Татьяна Егорова
Проект «Моя Россия» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : краткосрочный.
Вид проекта : познавательный, творческий.
Продолжительность: две недели.
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Актуальность. В современных условиях возникает необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до сознания воспитанников уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России. Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные, недостаточно информации, практики. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что наша Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Участие ребенка в данном проекте позволит глубоко развить чувство гражданственности и патриотизма.
Публикация «Проект „Моя Россия“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Цель проекта. Воспитание у детей чувства патриотизма, уважения к своей Родине. Познакомить детей с играми различных народностей.
Задачи. Социально-коммуникативное развитие: развивать коммуникативные умения и социальные навыки, высказывая просьбы, предложения, давая поручения.
Развивать детскую инициативу, творчество в игре. Поддерживать самодеятельный характер в сюжетно – ролевой игре. Формировать умение договариваться в игре.
Воспитывать стремление включаться в общий труд детей желание довести начатое дело до конца. Воспитывать чувство ответственности за общее дело.
Закрепить правила безопасного поведения в детском саду и дома.
Познавательное развитие: закрепить знания детей о стране Россия, ее природе; познакомить с географической картой, учить «читать» ее, дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их, воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.
Обобщить и закрепить знания о государственной символике.
Продолжать знакомить с условной меркой, устанавливать зависимость результата от величины мерки.
Развивать координацию движений под счет.
В конструировании развивать умение передавать основные элементы станций входа и выхода, добавлять украшения.
Речевое развитие: Учить заучивать стихотворения, опираясь на составленные самостоятельно символы – подсказки, развивать память, образное мышление. Развивать речевую и мыслительную деятельность, умение аргументировать свои выводы.
Упражнять в подборе синонимов и антонимов к именам прилагательным. Обогащать и активизировать словарный запас. Побуждать использовать в речи сложные предложения.
Уточнить и закрепить произношение звуков «з», «ж», учить различать их в словах.
Продолжать учить проводить звуковой анализ слова с определением ударного гласного звука. Познакомить с тем, что буква –Я- может обозначать два звука - «йа»
Художественно – эстетическое развитие: учить передавать форму башни, строение, величину частей, характерные детали, закреплять умение закрашивать изображение краской.
Продолжать учить работе с ножницами и клеем, закрепить навык резать по прямой линии.
В работе с пластилином закрепить умение применять необходимые приемы лепки для реализации замысла.
Физическое развитие: совершенствовать умение чередовать подвижную деятельность с менее интенсивной и отдыхом. Развивать двигательные и ритмические способности, умение создавать выразительный образ в движении и танце.
Формировать зрительно – двигательную и слухо – зрительно – двигательную координацию.
Ожидаемый результат. После завершения проекта дети будут знать :
- Что такое «Родина», «Малая Родина», пословицы о Родине.
- Символику России (флаг, герб, гимн России, значение символов России.
- Название столицы нашей Родины – Москва и иметь представление о Москве.
- О правительстве, президенте России.
- О природе России, ее природных ресурсах,
- О том, что дерево берёза – символ России.
- О многонациональности России, игры народов России.
Работа с родителями:
- Консультация «Как воспитать маленького патриота».
- Информационные стенды.
- Помощь родителей в подборе материала по теме проекта.
Этапы работы. 1. Подготовительный этап :
- постановка цели и задач; информирование родителей по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед;
- подборка детской литературы по тематике проекта;
- выбор материалов для реализации проекта.
2. Основной:
1. Беседы: «Москва – столица России», «Береза – символ России», «Как велика моя страна…», «Народы России», «Россия – наш общий дом», «Народные игры».
2. Чтение художественной литературы, загадки по теме, пословицы о Родине.
3. Заучивание стихов о России «Родина» З. Александровой; «Российский флаг» М. Бебина.
4. Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, карты России.
5. Продуктивная деятельность: рисование «Московский Кремль», «Березка», «Город зажиагет огни»; лепка «Праздничный салют»; аппликация «Российский флаг», конструирование «Башни Кремля».
6. Слушание песен: «У моей России…», муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой, «Гляжу в озера синие…» на слова И. Шаферана.
7. Дидактические игры.
8. Подвижные, сюжетно – ролевые игры.
9. Показ презентаций по теме.
3. Заключительный:
1. Итоговая беседа «Наша Родина-Россия».
2. Выставка работ детей.
3. Тематическое занятие «Игры народов России».
Приложение 1.
Конспект познавательного занятия «Мое Отечество - Россия!»
