Ваулина Яна
Проект «Покормите птиц зимой» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Покормите птиц зимой»
Выполнили: воспитатели средней группы
МБДОУ Новоталицкий д/с № 1
Ваулина Я. М. и Орлова Е. В.
с. Ново-Талицы 2020г.
Пояснительная записка
Тема проекта : «Покормите птиц зимой»
Актуальность:
Зима – трудный период в жизни птиц. Птицам необходима помощь.
Публикация «Проект „Покормите птиц зимой“ для средней группы» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2020
Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно.
К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода.
Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой.
Мы задались вопросом: вс ли мы знаем о птицах, которые остаются
зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что
становится холодно? Ведь за счт температуры своего тела они могут
выдерживать сильные морозы. Отлт большинства птиц, возможно, связан с
отсутствием необходимого количества корма.
Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу: если
постоянно подкармливать зимующих птиц, то можно помочь им пережить
холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега. Также можно сохранить их численность. Люди давно уже придумали, как помогать зимовать птицам, без которых вредители опустошат весной и летом любое крестьянское хозяйство. «Покорми птиц зимою — они послужат тебе весною» — говорит русская пословица. Вот почему с давних времен на Руси для зимующих птиц люди делали кормушки.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна-
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. (А. Яшин)
Проблема: как помочь птицам выжить в зимних условиях?
Предмет исследования: образ жизни и поведение птиц зимой.
Объект исследования: зимующие птицы нашего села.
Цель проекта :
Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными.
Задачи проекта :
Обучающие:
Дать представление детям о зимующих птицах нашего района;
Расширить и углубить знания дошкольников на тему: «Жизнь птиц зимой»;
Формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний
Период;
Развивающие:
Развивать мышление, память, связную речь, мелкую моторику рук;
Развивать творческие способности в продуктивной деятельности;
Развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.
Воспитательные:
Воспитывать любовное, заботливое отношение, способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;
Воспитывать дружеское отношение в детском коллективе
Сроки работы: 3 неделя января- 1 неделя февраля.
Предмет исследования: зимующие птицы
Методы и приё мы исследования:
• Метод изучения (сбор информации, работа с литературой и интернет – источниками);
• Метод наблюдения (экскурсии);
• Творческая и практическая работа;
• Метод анализа и обобщения (обработка собранной информации).
План работы над проектом
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы
2. Совместно составить план работы над проектом
3. Подобрать методическую и художественную литературу, иллюстративный материал
4. Изготовить эко-кормушки с детьми и привлечь родителей для изготовления кормушек
5. Развесить кормушки на участке ДОУ
6. Участвовать в акции «Покормите птиц зимой!»
7. Наблюдать за поведением и питанием зимующих птиц.
8. Подвести итоги.
Эмблема проекта
Паспорт проекта
Название проекта «Покормите птиц зимой»
Тип проекта
Познавательно-творческий.
Краткосрочный (3 недели)
Сроки реализации 2020 год
Место реализации МБДОУ Новоталицкий д/с № 1
Целевая аудитория Дети, родители.
География проекта с. Ново-Талицы, Ивановский район, Ивановская область.
Авторы и руководители проекта Ваулина Я. М., Орлова Е. В.
Деловые партнёры Родители.
Ресурсное обеспечение проекта
Вид
ресурсов Перечень действий
Технические
(оборудование) 1. Сеть Интернет для поиска необходимой информации (на базе ДОУ или дома)
2. Компьютер, фотоаппарат
Кадровые Воспитатели, воспитанники, их родители.
Нормативно-правовые Утвердить местоположение уголка птиц на прогулочном участке.
Программно-методические Дидактические игры, загадки, пословицы, рассказы о зимующих птицах; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки.
Материальные Подручный материал, клей, нитки или шпагат, ножницы, картон (для выполнения кормушек, макеты, рисунки.
Подготовить корм для птиц (сухие ягоды, семена, крошки хлеба и т. д.).
Организационные План и этапы реализации проекта.
Этапы реализации проекта
1 этап
3 неделя января ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Анкетирование родителей.
2. Анализ проблемы проекта.
3. Обсуждение цели и задач с участниками проекта.
4. Составление перспективного плана.
5. Сбор информации о зимующих птицах нашего края.
6. Дидактические игры.
7. Творческие работы
8. Изучение информации о любимом лакомстве зимующих птиц нашего края и его заготовка.
2 этап
4 неделя января ОСНОВНОЙ ЭТАП РАБОТЫ
1. Составление, изготовление и распространение листовки – обращения
«Птицы – наши друзья!».
