Мария Владимировна Наговицына
Проект «Покормите птиц зимой» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Покормите птиц зимой»
Средняя группа «Веснушки» МБДОУ № 92
Подготовила воспитатель Наговицына М. В.
Актуальность:
Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. Фундаментом экологической культуры являются достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы.
Публикация «Проект „Покормите птиц зимой“ (средняя группа)» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
На сегодняшний день экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете.
Работа по экологическому образованию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.
Выбор темы «Покормите птиц зимой» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
И мы с родителями должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Цель:
1. Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
2. Расширить представление детей о зимующих птицах края. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.
3. Формировать представления о птицах, как о живых существах в природе, развивать эстетические чувства: любовь, сочувствие, бережное отношение к птицам.
4. Вызвать в детях желание ухаживать за ними.
Задачи:
1. Расширить представление детей о зимующих птицах.
2. Обобщить знания детей о повадках птиц.
3. Воспитывать заботливое отношение к птицам, способствовать возникновению желания помогать им в трудных зимних условиях.
4. Прививать детям любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
5. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности
6. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Тип проекта : Информационно-практико-ориентированный
Состав участников: групповой.
Продолжительность проекта : краткосрочный с 9.01.2020 по 23. 01.2020г.
Возраст детей: 4-5 лет
Формы реализации проекта :
-НОД;
-игры (сюжетно-ролевые, дидактические, экологические, речевые, подвижные, настольно-печатные);
-беседы, общение;
-рассматривание иллюстраций, рисунков, картинок, открыток;
- прогулки;
-использование мультимедийных презентаций;
-просмотр мультфильмов;
-работа с родителями.
Предполагаемый результат:
Дети научились различать по внешнему виду зимующих птиц, приобрели навык наблюдения за птицами, получили элементарные представления о птицах, о необходимости заботиться о них; расширили представление детей о зимующих птицах, их характерное строение; укрепить заинтересованность родителей к сотрудничеству с детским садом.
Этапы работы над проектом
1. Проблема:
в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Покормите птиц зимой» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
2. План реализации проекта :
- Подготовительный
• Обсуждение цели и задач воспитателями с детьми и родителями;
• Подобрать методическую литературу по теме;
• Подобрать художественную литературу для чтения детям;
• Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры, маски
- Основной (практический)
Оформление описательных рассказов о птицах;
Изучение корма для подкормки птиц;
Совместно с родителями изготовление кормушек из разного материала.
Выставка кормушек;
Наблюдение за птицами;
Наблюдение за поведением птиц на кормушках;
Изготовление эко кормушек для птиц;
Акция «Покормите птиц города», совместно с родителями;
Акция «Не забывайте пернатых друзей», совместно с жителями города.
- Заключительный
Подведение итогов реализации проекта;
Презентация проекта (освещение опыта работы)
Продукты проекта :
Выставки рисунков, аппликаций, поделок детей. Стенгазета «Как мы птицам помогали». Альбомы загадок, пословиц, примет и стихов о зимующих птицах. Изготовление «Эко кормушек». Выставка познавательной и художественной литературы о птицах «Мир зимующих птиц». Кормушки, сделанные родителями с детьми. Копилка игр по теме. Конспекты НОД.
Работа воспитателя с родителями
Папка-передвижка «Зимующие птицы»
Акция «Покормите птиц зимой»
Консультация «Покормите птиц зимой»
Мастер-класс «Волшебная кормушка»
Памятка «Читаем с детьми»
• В. Звягиной «Воробей»,
• С. А. Есенина «Поёт зима, аукает»,
• Т. Евдошенко «Берегите птиц»,
• Ю. Никонова «Зимние гости»
• А. Яшин «Покормите птиц зимой»
Совместная деятельность родителей и детей.
Конкурс «Самая оригинальная кормушка»
Сбор корма для птиц,
Приложение:
1. Перспективный план образовательного процесса;
2. Конспекты НОД;
3. Фотоотчет по проекту.
4. Список использованной литературы.
Приложение 1
Перспективный план образовательного процесса.
1 Познавательное развитие (Развитие речи) «Птицы зимой» Цель: Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах, развивать умение находить признаки сходства и различия, выражать их в речи; уточнить представления детей о том, чем питаются птицы зимой; развивать речь, внимание, память, мышление; воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, к птицам; воспитывать звуковую культуру речи. (Воспитатель, дети.)
2 Художественно- эстетическое развитие (лепка) «Птица снегирь» Закрепить у детей знание о характерных признаках птицы (модели). Цель: Создание объемного образа птицы. Закреплять умение передавать в лепке характерные признаки птицы, соотношение частей по величине, форме. Развивать навыки использования знакомых приемов лепки: раскатывание прямыми движениями круг, овал (туловище, голова); прием оттягивания (шея, хвост); обозначать стекой крылья, глаза. Вызывать у детей сочувствие к зимующим птицам и желание угостить их. (Воспитатель, дети.)
