Надежда Степичева
Проект «Покормите птиц зимой» в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №59»
Проект «Покормите птиц зимой»
Выполнили: Степичева Н. В
Тонкова В. Н
г. Череповец 2020-2021
Паспорт проекта.
Но больше всего беспокойство за птиц :
За наших воробышков, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
В. Степанов
Тип проекта : информативно-воспитательный
Публикация «Проект „Покормите птиц зимой“ в первой младшей группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Вид проекта : групповой
Продолжительность: краткосрочный (23.11.2020- 25.12.2020)
Участники проекта : воспитатели, дети (2-3 года, родители
Актуальность.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Бережное отношение к природе необходимо воспитывать у малышей с раннего возраста.
В холодное время года доступной пищи для зимующих птиц становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Выбор темы проекта обусловлен пониманием педагога значимости цели, поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями необходимо повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребенка. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. Задача взрослых – воспитать у детей интерес к птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели.
Проблема.
Зимой нет ягод, семян, насекомых - птицам нечем питаться.
Как же выживают в зимнее время наши младшие пернатые друзья – птицы?
Чем мы можем помочь им в это трудное время?
У детей недостаточно знаний о зимующих птицах и нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года.
Цель проекта.
- изучение образа жизни и поведение птиц зимой.
- формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них.
- воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
- создать необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц
- дать детям элементарные представления о кормушках для птиц.
Задачи проекта.
- Обогащать знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
- Научить детей правильно подкармливать птиц.
- Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности.
- Расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
- Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
- Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
- Укреплять детско-родительские отношения.
Ожидаемый результат.
- Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
- Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц).
- развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Активное участие родителей в реализации проекта; укрепление детско-родительских отношений на основе совместной деятельности.
Этапы проекта.
1 этап. Подготовительный.
- составление плана работы над проектом; определение цели и задач проекта;
- подготовка наглядного материала с изображением зимующих птиц;
- подборка произведений художественной литературы о птицах, загадок;
- информирование родителей о необходимости изготовления кормушек для птиц и приобретение корма;
- консультации и памятки для родителей.
Форма проведения: Беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, продуктивные виды деятельности.
2 этап. Реализация проекта.
Представляет собой внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, особенностях жизни в зимний период.
Реализация проекта проводится в направлениях:
Работа воспитателей с детьми.
2.1. Наблюдение «Птицы зимой» - ежедневно на прогулке. (Приложение 1)
Задачи:
-Организовать наблюдение за птицами предложить детям назвать знакомых птиц, сравнить их по внешнему виду.
- Организовать кормление.
-Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе.
-Учить детей выявлять особенности передвижения различных птиц, учить рассказывать о том, что делают птицы.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Беседы:
«Каких птиц я видел, гуляя с родителями»
«Как живут наши пернатые друзья зимой»,
«Чем кормить птиц»,
«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
2.2. Художественно-эстетическое развитие (Приложение 2).
Непосредственно образовательная деятельность. Лепка «Ягоды рябины для снегирей»
Задачи:
- учить детей раскатывать пластилин между пальцами круговыми движениями, закреплять умения отщипывать маленькие комочки для лепки.
-Познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц. Закрепить представления детей об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюёт ягоды).
-Воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах.
- Воспитывать аккуратность и внимательность.
Непосредственно образовательная деятельность. Рисование: «Ягоды для снегиря»
Задачи:
- Учить детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками.
- Создать радостное настроение – накормить птиц зимой.
2.3. Речевое развитие (Приложение 3).
Чтение художественной литературы о птицах :
А. Яшин «Покормите птиц зимой»
С. Маршак «Где обедал воробей?»
Ю. Никонова «Зимние гости»
Р. Новикова «Поможем птицам»
Г. Ладонщиков «Каждый день.»
Отгадывание загадок по теме.
2.4. Игровая деятельность (Приложение 4).
Подвижные игры: «Ворона и воробьи», «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и кот».
Пальчиковые игры: «Сорока-сорока», «Воробей», «Зимующие птицы».
Дидактические игры:
«Собери птичку»,
«Назови птичку»,
2. Самостоятельная деятельность детей.
- Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в детских книгах; рассматривание сюжетных картин и фотографий.
Цель: Уточнить представления о зимующих птицах, активизировать словарный запас детей.
- Настольно-печатные игры, игры-вкладыши, разрезные картинки, трафареты.
Цель: Привлекать детей к самостоятельной деятельности на основе полученных знаний.
- Продуктивная деятельность детей в свободное время.
Цель: Привлекать детей у самостоятельной продуктивной деятельности на основе полученных знаний.
