Екатерина Булак
Проект «Портфолио дошкольника как модель установления партнерства родителей и педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное дошкольное бюджетное учреждение детский сад № 72
Приморского района Санкт-Петербурга
Проект
«Портфолио дошкольника – как модель установления партнерства родителей и педагогов»
Разработала:
Воспитатель: Булак Е. Л.
Санкт-Петербург
2017г.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание 2
Основная часть 3
1. Тема проекта 4
2. Цели и задачи проекта 4
3. Предполагаемые результаты 4
Публикация «Проект „Портфолио дошкольника как модель установления партнерства родителей и педагогов“» размещена в разделах
- Портфолио воспитателя и педагога
- Портфолио дошкольника
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
4. Сроки и источники финансирования проекта 4
5. Пути реализации проекта 5
6. Модель взаимодействия участников проекта 6
7. Модель поэтапного строения работы по реализации проекта 7
8. Формы и методы работы с родителями 8
9. Анкета для родителей 9
10. Календарный план совместной работы 10
11. Примерная структура Портфолио 12
Использованная литература 13
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.
Начав водить ребенка в детский сад, родители всегда найдут возможность поговорить с воспитателями, узнать каков их малыш в социуме, общителен ли он, контактен ли. Но они не задумываются над тем, что воспитателям детского сада, знающим малыша с одной стороны (ребенок в коллективе) весьма полезно было бы знать его и с другой стороны (ребенок в семье и наедине с собой). Любой, даже самый эмоциональный рассказ, не идет в никакое сравнение с «иллюстрированным материалом».
Портфолио – папку роста, развития и достижений, вполне можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка, отмечаемом в группе детского сада. Тем самым мы с одной стороны мотивируем ребенка (друзья и воспитатели увидят его труд). А с другой стороны, оставив портфолио в группе, родители представляют возможность педагогам получить всестороннюю информацию. Да и для «точного диагноза» любому детскому специалисту такая папка будет хорошим подспорьем.
Таким образом, портфолио – это возможность обмениваться информацией, согласовывать точки зрения педагогов и семьи. Отличный способ сбора и хранения информации. Работа с портфолио заинтересует мам и пап, бабушек и дедушек информацией о характере, интересах и делах детей, о событиях в группе. Родители заинтересуются не только оздоровлением своего ребенка, но и методиками развития его способностей, талантов.
Наблюдая за родителями, особенностями их поведения с детьми, мы обнаружили, что они в основном фиксируют внешние изменения в ребенке, в его физическом развитии. Жаль, что порой остаются «за кадром» впечатления от прогулок, путешествий, походов в театр или на концерт и многое-многое другое.
Мы полагаем, что Портфолио вызовет большой интерес и у детей. Просмотр фотографий, рисунков, чтение своих рассказов и других записей. Всё это повысит самооценку детей, сблизит с другими детьми и воспитателями, разовьет эмоциональную память и внутреннюю мотивацию.
Портфолио несет в себе ряд функций:
диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определённый период времени
целеполагательная – поддерживает учебные цели (чему обучаем ребёнка и для чего)
мотивационная – поощряет достигнутые ребёнком результаты
содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ
развивающая – непрерывность процесса обучения и развития от года к году
рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.
Для того чтобы успешно использовать все функции портфолио с детьми и родителями мы пришли к решению разработать проект.
ТЕМА ПРОЕКТА : «Портфолио дошкольника – как модель установления партнерства родителей и педагогов»
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Развитие сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения и развития ребёнка.
ЗАДАЧИ:
1. Объединить усилия детского сада и родителей, направленные на оздоровление, воспитание и развитие ребёнка.
2. «Запустить» механизм самопознания и самоактуализации личности ребёнка через мотивацию у них достижения успеха.
3. Использовать портфолио дошкольника - как собрание достижений, фиксацию успехов в индивидуальном развитии ребёнка.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Анализ индивидуальных качеств, возможностей и особенностей ребёнка.
2. Развитие интереса у родителей к достижениям ребёнка, к воспитательно-образовательному процессу в детском саду.
3. Знакомство педагогов с особенностями семейного воспитания.
4. Взаимодействие семьи и детского сада в вопросах воспитания и развития детей.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Сентябрь 2017- май 2018 годы.
