Валентина Гулиева
Проект «Почва. Знакомство со свойствами почвы»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«ПОЧВА. ЗНАКОМСТВО СО СВОЙСТВАМИ ПОЧВЫ»
2 ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Воспитатели: Гулиева В. В.
Актуальность
Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу
ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные
представления о различных сторонах изучаемого объекта, его
взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе
эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его
Публикация «Проект „Почва, Знакомство со свойствами почвы“» размещена в разделах
- Почва. Исследуем почву
- Почва. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость
совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,
обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчёт об увиденном,
формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирующие
развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с
новыми фактами, но и накоплением фонда умственных приёмов и операций,
которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами
деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою
мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний
способствует развитию речи, с изобразительной деятельностью (чем сильнее
будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет
зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время
чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем
точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности). Не
требует особого доказательства связь экспериментирования с
формированием элементарных математических представлений. Во время
проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять,
сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим
представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же
время владение математическими операциями облегчает
экспериментирование.
Проблема
• Что такое почва?
• Образование почвы.
• Выяснить свойства почвы и ее значение.
Цель проекта:
• дать представление о почве, ее значении;
• развивать умение анализировать проблему (определять и сравнивать
влажную и сухую почву, свойства почвы);
• развивать способность аргументировать сделанные выводы, применять
их в жизнедеятельности
Задачи:
• сформировать представление о том, что почва – это верхний
плодородный слой земли;
• учить делать простейшие умозаключения путем опытнической
исследовательской деятельности;
• учить фиксировать результаты исследований;
• учить формулировать выводы;
• формировать интерес к явлениям окружающего мира.
Тип проекта:
• по доминирующей в проекте деятельности: познавательный,
исследовательский, творческий, игровой;
• по времени проведения: краткосрочный.
Участники проекта:
Дети II подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.
Основные формы реализации проекта:
• занятия
• беседы
• игры
• опытническая, исследовательская деятельность
• экскурсии с наблюдением по территории детского сада
• работа с родителями
Методическое обеспечение:
1. Ковинько Л. Н. Секреты природы – это интересно! М., 2004 г.
2. Иванова А. И. Естественно – научные наблюдения и экперименты в
детском саду. М., 2007 г.
3. Микляева Н. В. Управление образовательным процессом в ДОУ с
приоритетом интеллектуального развития детей. М., 2006 г.
4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. М., 2001 г.
5. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина… М., 2004 г.
6. Николаева С. Н. Комплексные занятия по экологии для старших
дошкольников. М., 2005 г.
7. Рыжова Н. А. Не просто сказки. М., 2002 г.
8. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. М., 2003 г.
9. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой.
М. ,2005 г.
Материально - техническое:
- земля;
- вода;
- оборудование для проведения опытнической исследовательской
деятельности (лупа, стеклянные баночки, пластинка из оргстекла
и т. д.);
- научно – популярная и художественная литература.
Предполагаемый результат:
• развитие детей познавательной активности в процессе
экспериментирования с почвой;
• повышение уровня мотивации к занятиям;
• развитие наблюдательности у детей, их умений сравнивать,
экспериментировать, обобщать, устанавливать причинно –
следственные зависимости и делать выводы.
ХОД ПРОЕКТА.
I ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (разработка проекта)
Деятельность педагога:
- определение проблемы, постановка цели и задач;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно – популярный и художественной литературы;
- оформление информационной копилки по данной тематике;
- составление перспективного плана по ознакомлению со свойствами почвы в
свободной деятельности.
Совместная деятельность с детьми:
-ввести детей в проблемную ситуацию, доступную к их пониманию.
Совместная деятельность с родителями воспитанников:
-введение родителей в проблемную ситуацию;
-определение круга актуальных и посильных задач.
- составление рассказа про деревья, находящиеся на площадке детского сада.
II ЭТАП. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА.
Работа с детьми:
1. Познавательно-исследовательская деятельность:
-НОД: «Опыт с почвой».
2. Эксперименты:
1. Виды почв.
2. Из чего образована почва?
3. Свойства почвы.
3. Опыты:
1. Сухая и влажная почва.
2. Воздух в почве.
3. Состав почвы.
4. Беседы:
-«Образование почвы
-«Как сохранить почву?
-«Влажная почва. Ее свойства
-«Что содержится в почве?
-«Песок и глина».
5. Наблюдения в природе.
Художественная литература:
Чтение сказок о почве (авт. Т. И. Попова).
Чтение отрывков из книги С. Сахарного «По морям вокруг Земли».
Чтение сказок и стихов о почве (Рыжова Н.).
6. Игровая деятельность:
Игра - викторина «Отгадай загадку
Игра «Подземные жители
д/и «Удивительный песок
п/и «Цветы на лугу
Художественная деятельность:
-Рисование на тему: «Растения и почва
Работа с родителями:
-Консультация «Как организовать и провести простейшие эксперименты».
-Тематическая консультация «Методические рекомендации по организации
развивающей среды в семье».
III ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. ОБОБЩАЮЩИЙ.
-Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;
-обобщение результатов работы;
-презентация проекта «Почва. Знакомство со свойствами почвы» проведенная родителем Морина Тимура, Мориным Романом Алексеевичем.