Надежда Лысенкова
Проект «Потешки поём и играем и речь малышей развиваем»
▼ Скачать + Заказать документы
В нашей группе дети от 2 до 4 лет. Ни для кого не секрет, что к 2м годам речь становится для ребенка необходимой потребностью для общения со взрослыми и сверстниками, малыша уже не устраивает общение на уровне жестов и звукоподражания.
Современные дети и родители мало знакомы с произведениями фольклора, они не читают их дома и тем более, не пропевают их.
Темочки:
- Потешки для детей
- Потешки. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Дети положительно и эмоционально реагируют на произведения устного народного творчества: песенки, потешки, прибаутки. Устное народное творчество обладает большими возможностями, и мы решили использовать фольклор для развития речи детей.
Целью проекта является использование произведений русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста.
Тип проекта : познавательно – игровой.
Продолжительность: 1 год.
Участники проекта : воспитатели группы, муз. руководитель, родители и дети.
Этапы проекта.
На подготовительном этапе был подобран фольклорный материал с учетом возраста детей, иллюстрированная литература. Составили консультации для родителей, провели анкетирование родителей «Как мы развиваем речь детей дома». Пополнили наглядным и дидактическим материалом развивающую среду.
Чтение.
Мы знакомим детей с потешками, закличками, прибаутками и другими формами фольклорного жанра.
«Солнышко-ведрышко», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Киска, брысь…», «Чики-чики-чикалочки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь» и др., закличек "Солнышко, солнышко. ", "Дождик, дождик. " и т. д. ;
В группе мы читаем их детям и разучиваем их наизусть, а затем на музыкальных занятиях, музыкальный руководитель их пропевает с ними.
Рассматривание иллюстраций, беседа.
Продолжая знакомиться с фольклором, дети как самостоятельно рассматривают картинки, так и с педагогами.
Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности с детьми. Например, во время рисования. «Петушок, петушок…», «Солнышко лучистое», «Кто в лесу живёт», Рисование пальчиками «Следы», «Идет дождь», «Снежинки как пушинки»;
Лепки «Оладушки для бабушки», «Шла собачка через мост» и т. д.
Музыкальная деятельность
Дети на музыкальных занятиях знакомятся с простейшими элементами русских народных танцев, играют в народные и подвижные игры, поют потешки, пестушки, играют на музыкальных инструментах.
Мы устраиваем развлечение в фольклорном стиле, например Музыкальное развлечение «Курочка и цыплята». Театрализованный показ произведений, как педагогом, так и детьми.
Театрализованная деятельность.
Пальчиковые игры, которые проводим и мы и муз руководитель. Пальчиковые игры сопровождаемые текстом учат вслушиваться и понимать смысл речи.
«Пальчик-мальчик…», «Дружная семья», «Лиса по лесу ходила».
Пальчиковый театр
Театральная деятельность - обыгрывание эпизодов потешек, русских народных сказок т. д.
«Калики-малики, гусь купил сандалики»
Игровая деятельность.
Вслушиваясь в слова потешек, пословиц, поговорок, их ритм, малыши играют в ладушки, притоптывают, приплясывают, двигаясь в такт произносимому тексту, что не только забавляет, радует малышей, но и позволяет организовывать их поведение. «Мишка косолапый», «С курицей играют в прятки непослушные цыплятки», «Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть», «Большие ноги шли по дороге».
Колыбельные
Дети очень любят пропевать различные колыбельные. «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю».
Конструирование
Простота звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры. «Тили-тили бом, загорелся кошкин дом.», домик для зверей, «Башенка и лисичка».
Дидактические игры
Дидактические и развивающие игры : «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и собери», развивающее лото «Игрушки»;
Собираем картинки с героями потешек, вспоминаем и пропеваем их.
Игры на развитие мелкой моторики
Развитие мелкой моторики непосредственно способствует развитию речи детей. Поэтому мы используем различные игры. На каждую игру мы подбираем потешку. «Наши уточки с утра»
В режимных моментах
Мы используем потешки в различных режимных моментах. С помощью народных песенок, потешек у малышей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию и т. д. Например, «Водичка водичка» при умывании. На гимнастике пробуждения «Жили были зайки на лесной опушке», «Наши гуси у пруда га-га-га».
Совместная деятельность с родителями.
- Анкетирование родителей «Как мы развиваем речь ребёнка дома»
- Оформление информационного уголка для родителей на темы: «Любимые книги наших малышей», «7 секретов воспитания интереса к чтению», «Фольклор в жизни ребенка», «Домашняя библиотечка ребенку 2-3 лет.»
- Консультации «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе дома», «Чтоб ребенок стал читайкой!».
- Заучивание и пропевание потешек дома вместе с детьми.
- Создание книжного уголка.
- Выставка книг «Потешки».
- Создают книжки-малышки своими руками
- Оформление коллажа «Говорим и поем дома».
Ожидаемые результаты.
Итогами проекта являются :
• Дети последовательно знакомятся с малыми формами фольклора, с народными играми и хороводами, с народным рукотворным творчеством, с несколькими обрядовыми праздниками.
• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.
• У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
- Повысится компетентность родителей в знании русского народного фольклора.
Наш проект еще не закончен, однако уже сейчас у детей повысился интерес к потешкам. Дети стали их узнавать, использовать в самостоятельных играх.