2. Сбор информации о различных видах кормушек и материала для их изготовления.
3. Изготовление кормушек.
4. Развешивание кормушек и подкормка птиц.
5. Памятки: «Птичьи приметы» и «Как подкармливать птиц».
6. Экскурсии и наблюдения.
3 этап
1 неделя февраля ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
1. Обработка результатов по реализации проекта
(сбор сведений в «Дневник наблюдений»).
2. Выводы и заключение.
3. Результаты проекта.
Реализация проекта
1 этап – подготовительный
Для изучение общественного мнения и определения актуальной социальной проблемы, было проведено анкетирование родителей воспитанников. В нём приняли участие 14 человек. (Приложение №1)
По итогу анкетирования получились следующие результаты: 80% родителей считают первоочередным делом сделать кормушки. Тем самым, перед нами была поставлена проблема, которую мы захотели решить, обсудив и поставив определённую цель и задачи, которые привели бы нас к решению данной проблемы.
Далее, разделив на три основных этапа, мы составили перспективный план работы над проектом.
План работы над проектом
• Сбор информации о зимующих птицах нашего края.
• Дидактические игры.
• Изучение информации о любимом лакомстве зимующих птиц нашего края и его заготовка.
• Составление, изготовление и распространение листовки – обращения «Птицы – наши друзья!».
• Сбор информации о различных видах кормушек и материала для их изготовления.
• Изготовление кормушек.
• Развешивание кормушек и подкормка птиц.
• Памятка: «Птичьи приметы» и «Как подкармливать птиц».
• Экскурсии и наблюдения.
• Обработка результатов по реализации проекта.
• Сбор сведений в «Дневник наблюдений».
• Выводы и заключение.
• Результаты проекта.
Далее, мы незамедлительно начали работу по нашему проекту со сбора информации из разных источников (интернет, книги, журналы) о разнообразии птиц на земле и более подробно остановились на зимующих птицах нашей местности. Мы узнали, что птиц на земле очень много - около девяти тысяч видов. Есть птицы очень большие, есть совсем крошечные. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые не могут летать, например пингвин.
Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах, а другие только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми.
Есть хищные птицы, которые питаются животными, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена, как, например, щегол, дятел.
Одни птицы селятся в дуплах, другие вьют гнёзда на земле или ветвях деревьев и кустов.
Есть птицы перелётные, которые с наступлением холодов улетают в жаркие страны, а весной, как только оттает снег, возвращаются в родные края. А есть птицы зимующие у нас. Это оседлые птицы. Они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже очень в снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Из десяти, может быть, одна-две доживут до весны. Чтобы получить больше информации о зимующих птицах мы рассматривали картинки, читали произведения В. Бианки о птицах, учились лепить из пластилина любимую птичку. В нашей местности зимующие птицы это, ворона, снегирь, дятел, синица, воробей, голубь и другие. Мы расскажем о некоторых из них. (Приложение № 2)
Воробей - в нашей местности воробей представлен двумя видами — воробей домовой или городской и воробей полевой или деревенский. Воробей домовой - одна из наиболее широко известных птиц, живущих по соседству с человеком. Ведёт оседлый образ жизни. Вес его составляет 23—35 г. Общая окраска оперения у него коричневато-бурая сверху, беловатая снизу. Самец отличается от самки большим черным пятном, охватывающим подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также темно-серым верхом головы. Домовый воробей — постоянный сожитель человека, замечательно приспосабливающийся к жизни в обстановке, меняющейся под влиянием хозяйственной деятельности человека. В поселениях человека воробей находит благоприятные условия для гнездования и обильный корм, обеспечивающий ему оседлый образ жизни. Гнездится воробей отдельными парами, но иногда и колониями. Селится непосредственно у жилья человека или близ его поселений. Питается домовый воробей в основном растительными кормами и лишь весной частично насекомыми, которыми также выкармливает и птенцов. В человеческих поселениях он подбирает семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов. Посещает он также ближайшие поля и сады, поедая здесь хлебные злаки, склевывает ягоды вишни, смородины, винограда, а весной цветочные почки. Там, где поблизости полей нет, вылетает кормиться на луга, опушки лесов и в степи, где собирает насекомых и семена дикорастущих трав.