Наглядный материал: карта мира, цветные карандаши, флаг России (макет на каждого ребенка, герб России, муз. запись гимна России, иллюстрации достопримечательных мест Москвы, ручки, сюжетные картинки (король, султан, королева, президент, песня О. Газманова «Москва»).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, как называется наша страна?
Воспитатель: Правильно, Россия (показывает карту России). Посмотрите на карту. Так наша страна изображается на географических картах. Одна из самых больших стран - наша Россия.
Это наша Родина, в которой вы родились и живете. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая большая Родина Россия.
(Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Наше Отечество»)
Вывод: «Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия».
Подберите слова к слову «родная», близкие по значению (синонимы - родная, близкая, отеческая, кровная, своя).
Подберите слова, противоположные по значению (антонимы) к слову «Родина» (чужбина, чужая земля, чужая страна).
Воспитатель: Народ придумал много фраз и пословиц о Родине. Послушайте и запомните:
«Родина любимая-мать родная»
Как вы понимаете смысл фразы?
«Человек без Родины, что соловей без песни».
«Одна у человека мать, одна у него и Родина».
«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша».
(Ребята повторяют пословицы, которые запомнили).
Символы России.
В детском саду есть заведующая, в школе - директор, у папы и мамы на работе - начальники. В каждой стране есть свой самый главный человек, который руководил ею. В одних странах - это король, в других- королева. Но в большинстве стран главным человеком является президент. Вот и у нас в России есть свой президент. Как его зовут?
Флаг России.
У каждой страны есть свой флаг. А какой флаг у России? (ответы детей).
Воспитатель: Необъятные просторы нашей Родины зимой покрыты сверкающим снегом.
«Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет»,- сказал снег.
И на флаге появилась белоснежная полоска.
В России много морей, озер, больших и малых рек. Все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появилась синяя полоска.
По утрам над страной встает солнце. «Я хочу подарить Российскому флагу свой самый яркий красный цвет»,- сказало Солнышко. И третья полоска на флаге стала красной.
Вот какой он наш российский флаг : три полосы - белая, синяя и красная. Российский флаг иногда называют «триколор», что значит «трехцветный».
Герб России.
Мы познакомились с российским флагом, а теперь мы узнаем, какой у России герб, то есть отличительный знак страны.
Однажды на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Есть у нас король птиц - орел с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот и решили – быть двуглавому орлу на гербе.
Если внимательней рассмотреть герб, то мы увидим на нем, кроме двуглавого орла, изображенного воина на белом коне и страшного дракона, которого воин поражает своим копьем. Этого воина зовут Георгий Победоносец (рассказ легенды о Георгии Победоносце).
Почему Георгий Победоносец изображен на гербе России? (потому, что он защищает от всякого зла и Россия всегда побеждает всех врагов).
Гимн России.
Что такое гимн? Это самая главная, самая торжественная песня страны. Гимны появились намного раньше, чем флаги и гербы. Гимн исполняется в особо важных случаях (когда героям вручают награды, спортсменам - медали на соревнованиях). Знаменитый поэт Сергей Михалков, который сочинил много сказок и стихов для детей, написал слова для нашего гимна.
(Прослушать гимн России).
Москва-столица России.
Стихотворение:
Здесь твое сердце, Русская земля,
У древних стен великого Кремля.
Всем городам российским ты глава-
Столица наша, славная Москва.
В каждой стране главный город, который называют столицей. В столице живет президент. Столица России - город Москва. Что вы знаете о Москве?
На этом рисунке мы видим главную площадь Москвы- Красная площадь. По большим праздникам здесь проходят военные парады, праздники, концерты. Красная площадь очень древняя и красивая. Храм Василия Блаженного, Спасская башня, Мавзолей В. И. Ленина - это достопримечательности Москвы.
В России живут 170 разных народов. Послушайте стихотворение:
А у нас в стране живут
Русский, коми и якут,
И нанаец и мордвин,
И калмык, и осетин,
И тувинец, и бурят-
Все они дружить хотят!
Воспитатель: Живут все народы в мире и согласии. Это очень важно для всех людей. Чтобы наша Россия развивалась и процветала, никогда не должно быть войны.
Вот и подошло к концу наше занятие. Мы познакомились с главными сведениями о нашей Родине, которые необходимы вам - будущим первоклассникам.
Приложение 2.
Конспект занятия по развитию связной речи
Тема: «Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»
(с использованием мнемотехники).
Предварительная работа: рассматривание репродукций картин русских художников о нашей стране и её природе, чтение стихов о Родине,
Словарная работа: существительные – Родина, Россия, Матушка – Русь, Отечество, Отчизна, россияне.
