Светлана Дианова
Проект по формированию у детей представлений о хлебе «Поле»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: Информационно-практический, исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта: Долгосрочный.
Участники проекта: Дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Проблема: В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется круг представлений об окружающем мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Знакомство старших дошкольников с окружающим является одной из важных задач воспитательно-образовательной работы с детьми. Особое значение придается формированию знанию о труде хлеборобов, доступного понимания его роли в жизни людей. Показывая дошкольникам значимость и необходимость труда людей разных профессий, мы воспитываем в детях уважение к людям, которые растят хлеб, бережное отношение к хлебу, т. к. хлеб - один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить.
Публикация «Проект по формированию у детей представлений о хлебе „Поле“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Цель проекта: Изучение и повышение уровня знаний и представлений детей о ценности хлеба;
• Систематизировать представления детей о труде человека в сельском хозяйстве, познакомить с профессиями – комбайнер, тракторист, хлебороб, агроном.
• Создать условия для организации совместной деятельности детей, педагога и родителей в формировании представления о труде человека в сельском хозяйстве по выращиванию злаковых культур нашего края.
• познакомить детей с историей обработки земли;
уточнить представление детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Задачи проекта: Воспитательные.
• Воспитывать гуманное отношение к природе родного края, бережное отношение к результату труда человека;
• Привитие навыков коллективного взаимодействия.
• воспитывать интерес к выращиванию зерновых культур, уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.
• приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия.
Образовательные:
• Формировать у дошкольников знания о злаковых культурах, выращиваемых в наших климатических условиях.
• Активизировать словарный запас дошкольников;
• Развитие навыков связной речи;
• Формировать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
• Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности.
• подобрать и изучить теоретический и практический материал по ознакомлению с окружающим миром, с сельскохозяйственной техникой, художественным словом и фольклором о хлебе;
Развивающие.
• Развивать любознательность, познавательные способности детей (внимание, мышление, память, воображение) при совместной и индивидуальной деятельности;
• Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
помочь увидеть необыкновенное в обычном.
Описание конечного результата: К концу реализации проекта дети сами вырастят свои колоски, познакомятся с историей обработки земли, получат определенные знания по теме; у них сформируются навыки по выращиванию зерновых культур; дети узнают о процессе выпекания хлебобулочных изделий; будут бережнее относиться к хлебу, уважать труд хлеборобов.
Материально-технические ресурсы: Макеты с/х машин (фанера, краска для их изготовления, семена овса и ржи, лейка 10-литровая, дидактические настольно-печатные игры по теме, иллюстрации по теме.
Сроки реализации этапов проекта.
Подготовительный этап (Май): Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Модель трех вопросов:
Что мы знаем о хлебе?
• Хлеб продается в магазине
• Мама дома печет хлеб в хлебопечке, духовке
• Из зерен делают муку
• Хлеб бывает белый и черный
• Хлеб пекут на хлебозаводе
Что хотим узнать?
• Как называются люди, которые выращивают хлеб?
• Что надо, чтобы вырастить хлеб?
• Как растили хлеб раньше?
• Как готовится тесто?
• Что можно сделать из муки еще?
• Как пекут хлеб?
• Какие еще есть крупы?
• Как работает мельница?
• Почему говорят: хлеб всему голова?
• Как называют хлеб в других странах?
• Что можно приготовить из черствого хлеба?
Где мы можем это узнать?
• Сходить на экскурсию
• Спросить у родителей, посмотреть в интернете
• Спросить у воспитателя
• Провести опыты, посмотреть в энциклопедиях
Разработка и накопление методических материалов, рекомендаций по проблеме.
Основной этап (июнь,июль): Вопросы мы определили как содержательные направления нашего проекта:
• Что растёт в поле?
• Как называются профессии людей, работающих в поле?
• Как называются машины, которые помогают человеку обрабатывать поле?
• Для чего человеку выращивать зерно?
• Откуда берется хлеб в магазине?
• Из чего варят кашу?
• Что нужно для того, чтобы вырос колосок?
• Какие сказки мы знаем где говориться о поле и о том, что на нём растёт?
Этап сбора сведений.