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ:
Средства родителей : материал на создание портфолио.
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1. Изучение методической литературы по вопросам сотрудничества семьи и детского сада
2. Консультативная помощь родителям по созданию Портфолио дошкольника и вопросам воспитания ребенка-дошкольника
3. Совместные мероприятия с родителями и детьми
4. Календарный план совместной работы
5. Разработка примерного содержания Портфолио дошкольника
6. Создание Портфолио дошкольника
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА
МОДЕЛЬ ПОЭТАПНОГО ПОСТРОЕНИЯ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Мероприятия
1. Привлечь родителей к сбору продуктов детского труда, творчества, наблюдению за ребёнком.
2. Семинар-практикум «Портфолио дошкольника»
3. Индивидуальные беседы с родителями о достижениях ребенка, особенностях семейного воспитания.
4. Привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений и праздников.
5. Оформление стенда «Моё генеалогическое древо»
6. Оформление выставки работ - «Вместе с мамой»
7. Творческая гостиная «Как растёт мой ребёнок». Демонстрация портфолио.
8. Индивидуальные беседы с психологом - диагностика по продуктам детской деятельности. Сроки
Сентябрь2017г.
Май 2018 г.
Сентябрь2017г.
Май 2018 г.
Сентябрь2017г.
Май 2018 г.
Сентябрь2017г.
Май 2018 г.
Январь 2018г.
Май 2018г.
Май 2018г.
Март, апрель 2018 г. Исполнители
Воспитатель,
родители.
Воспитатель
Воспитатель,
родители.
Воспитатель,
родители.
Воспитатель,
родители.
Воспитатель,
родители.
Воспитатель
Психолог
Анкета для родителей
1. Какие положительные качества Вы хотите воспитывать у своего ребенка?
___
2. Что бы Вы хотели изменить в характере и поведении своего ребенка?
___
3. Что бы Вы хотели изменить во взаимоотношениях с вашим ребенком?
___
4. Какие трудности вы испытываете в воспитании своего ребенка? ___
___
5. Чем Вы занимаетесь вместе с детьми в свободное время, традиции?
___
___
6. О чем чаще всего вы беседуете со своим ребенком?
___
7. За что вы хвалите своего ребенка?
___
8. Как вы считаете, в чем Ваш ребенок похож на вас?
___
9. В какой информации о Вашем ребенке вы нуждаетесь?
___
10. Какие результаты в развитии ребенка Вы хотели бы увидеть через несколько месяцев?
___
Большое спасибо за сотрудничество!
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА
1. Титульный лист – информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения ребенка, можно нарисовать детскую ладошку и предложить раскрасить ее ребенку (как подпись ребенка) или фотография, которая больше всего нравиться вашему ребенку с его изображением;
2. Познакомьтесь со мной – фотография ребенка (например - в день рождения, что означает имя ребенка, почему его выбрали родители, информация о знаменитых тезках; знак зодиака, гороскопы;
• полюбуйтесь на меня (фотографии ребенка в разные годы жизни);
• обо мне (рассказ со слов ребенка о самом себе);
3. Моя семья – краткий рассказ о членах семьи, любимые занятия, профессии, особенности совместного времяпрепровождения, фотографии близких членов семьи;
4. Вот что я люблю – краткие сведения и фотографии о любимых делах ребенка, друзьях, местах, где он любит бывать, игрушках;
5. Чем могу, помогу – какую посильную помощь оказывает ребенок дому с фотографиями;
6. Мир вокруг нас – впечатления родителей с детьми и воспитателей с детьми от различных мероприятий, фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов; Вкладышем в этот раздел могут стать красочно оформленные листы с указанием места и даты путешествия, проиллюстрированные фотографиями или детскими рисунками и содержащие небольшой рассказ о наиболее ярких впечатлениях;
7. Мне интересно – хобби ребенка, его интересы и таланты; Данный раздел поможет с пристальным вниманием следить за интересом ребенка и фиксировать достигнутые результаты. Если ребенок занимается под руководством педагога, постарайтесь получить у него [педагога] отзыв;
8. Вдохновения зимы (весны, лета, осени) записать впечатления ребенка навеянные от мероприятий, утренников или событий происходящих с ним в разные времена года, места и даты путешествия, проиллюстрированные фотографиями или детскими рисунками, поделками;