Ворона – длина тела 58-62 см, масса самцов 1100–1550 г, самок 800–1315 г. Оперение однотонное чёрное, с металлическим блеском. Клюв очень мощный и острый. Окраски самца и самки одинаковы. Продолжительность жизни — рекордная для птиц — 50–75 лет, но есть данные и о еще больших сроках. Часто встречается рядом с жильём человека, и на свалках. Ведёт оседлый образ жизни. Гнездится в лесах, парках, пойменных насаждениях. Гнёзда располагает на деревьях. Всеядны. Едят насекомых, семена, падаль, ловят грызунов и других мелких животных, рыбу. Разоряя гнезда других птиц, поедают яйца и птенцов. Очень осторожны, избегают человека. Однако в неволе легко приручается и даже способны имитировать человеческую речь.
Дятел - длина тела — 23–26 см, масса — 70–100 г. В окраске преобладают черные и белые тона, у самцов — красный затылок. На голове у молодых самцов красная шапочка. Верх черный с белыми пестринами, низ белый с красным подхвостьем. Ноги у дятла короткие и очень сильные, с цепкими когтями, два пальца направлены вперед, два — назад. Клюв прямой (редко слабо искривленный, служащий для выдалбливания дупл для гнезд и для раскалывания коры в поисках пищи. Гнездится в пригодных для устройства дупел деревьях. Летом питается, в основном, древесными насекомыми. Сильными ударами он разбивает кору, обнажая ходы насекомых, а липким длинным языком, который легко проникает в эти ходы, извлекает личинок и взрослых насекомых. Зимой питается семенами сосны и ели. Ударами клюва дятел раскрывает чешуйки шишки, извлекает и поедает семена
Снегирь - одна из наиболее широко известных перелётных птиц России. Снегирь-самец — красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой и чёрной головкой, а у самок красный цвет замещен буровато-серым. Значительно крупнее воробья: весит 32–34 г. Питается снегирь семенами деревьев и трав, ягодами. Насекомые и пауки — только в качестве дополнительного корма. Птенцов родители кормят размягченными семенами. Зимой поедают почки. Снегирь — доверчивая и общительная птица.
Синица – длина ее тела 14 см. Голова черная с белыми щеками и затылком, спинная сторона зеленоватая (реже голубоватая, брюшко ярко-желтое с черной продольной полосой, более широкой у самцов и молодых птиц. Обитает в лесах и парках. Чаще других синиц поселяется рядом с человеком. Выискивает на ветках и стволах насекомых и пауков. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Обычный посетитель кормушек в городских парках.
Голубь - длина тела — 30–35 см, вес 260–380 г. У голубей насчитывают 28 разновидностей окраски. Обычно она сизая, с фиолетовым, медно-красным и зеленым отливом на шее. Светлая поясница, почти белая внутренняя сторона крыла, сверху на сером крыле две сплошные черные полосы. Оперение вокруг глаз отсутствует. Клюв чёрный, с восковицей беловатого цвета у основания. «Полудомашние» голуби обитают в населенных пунктах, рядом с жильем человека. Питаются различными семенами, зерновыми культурами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби, живущие рядом с людьми, легко приспосабливаются к употреблению в пищу пищевых отбросов человека и бросового зерна.
А также мы узнали, что:
- 12 ноября по народному календарю – День Зиновия Синичника. Празднуется прилёт зимних птиц - синиц, щеглов, снегирей, свиристелей, чечёток и многих других.
- 15 января самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц.
- 1 апреля – Международный день птиц.
В течение подготовительного этапа для закрепления полученных знаний о птицах, были проведены следующие дидактические игры: «Разрезная картинка», «Четвертый лишний», «Зимние гости», «Верю – не верю», «Закончи предложение», «Прилетели птицы».
(Приложение № 3)
Перед тем как перейти к работе основного этап нашего проекта, нам нужно было узнать, чем же любят питаться зимующие птицы (гроздья ягод рябины, черной и красной бузины; пучки сорных трав - лебеды, крапивы, конского щавеля, лопуха и т. д. ; семена клена; пшено, просо, овес, пшеница, геркулес (сырые); нежареные семена подсолнуха и тыквы, арбуза и дыни, конопли; шишки, орехи).
Подкормку птиц следует проводить с начала ноября до середины — конца апреля. Корм для них может быть самым разнообразный: пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Очень хорошей подкормкой оказывается скорлупа куриных яиц.
Но у каждой птицы есть своё любимое лакомство, например:
У ВОРОБЬЯ – крошки хлеба, крупа, различные семена.
У СИНИЦЫ – кусочки несоленого сала, мясо, творог.
У СНЕГИРЯ – плоды рябины, калины, клена, липы.
У ГОЛУБЯ – крошки хлеба, плоды подсолнуха.
