Наталья Попова
Проект «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
Актуальность проект: Нет на земле такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода. Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди. Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие. Участие в конкурсе «Столовая для пернатых» в рамках проекта способствует созданию условия для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы, анализировать, классифицировать, аргументировать свою точку зрения. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители)
Публикация «Проект „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Цель проекта: развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание
Задачи проекта:
1) закрепить ранее полученные знания детей о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, роли человека в жизни птиц
2) Научить детей правильно подкармливать птиц
3) Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности
4) Расширять кругозор и обогащать словарный запас слов у детей
5) Формировать заботливое отношение к птицам зимой.
Методы:
1. Словесный: беседы, объяснения, пояснения, чтение, разучивание, слушание
2. Наглядно-демонстрационный: рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, кормушек.
3. Игровой: применение в ходе реализации проекта дидактических игр, создание игрового сюжета, мотивирующего детей на игровые цели
4. Практический: овладение технологией изготовления кормушки, отработка умений использовать пластилин по назначению, правильно держать кисточку, аккуратно пользоваться клеем в процессе художественно – эстетической деятельности
Ожидаемые результаты:
1. Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой)
2. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений
Исполнители проекта: 22 ребёнка младшей группы, их родители и воспитатель
2. Основная часть
Этап 1: подготовительный: определение уровня знаний детей о зимующих птицах; определение темы проекта, задач; сбор информации по данной теме ; создание условий для реализации проекта, нахождение дополнительного материала, художественной и дидактической литературы.
Этап 2: основной: выполнение проекта проводилось в 4 направлениях: работа воспитателя с детьми; работа воспитателя с родителями; самостоятельная деятельность детей; совместная деятельность детей и родителей.
Пути реализации проекта: работа воспитателя с детьми:
А) Беседы: «Что ты знаешь о птицах?», «Меню птиц», «Зачем помогать птицам зимой?»
Б) Рассматривание картин, иллюстраций «Зимующие птицы»
В) Чтение художественной литературы «Где обедал воробей?» из цикла «Детки в клетке», «Воробей» В. Звягина, «Зимние гости» Ю. Никонова. Г)Заучивание стихотворения «Кормушка»
Д)Отгадывание загадок о зимующих птицах.
Е)Дидактические игры: «Угадай какая птица», «Кто как кричит?», «Какая птица лишняя?»,
Ж) Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Кот и синица», «Птичья стая»
З) Самостоятельная деятельностей детей : рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях и картинах, в книгах.
И)Художественно-эстетическая деятельность : рисование пальчиком «Ягоды рябины для снегиря», аппликация «Пригласим птицу на кормушку», лепка «Зернышки для воробья», .
К) Подкормка птиц,наблюдения, экскурсии по территории ДОУ
Л) Работа с родителями : сбор корма для птиц, консультация «Как правильно сделать кормушку», памятка «Чем покормить птиц зимой?», конкурс «Птичья столовая», мастер -класс «Оригинальная кормушка».
Этап 3: заключительный: в результате проведённой работы дети получили много новой информации о зимующих птицах, узнали о жизни птиц, их различиях в повадках.
3. Заключение
Главным результатом проекта является то, что дети узнали о том, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать.
Результаты решения поставленных задач:
1)В процессе выполнения проекта дети закрепили ранее полученные знания о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, роли человека в жизни птиц
2) Дети научились правильно подкармливать птиц
3) Дети проявили познавательную и творческую активность, любознательность
4) Расширился кругозор и обогатился словарный запас у детей
5) Сформировалось заботливое отношение к птицам зимой
Общий вывод:
В ходе выполнения проекта у детей сформировались нравственные чувства к зимующим птицам через экологическое воспитание. В помещении группы значительно пополнилась развивающая предметно – пространственная среда по теме проекта: художественной литературой писателей – натуралистов, стихами, загадками, работами детей, иллюстративным и информационным материалами о зимующих птицах нашего края; дидактическими играми. В родительском уголке широко была представлена вся информация по теме проекта.
У детей расширились представления о жизни зимующих птиц нашего края, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о роли человека в жизни зимующих птиц. У детей сформированы представления об особенностях жизни и поведения птиц в зимнее время года; умения и навыки по уходу за птицами в зимний период. Дети пришли к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки. Повысилось экологическое сознание у всех участников проекта к бережному отношению к природе родного края.
Дальнейшие перспективы деятельности с обучающимися в этом направлении
В дальнейшем планируется продолжать деятельность, напрямую связанную с акцией «Покормите птиц зимой», которая предусматривает выход детей за пределы ДОУ с целью развешивания кормушек в городском парке.
Список литературы:
1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» - Часть – 2, Санкт – Петербург «Детство-Пресс»
2. Ермолаев С. Д. «Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах», Санкт – Петербург «Детство-Пресс»
3. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста», Санкт – Петербург «Детство-Пресс»
4. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_odegdu_obuv.html
5. http://www.litera.ru/stixiya/authors/esenin/poet-zima-aukaet.html
6. http://www.razumniki.ru/stihi_pro_zimu.html
7. http://lit.peoples.ru/poetry/nikolay_rubtsov/poem_22640.shtml
b]Приложение 1[/b]
Анкета для родителей.