На этом этапе нашей задачей является не только определить цели для организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, но и выделить образовательные задачи, а так же организовать развивающую среду таким образом, чтобы она провоцировала детей на самостоятельный поиск информации и отражение её в разнообразной деятельности (зарисовки, рисунки, схемы, рассказы, высказывания, книжки, модели, фотографии и др.)
Совместно с детьми определяем возможные источники информации: научно-популярная и научно - художественная литература, собственные наблюдения детей и т. д.
Заключительный этап (август):
• Оформление выставки детских работ
• Представление результатов: Дневник наблюдений.
o Досуг: «Путешествие колобка»
o Праздник: «Хлеб всему голова»
• Анализ результатов проекта
Контрольный (рефлексивный) этап:
• Рефлексивная оценка родителей.
• Сформированные знания детей о последовательности выращивания хлебных злаков.
• Повышение уровня знаний по охране окружающей среды.
• Воспитание уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Организационные формы работы над проектом (с детьми).
Старший дошкольный возраст.
ИЮНЬ.
Беседы:
• «Что такое рожь».
• «Что такое овес»
• Дать понятие о ржи и овсе, как о растении, об истории их появления
• «О труде хлебороба»
Дидактические игры:
• «Что сначала, что потом?»
• «Назови профессию».
Рисование: «Золотая Нива».
Аппликация: «Трактор».
Подвижные игры:
• «Дружные зерна».
• Игра с мячом «Вопрос- Ответ».
ЧХЛ:
• Русские народные сказки:
• «Колосок»;
• «Мальчик с пальчик»;
• «Рыжая курочка и пшеничное зернышко».
Анкетирование: Диагностика детей для выявления знаний по теме проекта.
ИЮЛЬ.
Совместная деятельность: Рассматривание иллюстраций «Вспашка», «Посев», «Жатва».
Подвижная игра:
• «Покажи колосок».
• «Кто быстрее соберет колосья».
• «Найди и промолчи».
• «Мышеловка»
Дидактические игры:
• «Что нужно для работы хлебороба?».
• «Разрезные картинки».
• «Из чего сварили кашу».
• «Что сделано из муки?» (1 вариант)
• «Что из какой муки испекли».
Совместная деятельность: Экскурсия на кухню.
Аппликация: «Колоски в вазе».
ЧХЛ:
• Рассказы -Осеева В. «Папа тракторист», Клёнская И. «Здравствуй поле доброе»
• Сказка-Телешов Н. Д. «Крупеничка»
• Отгадывание загадок о поле и том, что растет в поле
АВГУСТ.
Беседы:
• «Что такое злаки и из чего пекут хлеб?»
• «Почему нужно беречь хлеб»
Дидактические игры:
• «Кто больше назовёт хлебобулочных изделий».
• «Разложи блинчики».
• «Что сделано из муки (2 вариант)».
• «Собери каравай"».
Совместная деятельность:
• Досуг
• «Путешествие колобка»
Экскурсия: Экскурсия в хлебный магазин.
Мастер класс: По изготовлению куклы «Крупенички».
Сюжетно-ролевая игра: «Пекари».
ЧХЛ: Разучивание пословиц, поговорок и примет.
Анкетирование: Диагностика детей для выявления знаний по теме проекта
НОД: «От колоска до булочки».
Совместная деятельность: Праздник «Хлеб всему голова»».
Организационные формы работы над проектом (с родителями)
Совместная деятельность родителей и детей (июнь): Поделки из соленого теста «Хлебное поле».
Совместная деятельность родителей и детей (июль): Изготовление книжек малышек «От зерна до каравая».
Конкурс (август): Куклы «Крупенички».
Совместная деятельность родителей и детей (август): Оформление альбома
«О труде хлеборобов».
Дневник наблюдений
Май:
• Рассматривание семян пшеницы, ржи, овса.
• Подготовка почвы к посеву семян.
• Посев семян в грунт.
• Уход за посевами (полив, рыхление, прополка сорняков).
Июнь:
• Целевая прогулка на мини-поле.
• Уход за посевами (полив, рыхление, прополка сорняков).
• Наблюдение за ростом растений.
Июль:
• Наблюдение за ростом посевов.
• Сравнение колосков пшеницы, овса, ржи.
Август:
• Рассматривание зерен через лупу.
• Фотоальбом «От зернышка до хлеба».