Глаголы – беречь, хранить, защищать, сохранять, работать, трудиться, жить, строить, перестраивать, расти, хорошеть, расширяться, благоустраивать.
Прилагательные – огромная, прекрасная, святая, родная, отчий, любимая, необъятная, бескрайняя, могучая, богатая, красивая, хорошие, смелые, трудолюбивые, добрые, весёлые, замечательные (люди).
Оборудование:
сюжетные картинки на тему «Наша Родина», примеры мнемотаблиц с прошлых занятий, простой карандаши, альбомный лист бумаги.
Ход занятия:
Беседа о Родине:
Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша большая Родина.
Как и у человека, у страны есть имя. Как называется наша страна? Назовите её имя. Наша страна – Родина, матушка – Русь, Отчизна, Россия. А мы, живущие в России – россияне.
Подумайте и скажите, какие наши действия, какие дела необходимы нашей Родине? (упражнение в активизации глагольного словаря).
Наша Родина какая? (Любимая, родная, прекрасная, огромная, необъятная, могучая, бескрайняя, богатая, красивая, большая, просторная, безграничная, замечательная, милая).
Родина – родной, родители, родственники, род.
Отечество – Отчизна, Отчий дом, отец.
Сегодня мы будем учиться запоминать стихотворение о Родине, которое написала З. Александрова, с помощью схематических рисунков (детям даётся установка – по ходу чтения стихотворения представлять образы, которые можно изобразить в рисунке).
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
О чём это стихотворение?
Кто как себе представляет слово «родина»? Что встаёт в памяти?
Какие картинки – образы можно нарисовать, чтобы лучше запомнить стихотворение З. Александровой? (Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание, по ходу которого дети рисуют схематические рисунки).
Рассказывание стихотворения детьми с использованием мнемотаблицы.
Что вам понравилось?
Какие задания показались вам интересными?
Какое задание было самым трудным?
Приложение 3
Беседа «Москва – столица нашей Родины»
Цель: Воспитывать у детей любовь к своей Родине.
Методы и приё мы:
1. Словесные: художественное слово, пояснения, вопросы.
2. Наглядные: фотографии, мультимедиа.
3. Практические: организованная игровая деятельность детей.
Словарная работа: обогащать словарь детей понятиями: Кремль, князь, белокаменный, древняя, красная площадь, основатель – Юрий Долгорукий, столица.
ХОД:
- На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну - наш общий дом.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
- Давайте вместе с вами подойдём к карте. Посмотрите, где наша Родина? Как называется?
- А какая она, наша Россия (большая, необъятная, огромная, красивая, есть здесь и моря, и океаны, реки и озёра, горы и леса, города и деревни).
Дети называют города России.
- Мы живём с вами в стране, у которой удивительно красивое имя. Послушайте откуда у неё такое название.
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми.
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россией.
- А кто знает, как в старину называлась Россия? (Русь).
- А вы знаете, как называлась в старину столица Руси? (ответы детей).
- Я хочу вам рассказать, почему наша столица называется Москва.
Нет тебе на свете равных,
Стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных,
Будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов,
Вознесли любовно внуки
Выше прочих городов!
- Имя нашей столице дала река-Москва, на берегах которой, среди лесов и болот, поселились в древности люди.
Основателем Москвы считается князь Юрий Долгорукий. Ему поставлен памятник в центре столицы (слайд).
Поднялся князь Юрий Долгорукий на Боровицкий холм среди дремучего леса и велел оградить его крепостной стеной из дубовых брёвен.
- Ребята, а кто догадался, как можно назвать Русь, если она была построена из дубовых брёвен? (деревянная Русь).
Так появился деревянный Кремль. Деревянная крепость не раз страдала от врагов, часто случались пожары. После очередного пожара Москву стали восстанавливать, но строили уже из камня. Стены и башни Кремля, храмы на холме были построены из белого камня. С тех давних пор народ стал называть Москву каменная, белокаменная.
Сегодня в Москву со всех стран съезжаются туристы, чтобы полюбоваться этим красивым городом, ведь издавна Москву называли золотая, Москва – матушка.
Послушайте песню И. Дунаевского «Моя Москва».
- Сегодня я предлагаю вам всем отправиться на экскурсию по памятным местам современной Москвы. А я буду вашим экскурсоводом.
Элемент ролевой игры (построим автобус из детских стульчиков).
- Проходите, пожалуйста, в автобус, занимайте свои места, устраивайтесь поудобнее.
- Итак, дорогие гости нашей столицы, отправляемся в путь.