Коллективная работа (нетрадиционное рисование ладошкой) «Птицы у кормушки» (снегирь и синица) Цель: Показать детям, что птицу можно нарисовать и ладошкой, называется этот способ оттиск,
Научить правильно располагать изображение на ватмане.
Развивать память, воображение, логическое мышление,
Творческие способности: чувство цвета, фантазию. Воспитывать эмоционально - положительное отношение к рисованию, стремление к достижению результата. Доставить детям радость от выполненной работы.
4 Познавательное развитие (Окружающий мир) «Кто как готовится к зиме» Цель: Показать зависимость живой и неживой природы. Закрепить знание кто как зимует, воспитывать бережное отношение к живому, желание помогать птицам и животным в трудный для них период (Воспитатель, дети.)
5 Развитие речи «У кормушки» Цель: Развивать умение детей составлять рассказ, с помощью педагога выделять его начало, середину и конец. Продолжать формировать умение согласовывать слова в предложении. Побуждать активно употреблять в речи распространенные и простейшие виды сложноподчиненных предложений. Развивать умение находить средства выражения образа в мимике, жестах и интонациях. Расширять представления детей о зимующих птицах. Активизировать в речи детей предлоги: над, под, в, около и т. д. (Воспитатель, дети.) Чтение художественной литературы: И. Тургенева «Воробей», М. Горького «Воробьишко», А. Чарушина «Воробей», И. Токмакова «Десять птичек – стайка», В. Бианки “Синичкин календарь”, “Холодно, в лесу голодно”, Т. Евдошенко «Берегите птиц»,
«Зимние гости» Ю. Никонова, «Воробьишко», А. Яшина “Покормите птиц зимой”, Г. Скребицкий “Появились синички”, Стихи: А. Барто: «Синица», «Села птичка на окошко» Цель:Развитие поэтического слуха, внимания, любви к природе. Воспитывать интерес к чтению, поэтическому слову. Обобщение знаний о различных видах птиц. Продолжать формировать у детей понятие «зимующие птицы», развивать эмоциональную отзывчивость. Разучивание стихотворения Александровой «Новая столовая» Цель: Развивать память, речь, учить детей читать стихотворение выразительно; прививать любовь к птицам. (Воспитатель, дети.)
6 Познавательное развитие (Окружающий мир) «Покормите птиц зимой» Цель: Расширять и активизировать словарь детей, закреплять в речи названия зимующих птиц, особенности их строения и питания, обобщающего понятия "Зимующие птицы" Развивать психические процессы, мелкую моторику рук, через игровые задания. Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, побуждать беречь и ухаживать за птицами зимой. Изготовление эко кормушек для птиц. (Воспитатель, дети.)
7 Физическое развитие: - Подвижная игра «Филин и пташки» Цель: Развивать умение детей подражать птичьим голосам. (Воспитатель, дети.)
- Подвижная игра «Перелёт птиц» Цель: Развивать реакцию на словесные сигналы ведущего. Упражнять в беге. (Воспитатель, дети.)
- Подвижная игра «Совушка» Цель: Развивать у детей внимание, умение выполнять движения по условному сигналу. Упражнять детей в беге. (Воспитатель, дети.)
- Подвижная игра «Вороны» Цель: Обучение основным видам движения, развивает дисциплинированность и внимательность. (Воспитатель, дети.)
- Подвижная игра «Воробьи и кот» Цель: Учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей. (Воспитатель, дети.)
8 Социально коммуникативное развитие: - Дидактическая игра «Накорми птиц» Цель: Расширить знания о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности. (Воспитатель, дети.)
- Дидактическая игра «Зимние гостьи» Цель: Активизировать в речи пространственные термины и предлоги. (Воспитатель, дети.)
- Дидактическая игра «Четвертый лишний» Цель: Классификация птицы звери (Воспитатель, дети.)
- Дидактическая игра «Верю – не верю» Цель:Закрепить полученные детьми знания о жизни птиц зимой. (Воспитатель, дети.)
- Игра - инсценировка “Узнай птицу!” Цель: Развивать диалогическую речь, прививать детям интерес к жизни пернатых. (Воспитатель, дети.)
- Игра-диалог «Чем питаются зимующие птицы?» Цель: Закрепить знания детей о рационе питания зимующих птиц, развивать речь, мышление. (Воспитатель, дети.)
