Алла Костырко
Проект познавательной области «Волшебный мир бабочек»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования Администрации
Шушенского района
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников
детский сад № 6 «Василёк»
ПРОЕКТ
познавательной области
«Волшебный мир бабочек»
для детей разновозрастной группы
в период работы дежурной группы.
Воспитатель: Костырко А. И.
2020год.
Педагогический проект
«Волшебный мир бабочек».
Публикация «Проект познавательной области „Волшебный мир бабочек“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Аннотация: Проект «Волшебный мир бабочек» направлен на исследование проблемных вопросов, которые помогут детям больше узнать о загадочном мире самых красивых насекомых: бабочек.
Актуальность: Программа «От рождения до школы» не предполагает углублённого изучения темы о разнообразии бабочек. Детям второй младшей средней группы интересно всё, что связано с миром живой природы, перед детьми откроются широкие возможности получения дополнительной информации из разных источников. Мир бабочек очень красочен, ярок, но напрямую недоступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их и их родителей активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждой НОД выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты.
Цель: Обобщить и расширить знания о бабочках.
Задачи проекта :
Образовательные:
• Формировать у детей представления о бабочках как о насекомых, радующих наш взор.
• Формировать понимание детей о строении бабочек, их происхождении на свет, способах передвижения, их разнообразии.
• Способствовать развитию познавательного интереса к бабочкам.
Развивающие:
• Развивать умение сравнивать и анализировать.
• Развивать память, воображение, логическое мышление в процессе наблюдений, исследований природных объектов.
• Обогащать и активизировать словарь детей; развивать связную речь, побуждать свободно мыслить, фантазировать.
• Развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо – поисковую деятельность.
• Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всем насекомым.
Тип проекта : групповой, познавательный, краткосрочный
Сроки реализации проекта : 1 неделя (с 6 по 10 июля 2020 г.).
Участники проекта :
Воспитатели, дети разновозрастной группы, родители, инструктор по физической культуре.
Этапы реализации проекта Содержание
Подготовительный Выявление субъективного опыта:
«Что мы знаем о бабочках?»,
«Что вы хотите узнать о бабочках?»,
«Где мы можем найти информацию?»,
Основной Работа над созданием мини-библиотеки, альбома по теме проекта, выставка разных предметов с изображением бабочек.
Заключительный Выставка совместных работ «Этот загадочный мир бабочек»
Ожидаемый результат:
• Имеют представление о самых красивых насекомых: бабочках.
• Владеют понятиями, кто такие бабочки.
• Имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения, способах их передвижения, об уникальности каждого вида, их назначении.
• Знают о взаимосвязи с другими обитателями.
• Имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
• Сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
• Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса, самореализация.
Планирование и организация деятельности
Познавательное развитие :
НОД:
1.«Самые красивые насекомые нашей планеты: бабочки!»
Цель: Углубить знания детей о внешнем виде, питании, строении и размножении бабочек.
2. «Путешествие в загадочный мир бабочек»
Цель: Расширять знания о разнообразии бабочек
ФЭМП:
1. Закрепление цвета, формы.
Цель: Расширять знания о цвете. Закреплять знание о форме.
2. Геометрические фигуры
Цель: Расширять знания о геометрических фигурах:
круг, квадрат, треугольник.
Развитие познавательно – исследовательской деятельности:
1.«Волшебница вода»
Цель: Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: - источник жизни.
2.«Песок»
Цель: Познакомить детей со свойствами песка: показать, как сделать бабочку из песка.
Беседы с детьми:
«Строение бабочек»
«Значение бабочек»
«Многообразие бабочек»
«Развитие бабочек»
«Поведение бабочек»
Цель:
Рассматривание: фото, репродукций, иллюстраций с изображением бабочек.
Речевое развитие:
1. Чтение сказки «Про бабочку» (первая неделя)
Цель: Учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на заданные вопросы.
