Солдаткина Дарья
Проект «Помогают ли сказки развивать речь ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение:
Все мы с детства помним наизусть такие сказки как «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок» и многие другие. На этих сказках выросло ни одно поколение. Мы с удовольствием читаем и рассказываем их нашим детям, зная, что они учат доброте и развивают речь.
Публикация «Проект „Помогают ли сказки развивать речь ребёнка“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Увы, но мало кто из родителей догадывается, что через сказку можно не только воспитывать ребенка и развивать его речь, но и обогащать знания, развивать очень важные базовые процессы – восприятие, внимание, память, мышление, а также учить воображению. Чему, например, можно научить ребенка с помощью сказки «Колобок»?
Грамотный творческий педагог через эту сказку научит очень многому. Во-первых – вложит в сердце ребенка понимание золотого правила «Послушание родителям хранит тебя от зла», подчеркнув любовь и заботу родителей. Во-вторых – научит сопереживать чувствам другого, подражать повадкам животных, узнавать животных по описанию. В-третьих – даст представление о свойствах шара, научит распознавать шар на ощупь и отличать его от других геометрических форм, научит соотносить шар с его плоскостной фигурой «круг», находить предметы круглой формы, обозначать героев сказки с помощью круга (дед – круг с бородой, баба – круг в платке, заяц – круг с длинными ушами, волк – круг с треугольными ушами и куцым хвостом, медведь – круг с круглыми ушами и косолапыми лапами, лиса – круг с треугольными ушами и пушистым хвостом, рисовать на основе круга лицо, пропорционально распологая его части: глаза, брови, нос, рот, уши. В-четвертых – научит порядковому счету, пониманию вопроса «сколько?», сформирует восприятие формы (шар – не шар, круг – не круг, цвета (красный, желтый, зеленый, синий, черный, коричневый, величины (большой-маленький, пространства (далеко-близко, последовательности действий (сначала-потом).
В-пятых – расширит знания детей о животных, сформирует обобщающие понятия «животные», «дикие животные», показав главный признак обобщения. В-шестых – включит в занятие приемы и игры на развитие оперативной, кратковременной и долговременной памяти (слуховой, зрительной, тактильной, двигательной, обучит удерживать в памяти пять и более предметов, запоминать порядок их расположения. В-седьмых – научит эмоционально и выразительно пересказывать сказку, имитируя голосом характеры животных, соблюдая порядок событий. Изменив величину колобка или место событий, педагог сможет развивать творческое воображение детей, обучая их нестандартным способам решения ситуации.
Актуальность проблемы.
Актуальность темы: Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких. Большую роль сказка имеет в развитии речи дошкольников, т. к. интерес к сказочному сюжету позволяет побудить ребёнка к активной речевой деятельности (от повторения фраз героев, эмоциональной передачи диалогов к рассказыванию сказки от имени автора). Сказка, содержащая множество ярких образов и событий, завораживающий сюжет, является постоянным стимулом к развитию речи и словотворчества дошкольников.
Продолжительность проекта : среднесрочный декабрь-январь 2018 года.
Тип проекта : познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатели и родители.
Возраст детей:3-4 года
Цель: объединить усилия педагогов и родителей для развития речи младших дошкольников через ознакомление с русской народной сказкой.
Задачи: - Способствовать речевому развитию младших дошкольников, используя игровые методы и ознакомление с русской народной сказкой.
-Способствовать эмоциональному развитию мл. дош. ; учить понимать поступки героев, отражать их интонацию, жесты, поступки, мимику ит. д.
- Формировать фразовую речь, побуждать к активному участию в диалогах героев.
-Познакомить с русской народной сказкой, учить понимать сюжет сказки, поступки героев.
Продукт: ЛЭПБУК на тему: «Русские сказки»
Продукты деятельности:
Рисование по сказкам : «Колобок», «Курочка ряба» (восковые мелки, гуашь).
Лепка из пластилина: «Колобок», «Курочка ряба»
Коллективные работы: «Кого встретил колобок»
Аппликация по сказкам : «Колобок», «Курочка ряба»
Раскраски: «Русские народные сказки»
Конструирование: Макет «Путешествие Колобка»
На первом этапе мы с детьми обозначили проблему «Чему может научить сказка?» «Любим ли мы изображать героев сказок?»
Для детей: узнать, что такое сказка?
Для родителей: поддерживать интерес к сказкам
Для педагогов: вызвать интерес к сказкам, формировать у детей умение изображать героев сказок, развивать речь ребенка
Был разработан план действий
Рассматривание с детьми книг с иллюстрациями
Слушанье аудиозаписей сказок и песен
Посмотреть видео сказок
Чтение книг воспитателем
Чтение книг родителями дома
Рассматривание иллюстрации с изображением сказочных персонажей
Пополнение книжного уголка
На втором этапе мы задали себе вопрос «Где и из каких источников мы можем получить информацию?» Для родителей было проведено родительское собрание. Объяснили актуальность работы по данной темы.
На третьем этапе мы предложили детям сходить на экскурсию в другие группы и посмотреть книжные уголки, рассмотреть персонажей из разных сказок, поиграть в дидактические игры, послушать аудио-сказки
Проигрывание диалогов персонажей, мини драматизации отрывков сказок.
Обыгрывание сказки «Курочка ряба», «колобок» при помощи плоскостного театра, пальчикового театра. Привлечение детей группы к проигрыванию ролей персонажей сказки.
Решение проблемной ситуации «Кого мог бы встретить колобок? О чем бы они разговаривали?»
Беседы: «Как выглядит колобок? Кого он встретил? От кого ушел?»
Ежедневно родители и дети приносили новую информацию по теме проекта, вместе с детьми родители создавали, маски, игры. Когда был набран необходимый материал, мы инсценировали сказку «колобок»
На четвёртом этапе была проведена коррекция проекта, поэтому было увеличено время на его реализацию. Каждый день дети и родители приносили новую информацию. Соответственно увеличилось число мероприятий.
Пятый этап-осуществление проекта. Совместно с детьми, мы играли и занимались лепбуком «Русские народные сказки».
Шестой этап-итогам реализации проекта явился лепбук «Русские народные сказки».
Сказки развивают образное и логическое мышление ребёнка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.