Важно было узнать, что крупные семена желательно раздавливать, а крошки хлеба и остатки каш надо смочить растительным маслом, чтобы они не смерзались. Необходимо помнить: прокисшие или заплесневелые продукты вызывают у птиц острые кишечные расстройства и даже могут привести к гибели. Нельзя предлагать птицам перловую крупу, горох и чечевицу, разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Мясо и сало можно дать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные куски они не смогут клевать. Очень интересным для нас показался рецепт «Зимнего пирога» для птиц (В сковороде растопить несолёный нутряной жир или сало, добавить семечек, «Геркулеса» и других семян злаковых в пропорции 1: 3 жира на 2: 3 добавок, перемешать и выставить на холод; когда пирог остынет и затвердеет – угощение готово. Его можно нарубить кусочками и развесить в саду, размазать по поверхности корм.
Наши творческие работы по изучению зимующих птиц представлены в Приложении № 4
2 этап – основной
Для привлечения внимания к нашей проблеме родителей воспитанников других групп нашего ДОУ, мы решили составить, изготовить и распространить листовку – обращение: «Птицы – наши друзья!». (Приложение № 5)
Все понимают, что подкармливать птиц, особенно в зимний период не так сложно, как об этом думают некоторые люди. Всё же кому-то кажется, что трудней всего сделать кормушку. Ничего сложного в этом нет, просто для каждого вида птиц есть свой вид кормушек.
Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала.
Но важно помнить несколько основных правил:
1. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем.
2. Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее. Ниже изображено несколько схем самых простых кормушек, которые можно изготовить в домашних условиях.
Сначала число птиц, прилетающих к кормушке, будет невелико. Но со временем оно возрастет при условии, что вы регулярно будете наполнять ее кормом. Птицы быстро привыкают к кормушке и, убедившись, что корм в ней появляется регулярно, навещают ее ежедневно.
Узнав всё это, у нас возникла идея – изготовить своими руками кормушки для птиц, повесить их на территории нашего сада и кормить их каждый день до наступления середины весны.
Изготовление кормушек и постоянная забота о зимующих птичках считается делом младшего поколения. И мы все с восторгом исполнили его: как радостно смотреть, как благодаря тебе в сад прилетают изголодавшиеся птички и, отведав угощения, ласково поют на ветках — будто спасибо добрым людям говорят!
Кормушки для птиц могут быть различных конструкций. Но обязательное условие – защита корма в них от ветра, снега, дождя.
Изготовление кормушки — дело нехитрое, но и у него есть свои законы. Кормушку можно сделать из кусочка твердого материала. Делать кормушку лучше прямоугольной, чтобы она не теряла равновесия и не переворачивалась. Края кормушки надо немного загнуть и заклеить, чтобы получился небольшой бортик — так еда не выпадет и ветром ее не унесет, а сверху у кормушки надо сделать широкую крышку.
Желательно, чтобы ширина щели между бортиком и крышкой составляла 6–8 см – при этом корм становится недоступным для не прошеных гостей – серых ворон и галок. Подкормка этих птиц нежелательна, так как они являются переносчиками различных опасных заболеваний и разоряют весной гнезда певчих птиц.
Чтобы сделать встречу с пушистым хищником менее вероятной, кормушку надо подвешивать на дерево как можно выше, зацепляя за тонкие веточки, по которым хищнику не пробраться. Подвешивают кормушку за веревочки, привязанные к четырем сторонам дна поделки (для этого в краях проделываются дырочки и веревочки завязываются узелком.
Для того чтобы смастерить кормушки, нам понадобилось всего ничего: пустые картонные коробки из - под сока или молочных продуктов, пластиковые бутылки, несколько кусков веревки, ножницы и нож.
Мы предлагаем некоторые варианты изготовления кормушек. Сделать их просто, никаких особых навыков не потребуется. (Приложение № 6)
• Из молочного пакета - является одним из простых способов выполнения кормушки. Для ее изготовления прорежьте леток, бумажную пирамидку зацепите за вершину и повесьте на дерево.
• Хорошей кормушкой будет интересная идея, а именно из двух упаковок от сока. Идея достаточно креативная, и такая простая в изготовлении, что может своим раскачиванием отпугивать воробьев, а синичкам только в удовольствие.
• Можно в упаковке с хлопьями геркулеса сделать небольшие отверстия и повесить. Птички точно оценят по достоинству наш труд.
Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек. Украсив сад, двор или балкон такими кормушками, вы получите истинное наслаждение, наблюдая за пернатыми.
Кормушки можно развешивать на опушках лесопарков, в скверах, во дворах. Маленькую кормушку можно повесить за окном или на балконе.