9. Золотые ручки – фотографии объемных работ, сделанных руками ребенка. Обязательно прописывается дата, тема работы; В разделе помещаются работы ребенка, связанные с мелкой моторикой: раскрашивание рисунков, штриховки, лепка из пластилина или из теста (фотографии работ). Сюда же можно поместить отчеты о выполнении пальчиковой гимнастики (фотографии ребенка и описания упражнений);
10. Прыг-скок. Данный раздел отражает динамику развития физической активности. Желательно фиксировать освоение ребенком тех или иных физических упражнений, а также количество повторений. Это могут быть кувырки, хождение по бревну без поддержки, катание на лыжах, отжимание от пола, лазание по канату, вращение хула-хупа, прыжки через скакалку и многое-многое другое;
11. Почитай-ка – задания, выполненные детьми; Непременной составляющей детских Портфолио должны стать отзывы о прочитанных книгах. Ребенок вполне может не только нарисовать свою иллюстрацию к книге, но и высказать свое мнение о ней: выделить понравившихся героев, отметить наиболее интересные эпизоды;
12. Что ни слово – золото. А как интересно они порой высказываются! Многие родители тщательно записывают детские перлы и даже присылают в редакцию портала. Предлагаем в этом разделе Портфолио собрать собственную удивительную коллекцию слов и высказываний вашего воспитанника;
13. Мои фантазии – работы, выполненные в технике аппликации, рисования и т. д. Мир фантазий ребенка безграничен, так пусть он найдет свое отражение в этом разделе! Это могут быть сочиненные ребенком сказки или истории-небылицы, рисунки, фотографии облаков или найденных ребенком лесных коряг, по форме напоминающих каких-то существ;
14. Мои достижения - грамоты, благодарственные письма и т. д;
15. Скоро в школу. Этот раздел заполняется в тот период, когда ребенок начинает посещать» подготовительные занятия в школе или целенаправленно готовится дома к началу обучения. Можно вложить всю тетрадку, с которой ребенок ходил на подготовительные уроки, а можно выбрать отдельные, наиболее удачные листы. Для того чтобы раздел был не мене красочным, рекомендуем сделать несколько фотографий. Например, в классе перед занятием или в магазине при покупке товаров к первому учебному году. С особой гордостью ребенок заполнит специальный лист-вкладку "Что вошло в ранец";
16. Расскажи обо мне - рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада, друга и т. д.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ
Тема раздела Сроки Исполнители
1. Титульный лист
2. Познакомьтесь со мной
• Полюбуйтесь на меня
• Обо мне
3. Моя семья
4. Вот что я люблю
5. Чем могу, помогу
6. Мир вокруг нас
7. Мне интересно
8. Вдохновения зимы (весны, лета, осени)
9. Золотые ручки
10. Прыг-скок
11. Почитай-ка
12. Что ни слово – золото
13. Мои фантазии – работы
14. Мои достижения
15. Скоро в школу
16. Расскажи обо мне
Сентябрь2017г.
Сентябрь2017г.
Октябрь 2017г.
Ноябрь 2017г.
Ноябрь 2017г.
Декабрь 2017г.
Декабрь 2017г.
Январь 2018г.
Январь 2018г.
Февраль 2018г
Март 2018г.
Апрель 2018г
.
Май 2018г.
Воспитатель,
родители
Родители и
Воспитанник
Родители и
Воспитанник
Родители и
Воспитанник
Родители и Воспитанник
Родители, Воспитатель и
Воспитанник
Воспитатель и
Родители
Родители и Воспитанник
Родители и Воспитанник
Воспитатель,
Родители,
Психолог
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Арнаутова Е. П. В гостях у директора – М., 2004
2. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. - М. : Просвщение, 2003.
3. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду – М. : ТЦ Сфера, 2006.
4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями – М., 2002.
5. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: Метод. рук. для работников дошкольных учреждений. М., 2002.
6. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание М., 1999.
7. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 1998, №6.
8. Бойчев С. Семья, ребенок, детский сад // Дошкольное воспитание. 1996, №5.
9. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000, №1,2.
10. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000, № 3.
11. Маленкова Л. И. Педагоги, родители, дети. М., 2000.
12. Меньшутин В. П. Помощь молодой семье. М, 1987.