2. Разучивание стихотворения С. Богдан «Бабочка-красавица» (вторая неделя)
Цель: Формировать интерес к поэзии на примере
стихов;
Чтение художественной литературы
«Про бабочку» (источник интернет,
«Сказка о принцессе-бабочке, паучке и мечте»,
«Сказка про бабочку» (источник интернет,
«Сказка о Бабочке и Корове» -Т. Потапенко,
Т. Нестерова- «Дотронуться хотела я руками…»,
С. Богдан - «Бабочка-красавица»,
Н. Шумов - «Я ребята, бабочка,
Г. Ряскина- «На лесной полянке чудо…»,
Н. Капустюк «Хорошо мне на лугу»,
М. Блинникова
«Над травой порхает бантик»,
Н. Шемякина
«У красотки бабочки»
Цель: Развивать любознательность, кругозор
Использовать в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев, эмоционально откликаться на прочитанные произведения.
Художественно – эстетическое развитие:
1. Рисование: «Великолепные бабочки»
Цель: Учить создавать выразительный образ бабочки гуашью, используя нетрадиционные методы рисования: пальчиками, губкой и ватными палочками.
2. Лепка: «Бабочки на цветочной поляне»
Цель: Совершенствовать умение и навыки, воображение и фантазию. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
Социально – коммуникативное развитие:
1. Сюжетно ролевая игра:
«Путешествие на полянку»
Цель: Заинтересовывать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающей жизни. Организация совместной, познавательно – продуктивной деятельности.
2. Дидактические игры:
«Четвертый лишний», «Собери целое», «Собери бабочку», «Да – нет»,
«Найди отличие», «Подбери пару», «Мозаика»-разноцветная бабочка.
Цель: Учить детей обобщать и классифицировать.
Учить из четырёх частей собирать целое.
Развивать у детей внимание, память, воображение.
3. Беседы о безопасном поведении в природе.
Цель: Формировать навыки безопасного поведения в природе.
4. Физическое развитие.
Цель: Формировать двигательные навыки, развивать воображение, внимание
Подвижные игры:
«Бабочки»,
«Поймай бабочку»,
«Бабочка на цветочке».
«Ловля бабочек».
Взаимодействие с родителями:
Изучение энциклопедий
Беседа с детьми о бабочках.
Просмотр телепередач о бабочках.
Совместное творчество родителей и детей: «Этот загадочный мир бабочек»
Создание выставки: «Чудесные бабочки».
Выставка совместных работ: «Волшебный мир бабочек»
Цель: Формировать умение использовать разнообразный материал и навыки работы с ним, способствовать развитию сотрудничества родителей с детьми воспитывать доброжелательность и самостоятельность.
Результаты проекта :
• Дети освоили простейшие представления о некоторых особенностях строения бабочек, способах их передвижения, об уникальности каждого вида, их назначении.
• Узнали о взаимосвязи с другими обитателями.
• Повысился уровень знаний детей о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
• Овладели расширенным словарным запасом;
• У детей сформированы навыки экологически грамотного поведения в природе;
• Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Волшебный мир бабочек»;
• Оформлена выставка совместных работ детей и родителей;
Заключение:
Знания, полученные во время реализации проекта, помогли повысить уровень представлений детей о бабочках; проект помог детям обогатить имеющиеся знания и навыки, дал возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволила каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечила выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Волшебный мир бабочек» предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Литература:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Соответствует ФГОС. - М., Мозаика-Синтез, 2014.
2. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А,Васильева. Комплексные занятия по программе «Ор рождения до школы» для второй младшей группы. – Волгоград, Издательство «Учитель», 2013.
3. Т. И. Подрезова. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей ДОУ.
4. О. В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Младшая группа. –М., Мозаика-Синтез, 2015.
5. Л. Ю. Павлова. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром. – М., Мозаика-Синтез-2012.
6. Т. С. Комарова. Художественное творчество. - М., Мозаика-Синтез, 2014.
7. Э. Я. Степаненкова. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет. – М., Мозаика-Синтез-2012.
8. Л. В. Куцакова. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М., Мозаика-Синтез-2012.
9. Интернет-ресурсы.