И вот мы принялись за дело. Собрав необходимый подручный материал, мы начали делать эко-кормушки. (Приложение № 7)
Нашими совместными усилиями, все кормушки были развешены на территории садика. (Приложение № 8)
Перед тем как каждый день ходить на экскурсии и наблюдать за птицами, мы составили памятки: «Как подкармливать птиц” и «Птичьи приметы» (Приложения № 9, 10)
Каждый день мы стали наблюдать за птицами и кормушками и заметили, что птиц на территории сада стало больше. Из наших наблюдений стало видно, что посещать подкормочные площадки более активно они начинают с конца декабря по февраль. Мы определили, что на территорию садика действительно прилетают снегири, воробьи, синицы, голуби, чёрный ворон и сороки. Больше всего на кормушки прилетало воробьёв, а меньше всего снегирей. Мы каждый день кормили птиц и наблюдали за ними. Птицы возле кормушек стали появляться с самого рассвета, поэтому корм приходилось засыпать с вечера. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала, мяса и семечки, а воробьи в любую кормушку, снегирь же прилетал в удалённые кормушки, с семечками и ягодами рябины.
Наблюдения за поведением птиц на кормушке описали в листах наблюдений. (Приложение № 11)
3 этап – заключительный
Проводя каждодневные наблюдения, мы фиксировали в свой дневник наблюдений:
Дата Чем кормили Кто прилетал Что съели Что осталось
(Приложение № 12- образец)
Проведя наблюдения за птицами, мы сделали следующие выводы:
• Птицы с удовольствием прилетают к нашим кормушкам и лакомятся кормом.
• Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем
птиц, посещающих кормушки в более тёплую погоду.
• В нашей местности зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы (рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки; прилетают из леса покормиться снегири).
• Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма, сытой птице мороз не страшен.
• Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки, нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.
• Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края, поэтому обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за кормушками.
Наши наблюдения подтверждают гипотезу. Если постоянно подкармливать зимующих птиц то, мы поможем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраним их численность.
В нашей столовой каждый день было много гостей. Птицы стали нашими друзьями. Мы постарались оправдать их доверие. На следующий год, мы собираемся продолжить эту работу и принести много радости нашим пернатым друзьям. Очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, неустанные труженики, полные для человека притягательных тайн, жили счастливо на нашей земле! А птицы не останутся в долгу, летом они защищают растения от вредителей. Кормушки, расположенные на прогулочном участке – отличное средство пропаганды охраны птиц. Данный проект будет иметь логическое продолжение в акции «Здравствуйте, пернатые» (изготовление и развешивание скворечников, которая будет приурочена к Международному дню птиц – 1 апреля.
Социальная оценка результатов реализации проекта
План проекта был полностью реализован. Инициативная группа (дети средней группы) награждена грамотами. В проекте приняли участие и родители детей. Доброе дело не прошло не замеченным. На территории ДОУ была организована природоохранная зона для птиц.
Результаты проекта
Для обучающихся:
1. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
2. Повышение экологического сознания у всех участников проекта и воспитание бережного отношения к природе родного края.
Для родителей:
1. Повышение активности к заботе и помощи пернатым друзьям в зимнее время.
2. Возможность увидеть достижения и успехи своих детей.
3. Готовность к сотрудничеству.
Для педагогов:
1. Удовлетворенность от результатов своей деятельности.
2. Новые проекты, перспективы.
3. Позитивная оценка деятельности родителями воспитанников и общественностью.
4. Возможность размещение методических материалов на образовательных сайтах, участие в интернет - конкурсах.
Литература
1. Коллектив авторов. Большая энциклопедия природы. Том 4. поведение животных. М. : ООО «Мир книги», 2002. – 192 с.
2. Материалы газеты «1000 советов».
3. В. Бианки «Лесная газета». М. 1986г.
4. Ю. Дмитриев «Книга природы». М. 1990г.
5. Материалы журналов: «Юный натуралист», «В мире животных», «Муравейник», «Начальная школа».
6. Т. Нуждина «Мир животных и растений». Ярославль, 1997г.
7. Анашкина Е. Н. О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами – Ярославль : Академия развития, 2004
8. Амченков Ю. А. Великолепная энциклопедия животных / Ю. А. Амченков// ООО «Издательская группа Аттикус». – 2008 – 256 с.
9. Ресурсы Интернета: www.guideinfo.nm.ru/winterbird/
10. Ресурсы Интернета: https://www.ecosystema.ru
11. Ресурсы Интернета: https://ru.wikipedia.org