- А вот и наша первая остановка. Давайте выйдем из автобуса.
Показ иллюстрации «Красная площадь»
- Дорогие гости столицы! Мы с вами находимся на главной площади Москвы. Кто из вас знает, как она называется?
- Верно, а вы знаете, откуда это название?
- В старину слово «красное» значило красивое, главное. В старые времена на Красной площади оглашали царские указы, проводили народные гулянья. Я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота».
Игра «Золотые ворота».
- А какие мероприятия проходят на Красной площади в наши дни? (демонстрации, парады).
- Следующая остановка Университет М. Ломоносова
Одной из достопримечательностей Москвы является Московский университет (изображение). Он был основан очень давно по инициативе великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. В этом учебном заведении очень почетно учиться. Сегодня в университете обучается около 30 тысяч студентов не только из России, но и со всего мира.
- А сейчас мы продолжим экскурсию в театральную Москву. В Москве много театров, обратите внимание: Большой театр – один из самых лучших и знаменитых театров России; Малый театр, театр кукол имени Образцова – Сергей Владимирович очень любил детей и специально открыл для них театр.
- В Москве очень много памятников известным людям. Памятник А. С. Пушкину, В. В. Маяковскому, П. И. Чайковскому (слайды).
- Уважаемые гости, прошу вас выйти из автобуса. Мы с вами остановились около дома Правительства (слайд). В этом здании работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны.
- Кто является главой нашего государства? Назовите его полное имя (иллюстрация).
- Наша страна, ребята, великая, сильная и красивая. Но страна - это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут в мире и дружбе. Но наше время экскурсии истекло, пора возвращаться в детский сад.
Приложение 4
Беседа «Береза – символ России»
Цель: расширить знания воспитанников о символах России.
Ход беседы:
Организационный момент:
-Ребята, а давайте возьмемся за руки и крепче сожмем ладони друг друга, чтобы почувствовать, какие мы дружные ребята, и проведем ритуал приветствия:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Сегодня мы продолжим беседу о символах России : что-то повторим, а с чем-то познакомимся впервые. А чтобы путешествие наше было не скучным, к нам в гости заглянула.
Кто же эта таинственная гостья, догадайтесь сами. Для этого прослушайте загадку:
Ствол белеет, шапочка зеленеет,
стоит в белой одёжке, свесив серёжки.
Итак, наша гостья – это… (Береза.)
-Дети, дерево береза – это тоже символ нашей Родины, только народный. Сильный ветер сорвал листочки у нашей березы. Чтобы украсить березку новыми листочками, надо ответить на вопросы и выполнить некоторые мои задания. Если вы правильно отвечаете на вопрос или правильно выполняете задание, то получаете право наклеить листочек на ветку березы.
-Как много на нашем земном шаре разных стран. Но есть на нем лишь одна страна, которую мы любим, которую зовем своей Родиной. Скажите, пожалуйста, в какой стране с удивительно красивым названием мы живем? (Правильно ответивший ребенок клеит листочек на берёзу)
-Кто может и хочет показать на карте границу нашего государства?
(Ребенок (2-3) с помощью указки показывает границу России.)
Тот, кто показывает верно, клеит лист березы.
-Велика наша страна. Далеко раскинула она свои просторы: с запада на восток, с севера на юг.
-А что такое Родина?
- Это наш дом, улица, поселок.
- Родина – это место, где мы родились и живем
- Родина – это страна, в которой мы живем.
- Наша Родина – Россия.
-Великую землю, любимую землю,
где мы родились и живем,
мы Родиной светлой, мы Родиной милой,
мы Родиной нашей зовем.
Приложение 5
Консультация для родителей
«Как воспитать маленького патриота?»
Мой город самый лучший на Земле…
На всей огромной голубой Планете…
Пусть он не так велик, сам по себе…
Его любимей нет на целом свете…
Владислав Кернис Амелин
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Формирование любви к Родине начинается с песни мамы, с картинки в книжке, с того уголка, где дети живут.
В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Как приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
• Дети с любопытством рассматривают открытки, фотографии родного города, делятся впечатлениями. Предоставьте им такую возможность.
• Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему построить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.
• Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
• Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организуйте к ним экскурсии и расскажите все, что вы знаете, о том, как чтят память погибших. По нашему городу и по всей Нижегородской области можно совершать увлекательные путешествия и по фотографиям, осуществлять при помощи Internet виртуальные экскурсии.
• Приобщайте детей к народным праздникам, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
• Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. У детей не должны быть искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Возрождение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения - это шаг к возрождению России.