3. Совместная деятельность с родителями. (Приложение 5)
- Оформление папки-передвижки «Кормушки для птиц»
- Задание: совместно с детьми изготовить кормушку для птиц;
Цель: Привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц, содействовать укреплению детско-родительских отношений, воспитанию нравственных чувств у детей.
- Оформление памятки «Покормите птиц зимой»
- Рассмотреть вместе с детьми птиц на прогулке, на картинках, иллюстрациях.
- Размещение кормушек на территории ДОУ и подкормка птиц в течение зимнего периода.
3 этап. Достигнутые результаты.
Активизация интереса у детей к зимующим птицам, заботливого, чуткого и внимательного отношения к ним; повышение уровня знаний и практических умений по данному направлению.
В результате проведенной работы дети получили много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнали о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнали чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя.
Приняли участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями изготовили кормушки. Узнали, каких видов бывают кормушки. Укрепились детско-родительские отношения.
Но главный результат проекта – усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.
Приложение 1
Конспект занятия «Наблюдение за птицами на прогулке».
Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах. Задачи: узнавать птицу, называть части тела
Обучающие:
• Обогащать знания дошкольников о зимующих птицах, их внешнем виде, повадках.
• Научить детей правильно называть части тела птицы.
Развивающие:
• Способствовать развитию познавательной активности, любознательности
• Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связанную речь.
• Развивать физическую активность детей.
Воспитательные:
• Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
• Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
Ход занятия.
Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель обращает внимание на погоду, что зимой холодно и голодно маленьким птичкам. Обращает внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают, редко летают, только люди могут помочь – покормить их. Затем воспитатель предлагает отгадать загадку: Чик- чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей) Дети хором отвечают воробей. Правильно! Дети вместе с воспитателем повторяют «Здравствуй, птичка невеличка мы пришли тебя угостить». Воспитатель объясняет, что люди зимой развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали, подкармливают их крошками хлеба, семечками, салом. На участке у нас тоже есть кормушка. Воспитатель предлагает детям покормить птиц. Воспитатель задает вопросы, кто прилетел, что птицы делают. Рассказывает детям, что птицы очень пугливые, и наблюдать можно только издалека. На ветку села птица, воспитатель обращает внимание детей, что у птицы есть; клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Воспитатель предлагает детям называть части тела птички. Серая птица, Меня не боится, моргнет удивленно, ведь это (Ворона).
И поиграть в игру «Ворона и воробей». Один из детей выбирается быть вороной, а остальные дети воробушки. Дети имитируют характерные движения птицы. По команде воспитателя воробушки летают, чирикают, клюют корм. Когда прилетает ворона, воробушки улетают в гнездышки. Итог занятия: Дети научились называть части тела птицы : клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Знают, что надо заботиться о зимующих птицах, подкармливая их, насыпать корм в кормушки.
Приложение 2
Художественно-эстетическое развитие.
Конспект занятия по лепке в первой младшей группе «Ягоды рябины для снегирей»
Тема занятия: «Ягоды рябины для снегирей».
Цель занятия: формировать умение создавать зимний пейзаж с помощью техники обрывной аппликации.
Задачи:
• продолжать учить детей раскатывать пластилин между пальцами круговыми движениями, закреплять умения отщипывать маленькие кусочки для лепки;
• познакомить детей с основными признаками внешнего вида птиц, с новым словом «стайка»;
• закрепить представления детей об особенностях поведения снегиря (летает, прыгает, клюет ягоды).
• развивать у детей творческие способности, мелкую моторику рук;
• воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц, любовь к живой природе и желание заботиться о птицах;
• воспитывать аккуратность, внимательность.
Материал и оборудование: картинка снегиря, подготовленные шаблоны с веточками рябины, пластилин красного цвета, дощечки, салфетки.
Тип занятия: комплексное.
Ход занятия.
- Колокольчик поет, всех ребят к себе зовет
- На улице зима. За окном мороз, вокруг снежок и на деревьях, и на дорожках. Я сегодня на улице видела вот такую красивую птичку.
(Показ картинки со снегирем)
- Видели такую птичку?
(Ответ детей)
-Это снегирь. Вот такая нарядная птица. Смотрите, у птички есть голова, клюв, глаза, туловище, крылья, лапки, хвост. Сама птичка черная, а грудка красная. Снегири очень дружные птицы, поэтому летают они чаще всего стайкой. Стайка - это много птиц, которые летают вместе.
- Ребятки, а хотите мы с вами сейчас превратимся в стайку снегирей и поиграем.
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири. (Показывают грудки)
Распустили перышки, (Руки слегка в стороны)
Греются на солнышке. (Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!
