Елена Лютая
Проект «Поможем птицам зимой» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Поможем птицам зимой»
Автор: Лютая Елена Васильевна, воспитатель МБОУ № 40
Краткосрочный проект для средней группы : «Поможем птицам зимой»
Участники проекта : воспитатель, дети, родители.
Вид: познавательно-исследовательский, краткосрочный.
Срок реализации: одна неделя
Возраст детей: 4-5лет.
Форма проведения: групповая
Публикация «Проект „Поможем птицам зимой“ для средней группы» размещена в разделах
Актуальность: Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.
В холодное время года для зимующих птиц доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И только люди могут помочь птицам. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. А вот сытой птице и мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, желание оказать им помощь.
В ходе проекта «Поможем птицам зимой» дети больше узнают о птицах нашего края, выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать, узнают, какие существуют кормушки для птиц.
Проблема:
1. Формирование экологических знаний о птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Цель:
1. Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу к ним.
2. Расширить знание детей о птицах; обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним отношение; выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способности.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах нашего края, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Пополнить развивающую среду по теме проекта.
3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Этапы реализации проекта :
• I этап – организационно - подготовительный
• II этап – основной (практический)
• III этап - заключительный
I. Подготовительный этап
Постановка цели, задач. Изучение методической литературы. Разработка проекта. Подбор пособий для работы с детьми. Выбор форм работы с родителями. Выбор основных мероприятий. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
II. Основной (практический)
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах и помощи
Работа с родителями:
• Наблюдение на прогулках (внешний вид, среда обитания и т. д.).
• Изготовить совместно с ребенком кормушку.
• Подобрать корм, развивать словарный запас.
• Выучить стихотворение о зимующих птицах.
• Подобрать загадки о зимующих птицах.
• Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
• Пополнить библиотеку группы книгами о зимующих птицах.
Работа с детьми:
1. Игровая деятельность;
• Дидактические игры: упражнение «Покормите птиц зимой»,
• «Летает – не летает»
• Цель: побуждать детей определять действия словами, обогащать словарный запас, закреплять знания о птицах, насекомых, зверях; словесная игра
• «Назови птицу»
• Цель: расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память;
• «Назови лишнюю птицу»
• Цель: учить детей отличать перелётных птиц от зимующих, закреплять в речи их названия;
• «Посчитай птичек и назови»
• Цель: совершенствовать умение считать в пределах 5, активизировать в речи названия птиц.
• Подвижные игры «Поймай птичку»
• Цель: развивать ловкость, умение прыгать на заданную высоту;
• «Летает - бегает»
• Цель: совершенствовать умение быстро реагировать на сигнал, развивать координацию движений, внимание; игра-забава
2. Познавательная деятельность;
• НОД Тема: «Птицы – наши друзья»
Цель: Продолжать знакомить с характерными признаками весны, расширять знания детей о птицах, об их жизни в весенний период, об особенностях внешнего вида, повадках. Познакомить детей с некоторыми перелётными птицами (грач, кукушка, скворец). Развивать интерес к жизни птиц. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.
Средства : аудиозапись «Звуки природы», демонстрационный материал «Птицы»
• Беседы;
• «Перелётные и зимующие птицы».
• Цель: Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в корме. Углублять представления о причинах отлёта и прилёта птиц.
• «Пользу или вред приносят птицы?», «Как мы сможем, позаботятся о птицах зимой?».
• Решение проблемных ситуаций «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой?», «Что случится если исчезнут все птицы».
• Наблюдения на прогулке за голубем
• Цель: познакомить детей с птицей, рассказать о том, что эти птицы остаются зимовать у нас. Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
• За птицами. Рассказ воспитателя «Как птицы добывают себе корм зимой». Цель: рассказать детям о пользе, которую приносят птицы, о том, как они добывают корм, о том, как «дружат» птицы и люди. Вызвать у детей интерес к наблюдению за жизнью и деятельностью птиц. Пробуждать в детях доброту и желание заботиться о пернатых.
3. Коммуникация;
• Чтение сказки М. Горький «Воробьишко»
• Цель: познакомить детей с литературной сказкой, формировать способность сопереживать героям, доброжелательно к ним относиться; упражнять в произношении звука «ч»; воспитывать интерес к художественной литературе; Сухомлинского «О чем плачет синичка».
• просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки".
• Заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой».
• Отгадывание загадок,
• Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
• Выставка в книжном уголке по теме проекта.
• Художественное творчество; Рисование птиц по трафаретам
• Цель: упражнять детей в умении отгадывать загадки по описанию, побуждать нарисовать отгадку на листе бумаги, развивать мелкую моторику, навыки раскрашивания. «Нарисуй, а я отгадаю»,
«Давайте устроим для птиц птичью столовую», «Красивая птичка»
Цель: учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальная, частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании цветными карандашами. Развивать образное восприятие, воображение. Расширять представления о красоте, образные представления
• Конструктивная деятельность
• Цель: побуждать детей выполнять постройки по замыслу, использовать готовые постройки в играх, развивать самостоятельность, фантазию.
• средства : строительный материал, конструктор «лего»
• способы: Игровая ситуация «Кто построит домик для птиц?»
4. Работа с родителями:
• Консультации для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
• Детско – родительская выставка «Кормушка для птичек»
• Участие в акции «Птичья столовая»
III этап – заключительный.
• Организация и участие родителей в мероприятии «Кормушка для птиц».
• Результат реализации проекта
У детей расширились знания о зимующих птицах, о том, как нужно помогать этим птицам пережить зиму;
Обогатился словарный запас дошкольников;
Развивающая среда группы пополнена дидактическими играми, иллюстрациями, книгами.
Повысился процент родителей, проявляющих интерес к жизни детского сада