9 Знакомство с фольклорными формами (о птицах) Народные приметы, песенки-потешки, загадки. Цель: знакомить детей с разными литературными жанрами. Познакомить детей с народными приметами, развивать умение разгадывать загадки, развивать логическое мышление, память. Закрепить знание характерных признаков и отличительных особенностей разных птиц. (Воспитатель, дети.)
10 Прослушивание аудиозаписи «Голоса зимнего леса» Учить внимательно слушать музыкальные произведения, различать голоса птиц.
(Воспитатель, дети.)
11 Наблюдение за птицами у кормушки, птичьи следы. Вызвать у детей желание заботиться о птицах, прививать к ним любовь; закрепить названия птиц, правила кормления. (Воспитатель, дети.)
12 Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, фотографии, просмотр презентации, фильмы.
Настольно-печатные игры, рамки-вкладыши, трафареты, раскрашивание силуэтов птиц и в раскрасках. Цель: Уточнить представления о зимующих птицах, Активизировать словарный запас детей. (Воспитатель, дети.)
12 Работа с родителями: изготовление кормушек. Цель: Вызвать у детей желание накормить птиц, привлечь к совместной деятельности родителей. (Воспитатель, родители, дети.) Акция «Покормите птиц зимой», папка передвижка «Покормите птиц зимой», памятки.
25 Стенгазета «Как мы птицам помогаем»
26. Организация акции «Не забывайте о пернатых друзьях». Цель: привлечение внимания жителей города к проблемам зимующих птиц; воспитание любви и ответственного отношения к природе родного края. (воспитатель, дети).
Приложение 2
Конспекты НОД
1. Конспект занятия по лепке в средней группе "Снегирь".
Программное содержание:
Цель: Создание птицы-снегирь из пластилина.
Изобразительные задачи: - Учить детей лепить птицу : снегиря,. Передавать их строение: туловище, голова, лапы, хвост; и позу: стоит, летит, клюет. - Учить дополнять работу деталями, путем налепа делать крылья, глаза и клюв. - Продолжать учить лепить птиц крупно. Подбирать пластилин, соответственно цвету птиц.
Технические задачи: - Закреплять знакомые приемы лепки. Лепить птиц конструктивным способом. - Сглаживать места скрепления пальцами. Путем вытягивания делать хвост. Примазывать крылья. Путем налепа делать глаза и клюв.
- Продолжать учить работать с пластилином. Делить пластилин на равные части.
Воспитательные задачи: - Воспитывать стремление добиваться нужного результата.
- Продолжать воспитывать аккуратность в работе с пластилином.
Самостоятельность в передаче движений в лепке.
- Продолжать воспитывать умение слушать и слышать воспитателя. Интерес к лепке птиц. Радоваться от полученного результата.
Материал: коробка пластилина, стека, бумажная салфетка, дощечка, игрушки птиц и картинки : снегирь, синица и воробей, кассета с голосами птиц.
Предварительная работа: Рассматривание воробья и синиц на участке. Беседа. Проведение игры "Птицы". Рисование сказочных птиц. Изготовление кормушек вместе с родителями для птиц.
Ход занятия
Организационный момент - Ребята отгадайте загадки:
-В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица
- Правильно это воробей, птичка, за которой мы наблюдали на участке.
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица? Называется (Синица).
На снегу сидит, блистая,
Красногрудых птичек стая.
Бросим крошек поскорей
Для красавцев - … (Снегирей)
Давайте с вами рассмотрим наших птиц. Я вам объясню, как нужно лепить птичек на примере снегиря. Посмотрите на этого снегиря. Из каких частей он состоит? (Показ туловища головы хвоста и лап)
. - Какой формы туловище и голова?
- Туловище круглое, немного вытянутое, голова круглая.
- Что еще есть у снегиря?
- Клюв, глаза и крылья.
- Когда у снегиря видны крылья? - В полете.
- Какие у снегиря глаза по цвету и величине? - Маленькие и черные.
- А какой клюв? - Маленький, черный.
- Какого цвета сам снегирь? - Красная грудка, спинка и крылья серо-черного цвета, голова черная с красными щечками.
- Ребята, а в какой позе можно изобразить птицу? - Как снегирь летит, стоит или клюёт.
- Давайте с вами вспомним, как надо лепить птиц.
- Берем пластилин красного цвета, лепим из него овал. Это будет тело птицы.
- Из пластилина черного цвета лепим шар, диаметром меньше чем овал. Это голова птицы. Примазываем голову к телу.
- Берем пластилин черного цвета, стекой делим кусок на три одинаковые части. Лепим из этих частей небольшие колбаски, сплющиваем их. Из одной части делаем хвост птице, примазывая его к овалу с противоположной стороны от головы, 2 части примазываем к телу птицы с боков - это крылья.
- Методом налепа делаем птичке клюв и глазки.
