Татьяна Теплоухова
Проект «Покормите птиц зимой»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Луговской детский сад №5 «Рябинка»
Свердловская область, п. Луговской, ул. Тугулымская, 10
Проект «Покормите птиц зимой» в средней группе
Воспитатель :Теплоухова Т. С.
п. Луговской 2020г.
Вид проекта : групповой, среднесрочный
Участники: дети средней группы, воспитатель, родители
Цель:
Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, вызывать желание помочь им.
Публикация «Проект „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
формировать у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года.
Развивать познавательный интерес к родной природе.
Задачи:
- Формировать умение узнавать и называть зимующих птиц
- Развивать у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
- Развивать любознательность детей, умение наблюдать
Актуальность.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Покормите птиц зимой» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Постановка проблемы. Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма. Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Гипотеза: птицы и человек зависят друг от друга. Помогая птицам зимой, мы не даём им погибнуть от голода и холода.
Методы и формы работы
-Наблюдения за птицами
-беседы о птицах
- исследования
-чтение художественной литературы
- рассматривание иллюстраций
- отгадывание загадок
- физкультминутки
- дидактические и подвижные игры, пальчиковые игры
- продуктивная деятельность - рисование, аппликация.
- трудовые поручения
- консультации для родителей.
Ожидаемые результаты:
Дети научатся различать по внешнему виду зимующих птиц, приобретут навык наблюдения за птицами, получат элементарные представления о птицах, о необходимости заботиться о них;
У детей появится заинтересованность совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
Этапы проекта
I. Предварительный этап.
1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
2. Пополнить развивающую среду:
• Подбор художественной литературы по теме;
• Подбор фотографий, иллюстраций, репродукций;
• Подбор сюжетно-ролевых, дидактических, пальчиковых игр.
• Разработка конспектов НОД по теме.
II. Основной этап.
1. Разработать перспективный план НОД с детьми.
2. Подготовить информацию для родителей по темам
3. Задания родителям по изготовлению кормушек
4. Рисование «Покормите птиц зимой»
Направление деятельности Содержание деятельности
Познавательное развитие - НОД «Снегири на ветке рябины»; «Такие разные птицы»
- Конструктивно-модельная деятельность «Кормушка для птиц»
- Просмотр слайд - презентации «Зимующие птицы», «Покормите птиц зимой».
- Рассматривание зимующих птиц на плакатах, иллюстрациях в книгах и журналах, сюжетных картинках и т. д.
- Беседы: «Почему воробьи и синицы селятся рядом с человеком? “, «Пользу или вред приносят птицы?», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой», “Чем питаются птицы зимой?»
- Наблюдения: «Какие птицы прилетают на участок?», «Какая ворона и какой воробей?», «Как птицы кормятся на кормушке?», «Какие звуки издают птицы?», «Сколько ног у птиц и как они ходят?», «Птичьи следы на снегу», «Сколько крыльев у птиц и как они летают?»
- Дидактические игры: Собери птицу», «Один – много»; «Что за птица?», «Назови ласково», «Кто лишний», «Угадай птицу по описанию», «Летает – не летает», «Что в мешочке?», «Чем птицы отличаются от животных?», лото «Зимующие птицы»
Речевое развитие - Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой»; «Синичка-гостья нашего участка», «Зимние гости»
- Составление рассказов по иллюстрациям
- Чтение рассказов: И. Тургенев. «Воробей»;
М. Горький. «Воробьишко»; Н. Рубцов. «Воробей» и «Ворона», В. Бианки “Синичкин календарь”, “Холодно, в лесу голодно”; Сухомлинский «О чём плачет синичка»; Г. Скребицкий “Появились синички”.
- Чтение и заучивание стихотворений: И. Токмакова «Десять птичек – стайка», В. Звягина «Воробей»; С. Михалков “Птичья столовая»; А. Барто “Скачет шустрая синичка”; Т. Евдошенко. «Берегите птиц»; Ю. Никонова. «Зимние гости», «Воробьишко»; А. Яшина. “Покормите птиц зимой”,
- Загадки о зимующих птицах
- Театрализованные игры с пальчиковым театром “Птичкам холодно зимой”
Художественно-эстетическое развитие
- «Птички» (раскрашивание карандашами)
- Рисование «Птицы на кормушке», «Красивая птичка».
- Аппликация «Снегири прилетели на кормушку»
- Лепка из пластилина «Птичка»
- Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (Синица, воробей, ворона, сорока, журавлей и др., из серии П. И. Чайковского «Времена года»
- Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой
Физическое развитие Подвижные игры: «Воронята», «Птички», «Воробышки и кот», «Совушка», “Птички и птенчики”,
“Перелет птиц”, “Воробушки и автомобиль“, ”Птички и кошка”.
Социально-коммуникативное развитие - Беседа на проблемные ситуации
«Зачем нужно кормить птиц зимой», «Почему птиц стало меньше?», «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой»;
Сюжетно-ролевая игра: «Пригласи синичку в гости», «Птичий двор», «Больница для птиц»
Работа с родителями
- Папка-передвижка «Зимующие птицы»
- Акция «Покормите птиц зимой»
- Консультация «Покормите птиц зимой»
- Мастер-класс «Волшебная кормушка»
- Памятка «Читаем с детьми»
• В. Звягиной «Воробей»,
• С. А. Есенина «Поёт зима, аукает»,
• Т. Евдошенко «Берегите птиц»,
• Ю. Никонова «Зимние гости»
• А. Яшин «Покормите птиц зимой»
III. Заключительный этап (итоговый)
• Викторина “Что мы знаем о птицах”. Цель: закрепить полученные знания о птицах.
• Оформление плаката «Покормите птиц»
• Познакомить родителей с результатами работы по проекту «Покормите птиц зимой».