : пса Антошку, белочку, мышку, медвежонка и ежика (на ширме появляются пёс Антошка, белочка, мышка, медвежонок, ёжик). Поприветствуем их!
ЗВЕРУШКИ
Здравствуйте, дети!
ВОСПИТАТЕЛЬ
Здравствуйте гости дорогие.
Наши гости не знают правила столового этикета. Столовый этике - это правила поведения за столом. Повторите, ребята!
А сейчас послушайте истории наших гостей.
МЫШКА
-Я так плохо лапки мыла;
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась-
И на лапках грязь осталась.
Полотенце - в черных пятнах!
Как же это не приятно!
ВОСПИТАТЕЛЬ:
-Так что же нужно делать перед едой? (мыть руки с мылом)
АНТОШКА
Меня зовут щенок Антошка
Я рыбу ел столовой ложкой.
Вилкой суп пытался кушать
Не хотел советов слушать.
И хотя во всю старался,
Так голодным и остался.
ВОСПИТАТЕЛЬ
-Дети, что не так делал Антошка?
(Суп надо есть ложкой, рыбу вилкой.)
МЕДВЕЖОНОК
За столом я хлеб жевал,
Крошки хлебные ронял.
Говорил с набитым ртом.
Что? Не мог понять никто.
После взялся за компот-
Стол облил и сой живот.
ВОСПИТАТЕЛЬ
Какие правила нарушил Медвежонок?
(За столом надо есть с закрытым ртом, не спешить, не говорить, крошки на пол не сорить, аккуратно пить и на стол компот не лить).
БЕЛКА
Пригласили на обед.
Тарелку дали мне и хлеб,
В ней из хлеба, масла, сала,
Домик я сооружала.
ВОСПИТАТЕЛЬ
Так друзья не поступают
И с едой не играют.
ДЕТИ
За столом едят, а балуются.
ЁЖИК
Мы за столом, ежи, сидели,
Нос воротили и не ели:
-Эту кашу не хотим!
Чёрный хлеб мы не едим!
Дайте лучше чаю нам,
Бедным маленьким ежам!
ДЕТИ
Нельзя капризничать и кривляться за столом, надо есть, что дадут.
СПАСИБО НАШИМ ГОСТЯМ,
А У НАС РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА!
ИГРУШКИ (ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)
Скачет конь наш, цок, цок, цок. (скачут как лошадки)
Слышен топот быстрых ног.
Кукла, кукла, попляши, (Пружинка)
Своей ручкой помаши.
Вот как кружится волчок – (Кружатся)
Прожужжал и на пол лег.
Самолет летит, летит. (руки в стороны)
Лётчик смелый в нем сидит.
Рекламируем - игрушки, (хлопают в ладоши)
Громко хлопаем в ладошки.
ВОСПИТАТЕЛЬ
ВТОРОЙ ТУР НАШЕГО ШОУ
ИГРА «ТАК – НЕ ТАК»
Надо определить какие изображения соответствуют правилам этикета.
Как подготовить дом к приему гостей?
Внешний вид хозяина. Грязный, растрепанный, чистый, аккуратный.
Гостей надо встретить криком, с занятыми руками, с уважением.
Получив сладкий подарок, все сразу все съешь; развернешь подарок ни на кого не обращая внимания; рассмотришь с гостями подарки и будешь с ними играть.
Задуешь свечи со всей силы прямо на гостей; покажешь всем свое плохое настроение; будешь весело спокойно беседовать с гостями.
Когда мы прощаемся мы…
ВОСПИТАТЕЛЬ
Спасибо, мы отлично поиграли, а у нас…
ТРЕТИЙ ТУР НАШЕГО ЭТИКЕТ- ШОУ
КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ СЕРВИРОВКУ СТОЛА
Надо не торопясь, подготовить столы к праздничному чаепитию кукол. Давайте разделимся на группы по количеству столов.
Изучите схему последовательности сервировки и приступайте к выполнению задания.
Команды сервируют столы.
ВОСПИТАТЕЛЬ
.Молодцы! Куклы будут рады попить чай за таким столом!
РЕЛАКСАЦИЯ
НАШЕ ЭТИКЕТ-ШОУ ЗАВЕРШИЛОСЬ!
Но мне хотелось бы узнать, о чем из этикет-шоу вы хотели бы рассказать своим друзьям и родителям.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! А НАПАМЯТЬ ВАМ ОТКРЫТКИ С ПРАВИЛАМИ ЗТИКЕТА