- Ребята, предлагаю вам слепить свою птичку
Чтобы вам веселее было, я включу музыку, и вы услышите, как поют птицы.
2. Конспект занятия по развитию речи «Зимующие птицы»
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Ход занятия
Воспитатель беседует с детьми о том, что зима вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода.
— А как живется зимой птицам? (Холодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав — под снегам. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.)
В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.
— Жалко? (Очень жалко)
— Послушайте стихотворение Н. Грибачева.
Ну, морозы, ну, морозы.
Нос наружу — ой-ой-ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
Даже белки-непоседки
В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки,
Не вылазят из дупла.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, ни зерна.
День дымит морозной далью,
Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю.
Не дожить мне до весны!»
— Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!
Физкультминутка.
Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают. («клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели (улетают», садятся)
-Но, давайте рассмотрим для начала, кто же с нами остаётся зимовать?
Воспитатель загадывает загадки про птиц и показывает иллюстрации к ним
Птичка-невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок.
(Воробей)
Воробей –серенький, питается семенами, хлебными крошками, крупой.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Синица – брюшко жёлтое с черной полосой посередине, белые щёчки, головка и крылья чёрные, спинка голубовато-серая, питается крошками, любит сало и мясо, поедает семена деревьев и кустарников, ягоды.
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это.
(Снегири)
Снегирь – грудка и щёчки красные, верх головы, крылья и хвост чёрные, спинка светлая, питается плодами рябины, семенами деревьев и кустарников, ягодами, семечками арбуза и тыквы.
Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит.
(Сорока)
Сорока –голова, шея, грудь чёрные, живот белый, длинный хвост, ест насекомых, ягоды, семена арбуза, дыни, подсолнечника.
Пальчиковая гимнастика:
Десять птичек стайка.
Пой-ка, подпевай-ка:Десять птичек –стайка. (Хлопаем в ладоши)
Эта птичка –соловей, (Поочередно загибаем пальчики на правой руке начиная с мизинца)
Эта птичка –воробей.
Эта птичка –совушка,Сонная головушка.
Эта птичка –свиристель,
Эта птичка –коростель,
Эта птичка –скворушка, (Поочередно загибаем пальчики на левой руке начиная с мизинца)
Серенькое перышко.
Эта –зяблик.
Эта –стриж.
Эта –развеселый чиж.
Ну, а эта –злой орлан. (Держим большой палец левой руки)
Птички, птички –по домам! (Машем ручками, как крылышками)
- Ребята, мы с вами постарались! Давайте посмотрим на наших птиц. Как вы думаете, почему это птицы? что у всех птиц общее, что их всех объединяет? (все с крыльями, у них есть клюв, две ноги с коготками, тело покрыто перьями).
- Как можно назвать их всех одним словом? (зимующие птицы).
- Почему их так называют? (потому что одни прилетают к нам на зиму, а другие остаются зимовать).
Мы с вами хорошо постарались, и про птиц не забудем! А теперь говорю вам спасибо!
Конспект занятия
Тема: Чтение Рассказа Е. Чарушина «Воробей»
Цель: приобщать детей к рассказам.
Задачи:
учить слушать, оценивать поступки героев;
развивать память, мышление, внимание;
воспитывать любовь к птицам;
активизировать словарь детей: воробей, птенчик, летать.
Материалы и оборудование: иллюстрации к рассказу «Воробей»
Воробей.
Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит – кто-то чирикает:
— Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!
И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге. Нахохленный такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.
— Смотри-ка, папа, – закричал Никита, – воробей не настоящий!
А папа говорит:
— Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда.
Тут побежал Никита ловить воробья и поймал.
И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.
Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит – есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, – он зачирикает и всех разбудит.
Тогда Никита сказал:
— Я научу его летать и выпущу.
Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.
— Ты крыльями вот так маши, – сказал Никита и показал руками, как надо летать.
А воробей ускакал под комод.
Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать.
Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями. Полетел воробей!
Вот он через карандаш перелетел.
Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.
— Плохо ты ещё летаешь, – говорит ему Никита. – Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.
Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел.
Через стул перелетел.
Через стол с кувшином перелетел.
Вот только через комод не мог перелететь – свалился.
Видно, надо его ещё кормить.
На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.
Воробей через кирпич перелетел.
Через пенёк перелетел.
И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.
А на следующий день он и через забор перелетел.
И через дерево перелетел.
И через дом перелетел.
И совсем от Никиты улетел.
Вот как здорово научился летать!
Рефлексия:
Почему Никита решил, что воробей не настоящий?
Где стал жить воробей, когда Никита принес его домой,
Почему воробей всё время кричал?
Как Никита учил воробья летать?