- И за стульчики присели! Превращаемся обратно в девочек и мальчиков.
- Снегири, как все птички, любит зернышки клевать. Больше всего он любит ягодки рябины, он достает из них зернышки своим сильным клювиком, а саму ягодку выкидывает на землю.
- Ребятки, а давайте угостим вкусными годками нашего снегиря.
(Ответы детей)
- Но вот беда веточки рябины есть, а ягодок на веточке нет. Давайте их сделаем из пластилина. Какого цвета ягодки рябины? (Ответы детей)
- Правильно, красного. Ягодки мы будем делать из пластилина красного цвета. Отщипываем маленькие кусочки пластилина и круговыми движениями катаем шарик, затем его кладем на веточку и придавливаем пальчиком. Вот одна ягодка уже висит на веточке, а нам надо много ягодок сделать, чтобы всем хватило.
(Воспитатель показывает детям, как это надо делать.)
- Молодцы, ребятки! Дружно трудились и много ягодок для снегирей сделали! Птичка говорит вам спасибо!
- Ребята, что мы с вами сегодня лепили, вешая на веточки? А каких птиц вы запомнили? (Ответы детей).
Конспект занятия по рисованию пальчиками в первой младшей группе «Ягодки для снегиря»
Цель: приучать детей слушать и повторять художественное произведение Алексея Кондратьева "Снегирь"; расширять словарный запас, обогащая его прилагательными; учить аккуратно, рисовать пальчиком (ватной палочкой); знакомство с названием птиц, прививать заботу о птицах зимой; продолжать знакомить детей с красным цветом и рисовать в ограниченной плоскости.
Оборудование и материалы: иллюстрации кормление птиц детьми зимой и веточка Рябины; мольберт для показа, альбомный лист А5 с изображением ягод рябины на всех детей, красная гуашь, влажные салфетки.
Ход занятий: Стук в окно. Воспитатель обращает внимание детей на окно. Кто к нам в гости прилетел, показывает птицу, называя детям как её зовут, это-Снегирь.
Снегирь-снегирёк,
Живой огонёк,
Согреешь в морозы,
Ветки берёзы?
Снегирь-снегирёк,
Живой огонёк,
Вот— Моя ладошка:
Сядь—Погрей немножко.
Воспитатель спрашивает: «Посмотрите, какого цвета у него грудка?» – дети (Красная, воспитатель добавляет, а голова-Черная. Снегирь залетел к нам в окно погреться. Давайте поможем Снегирю, как гостеприимные хозяева согреться.
Пальчиковая игра.
Прилетайте птички к нам! (зовущие движения обеими руками)
Сала дам синичке. (режущие движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки, (пальцы щепоткой крошить хлеб)
Хлебушка немножко. (тереть подушечки пальцев друг о друга)
Эти крошки-голубям, (вытянуть вперед правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки-воробьям (вытянуть левую руку с раскрытой ладонью)
«Согрелись?» -дети (Да).
Теперь надо накормить нашего гостя. Зимой холодно, морозно, вьюжно и тяжело найти зернышки, поэтому люди строят кормушки для птиц, развешивают их на деревья, заполняя хлебными крошками, зерном, семечками.
Мы тоже можем, угостим нашего гостя его любимым лакомством, Снегири очень любят красные, маленькие ягодки, это ягода-Рябина. Снегирёк, дети постараются нарисовать для тебя твое любимое лакомство.
Воспитатель объясняет, как они будут рисовать ягодки. Сегодня мы будем рисовать пальчиком, аккуратно, только круглые ягодки на конце веточки. Набираем краску на пальчик и прикладываем к круглой ягодке, убираем. Приложили, убрали. Ягодки растут рядом друг с другом. Рисуем аккуратно. Воспитатель сам прорисовывает всю веточку показывая, тем самым как надо аккуратно рисовать, приговаривая одну ягодку-рисую, на другую-смотрю, третью-замечаю.
По окончанию воспитатель вытирает палец влажной салфеткой и добавляет: "руки чистые, костюмчик чистый". Воспитатель проводит пальчиковую игру, со словами: «Наши пальчики надо подготовить к рисованию, ручки приготовили…».
Пальчиковая игра.
В нашем саду деревья растут (руки - вверх, локти на столе, пальцы раскрыты)
Ветер подул (дуем на пальчики)
И листья опали (ладошки, с раскрытыми пальцами качаясь, ложатся на стол)
Ночью выпал белый снег (двигая пальцами сверху в низ, опускаем ладошки на стол)
Стало все в саду белым-бело (ладошками делаем круговые движения от себя к себе)
Дети приступают к рисованию ягод - Рябинки. Во время работы воспитатель следит за выполнением задания. Все готовые работы дети несут на выставочный стол, где сидит Снегирь, и со словами «Угощайся Снегирек», кладут свои работы. Воспитатель закрепляет у детей полученные знания, вопросами «Что рисовали?», «Какого цвета?» Все хорошо потрудились, Снегиря угостили, обогрели, и теперь приглашаю всех поиграть.