«Вместе с детьми кормим зимующих птиц»
Уважаемые родители!
Просим вас ответить на наши вопросы.
1. Регулярно ли Вы кормите зимой с вашим малышом птиц? Если нет, то когда?
2. В какое время суток насыпаете корм?
3. Где, в каком месте Вы проводите подкормку?
(на кормушке, которую вывесили; около дома; в детском саду или другое)
4. Чем кормите птиц?
5. Кто является инициатором подкормки: Вы или ребенок?
6. Какие птицы прилетают к Вам кормиться?
7. Удаётся ли Вам с ребенком понаблюдать за поведением птиц у кормушки? Как часто?
8. Если не наблюдаете за подкормкой птиц, что Вам мешает?
9. Имеется ли интерес у ребенка к подкормке птиц, в чём это проявляется?
10. Заметили ли Вы какие – либо изменения в поведении и характере ребенка после начала подкормки птиц?
11. Используете ли Вы художественную литературу для поддержания интереса и воспитания любви к птицам?
12. Смотрите ли Вы телевизионные передачи о природе вместе с ребенком? Если да, то какие?
13. Делали ли Вы вместе с ребенком кормушки для птиц? Кто являлся инициатором: Вы ]или ребенок?
14. Хотели бы Вы принять участие в конкурсе по изготовлению кормушек и включиться вместе с вашим ребенком в зимнюю подкормку птиц в рамках детского сада?
Приложение 2
Конспект занятия по рисованию пальчиками во второй младшей группе «Ягоды рябины для снегиря»
Цель: уметь рисовать пальчиком предметы круглой формы- ягоды
Оборудование и материалы: иллюстрации «Кормление птиц детьми зимой» и «Веточка Рябины»; мольберт для показа, альбомный лист с изображением ягод рябины на всех детей, красная гуашь, влажные салфетки.
Ход занятий: Стук в окно. Воспитатель обращает внимание детей на окно. Кто к нам в гости прилетел, показывает птицу, называя детям как её зовут, это-Снегирь.
Снегирь-снегирёк,
Живой огонёк,
Согреешь в морозы,
Ветки берёзы?
Снегирь-снегирёк,
Живой огонёк,
Вот—Моя ладошка:
Сядь—Погрей немножко.
Воспитатель спрашивает:«Посмотрите какого цвета у него грудка?»– дети (Красная, воспитатель добавляет, а голова-Черная. Снегирь залетел к нам в окно погреться. Давайте поможем Снегирю, как гостеприимные хозяева согреться.
Пальчиковая игра.
Прилетайте птички к нам! (зовущие движения обеими руками)
Сала дам синичке. (режущие движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки, (пальцы щепоткой крошить хлеб)
Хлебушка немножко. (тереть подушечки пальцев друг о друга)
Эти крошки-голубям, (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки-воробьям (вытянуть левую руку с раскрытой ладонью)
«Согрелись?»-дети (Да). Теперь надо накормить нашего гостя. Зимой холодно, морозно, вьюжно и тяжело найти зернышки, поэтому люди строят кормушки для птиц, развешивают их на деревьях заполняя хлебными крошками, зерном, семечками. Мы тоже можем угостим нашего гостя его любимым лакомством, Снегири очень любят красные, маленькие ягодки, это ягода-Рябина. Снегирёк, дети постараются нарисовать для тебя твое любимое лакомство.
Воспитатель объясняет как они будут рисовать ягодки. Сегодня мы будем рисовать пальчиком, аккуратно, только круглые ягодки на конце веточки. Набираем краску на пальчик и прикладываем к круглой ягодке, убираем. Приложили, убрали. Ягодки растут рядом с друг другом и под друг другом. Рисуем аккуратно. Воспитатель сам прорисовывает всю веточку показывая, тем самым как надо аккуратно рисовать, приговаривая одну ягодку-рисую, на другую-смотрю, третью-замечаю. Воспитатель проводит пальчиковую игру, со словами:«Наши пальчики надо подготовить к рисованию, ручки приготовили…».
Физминутка. (повторить 2-3 раза)
Раз, два, три! Раз, два, три!
Прилетели снегири (дети бегают)
Грудки показали (дети выпячивают грудь)
Ягод поклевали (изображают, что клюют ягоды)
По веточкам попрыгали (дети прыгают)
Крылышки расправили и снова полетели! (дети машут руками и бегают).
Снегирь благодарит детей за угощение и гостеприимство. Наказывает им не забывать про птиц зимой и подкармливать вкусными зернышками, хлебными крошками, семечками. До свидания, ребята! Дети подходят к окну и машут макету Снегиря со словами «До свидания!».