Физминутка. (повторить 2-3 раза)
Раз, два, три! Раз, два, три!
Прилетели снегири (дети бегают)
Грудки показали (дети выпячивают грудь)
Ягод поклевали (изображают, что клюют ягоды)
По веточкам попрыгали (дети прыгают)
Крылышки расправили и снова полетели! (дети машут руками и бегают).
Снегирь благодарит детей за угощение и гостеприимство. Наказывает им не забывать про птиц зимой и подкармливать вкусными зернышками, хлебными крошками, семечками. До свидания, ребята! Дети машут макету Снегиря со словами «До свидания!».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ЗАГАДКИ ПРО ПТИЦ
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Чик- чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
Черненькая шапочка
Желтенькая грудка
Маленькая птичка,
А зовут её … (Cиничка)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её. (Cорока)
Серая птица,
Меня не боится
Моргнет удивленно,
Ведь это… (Ворона)
Выносливая птица,
Усердно ищет корм,
И крошки подбирает,
Воркуя под окном! (Голубь)
* * *
Каждый день, когда встаём,
Мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы и хлебных крошек
На крыльцо бежим скорей-
Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей.
На окошке сидя, птицы
Чистят пёрышки свои.
Здесь щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас так же терпеливо
И красавцы снегири.
Все привыкли, не пугливы-
Хоть руками их бери.
Г. Ладонщиков.
* * *
Поможем птицам
Поможем птицам
Летом птицы корм найдут,
С голоду не пропадут.
А зимой - с едой беда.
Снегом скрыта вся еда.
Мы поможем птичкам:
Воробьям, синичкам.
Им кормушку смастерим
И к карнизу прикрепим.
Прямо из окошка.
Мы насыплем крошки
И смешаем их с зерном.
Сало выложим потом.
Пусть пернатые снуют
Угощение клюют.
Так поможем им опять
Зиму перезимовать.
(Р. Новикова)
Зимние гости
Смастерили мы кормушки
Для голодных зимних птиц :
- Прилетайте к нам, подружки,
Стайки резвые синиц!
Снегири, за ними следом
К нам спешите под окно!
Мы накормим вас обедом -
Есть и просо и пшено.
Галку, черную как сажа,
Мы не будем прогонять.
Воробью-плутишке скажем:
- Только, чур, не воровать.
А сороки-стрекотушки
Знай, кричат:
- И мне! И я!
Собирайтесь у кормушки,
Все пернатые друзья!
(Ю. Никонова)
Покормите птиц зимой
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)
Приложение 4
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
Подвижная игра «Воробушки и кот».
Дидактическая игра «Один-много»
Цели: учить детей понимать количественную характеристику предметов, использовать в речи слова: один (одна, много.
Воспитатель (достаёт из коробки игрушечных воробьев или других одинаковых птиц). Вот воробей, вот еще воробей, еще воробей. Сколько воробьев? (Много). (Достаёт сороку, дети называют ее). Сколько сорок? (Сорока одна). Воробьев сколько? (воробьев много).
Дидактическая игра «Что в мешочке?»
В один мешочек насыпано пшено, в другой – горох. Воспитатель предлагает детям определить на ощупь, какое зерно насыпано в мешочек: горох или пшено.
Подвижная игра «Собака и воробьи»
Пальчиковые гимнастики.
Дидактические игры.
Дидактическая игра «Собери птичку».
Игра направлена на ознакомление детей с названием птиц, на развитие умения различать их по внешнему виду.
Дидактическая игра способствует развитию у детей речи, активизирует словарный запас. Развивает внимание, память, наблюдательность, умение поддерживать разговор на тему: «Зимующие птицы». Формирует у детей интерес к птицам и воспитывает бережное отношение к ним.
Правила использования дидактической игры:
Собрать картинки птиц из нескольких частей (голова, туловище, хвост и крыло).
Дидактическая игра. «Назови птицу».
Цели: познакомить с зимующими птицами, различать пернатых по окрасу,
развивать речь, мышление, словарный запас ребёнка.
Приложение 5
Работа с родителями.
Оформление папки-передвижки. (приложить фото папки)
Задание: совместно с детьми изготовить кормушку для птиц. (совместные фото родителей и детей в процессе изготовления кормушки).
Памятка для родителей. «Покормите птиц зимой».