Ольга Сурнина
Проект «Почему желтеют листья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Почему желтеют листья"
Сурнина Ольга Николаевна, Андреева Анжелика Анатольевна
Проект «Почему осенью листья желтеют»
Подготовительная группа.
Вид проекта : Групповой, короткосрочный, исследовательско-творческий, направленный на изучение природы во всех её проявлениях в осенний период времени.
Участники проекта : Дети, воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Возраст детей: 6-7 лет
Продолжительность: 1 неделя
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Почему желтеют листья“» размещена в разделах
Мир природы - не может не тронуть человека любознательного, открытого прекрасному. Наша задача-помочь ребёнку- дошкольнику открыть мир окружающей природы.
Любой проект - это плод раздумий и поисков интересных форм совместной деятельности взрослых и детей, это отражение мировоззрения участников проекта, в том числе творческого и экологического.
Проблема:
У детей недостаточно представлений о предметах и явлениях природы, о правильном отношении к окружающему миру природы, о взаимодействии с ней.
Осень- это не только слякоть, пронизывающий холод. Осень- это золотая крона деревьев, багряная и шуршащая листва под ногами, бабье лето. А сколько всего можно интересного узнать, благодаря этой удивительной поре. Изменение окраски листьев — одна из первых примет осени. Много ярких красок в осеннем лесу! Березы, ясени и липы желтеют, розовеют листья бересклета, пунцово-красными становятся узорные листья рябины, оранжевыми и багряными листья осин. В это время года мы часто любим бывать в березовой роще, парке: бродить по осеннему лесу, дышать свежим воздухом, наблюдать за природой, собирать букеты из опавших листьев, любуясь желтыми, оранжевыми, багряными, лиловыми красками. Однажды, когда мы ходили на прогулку, кто-то из ребят спросил, почему на ветке одного дерева разные по цвету листики : желтые и зеленые. Я спросила у ребят: почему листья были летом все зеленые, а осенью становятся желтыми, красными? Хотите узнать? И мы решили раскрыть эту тайну.
Цель:
Расширять и систематизировать знания детей об осени, как о времени года, её признаках и явлениях.
Задачи:
*углубить представления об изменениях в природе осенью;
*развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
*привлечь внимание к окружающим природным объектам;
*развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
*воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой.
Ожидаемые результаты:
Ребё нок:
*углубляет и расширяет знания об осени, её признаках и дарах;
*пополняет словарный запас;
*развивает навыки общения и речь, пространственную ориентацию;
*стимулирует познавательные интересы и расширяет кругозор;
*разнообразит способы сотрудничества;
* развивает художественно- творческие навыки.
Продукт проектной деятельности :
*Выставка поделок из природного материала " Осеннее дерево", развлечение.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап: Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителям:
Воспитатели: Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми. Определение содержания деятельности всех участников проекта.
Сотрудничество с родителями:
Участие в выставке работ на тему осени, литературы.
Разучивание стихотворений об осени.
Беседы с родителями о необходимом участии, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессе в ДОУ.
Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
Чтение художественной литературы, просмотр презентаций, беседы, образовательная деятельность, наблюдения, рисование, аппликация, лепка, дидактические игры, пальчиковые игры, физ. минутки, подвижные игры.
Чтение художественной литературы:
«Осень» Т. Скребицкий
М. Пришвин «Листопад», «Осенние листочки»
О. Иваненко «Спокойной ночи»
И. Соколов – Микитов «Листопадничек»
К. Бальмонт «Осень»
И. А. Бунин «Уж небо осенью дышало…»
И. А. Бунин «Лес, точно терем расписной…»
Дидактические игры:
«Найди самый красивый листок», «Узнай дерево по листочку», «Слово об осени», «Да или нет»
Аппликация: «Осенний ковер»
Рисование: «Осенний лес»
Наблюдения за осенней природой
Взаимодействие с родителями
Сбор природного материала,
экскурсии со своими детьми в лес, парк.
участие в выставке «Осеннее дерево»
совместное рисование с детьми на тему проекта.
оформление выставки детских работ;
оформление фотогазеты «Закружила осень золотая»;
развлечение.
Оценка результатов проекта.
В ходе реализации проекта достигнуты следующие результаты:
- у детей создано радостное, настроение;
- сформирован интерес к совместному творчеству, к изготовлению поделок из природного материала;
- установились партнерские отношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности;
- углубились знания о природе, укрепилось представление о необходимости бережного отношения к ней, углубились знания об осени и ее признака;
- совершенствовалось умение осуществлять экспериментальную деятельность.
Приложение
Утренняя гимнастика «Осень» Подготовительная группа
Ритмическое упражнение с гимнастической палочкой «Паутинка»
Опустел осенний сад, - ритмично менять положение палки с горизонтального на вертикальное,
Паутинки вдаль летят палку держать перед собой в вытянутых руках
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Обычная ходьба по залу с гимнастической палкой на правом плече.
Ходьба и бег, держа палку горизонтально, на свисток остановить, положить палку, перепрыгнуть, взять другой рукой; ходьба на носках, палка вверху, на пятках, палка за плечами; ходьба и бег, высоко поднимая колени, палка за плечами или перед грудью.
Перестроение в тройки
ОРУ «Осень»
«Паутинка»
И. п. – о. с., палка перед грудью
1. палка вперед, встать на носочки
2. палка к груди, продолжаем стоять на носочках
3-4 – палка вверх, и. п.
«Потрудись»
И. п. – ноги на ширине плеч, палка в вытянутых руках за спиной
1-3 – поднимать пружинящими движениями палку вверх, сохраняя прямую спину
4. и. п.
«Урожай собирай – ниже спинку наклоняй»
И. п. стойка ноги на ширине плеч, палка перед грудью в согнутых руках
1-3. пружинящие наклоны вперед, палка вперед
4. и. п.
«Октябрь» - все мрачней лицом природа, почернели огороды, оголяются поля, молкнут птичьи голоса
И. п. о. с., палка за плечами
1. согнуть правую ногу в колене, завести палку за колено
2. и. п. 3-4 – тоже, с левой ногой
«Приседания»
И. п. – о. с., палка за спиной, руки на пояс
1. присесть, сохраняя прямую осанку
2. и. п.
«Повернись-оглянись»
И. п. – ноги на ширине плеч, палка внизу, хват за концы сверху
1. поворот вправо, палку вперед, поворот головы вправо
2. и. п. 3-4 – то же, в левую сторону
«Прыжки через палочку»
Прыжки на двух ногах – качалка, руки на пояс, в чередовании с ходьбой
Упражнение на дыхание «Осень»
Вдох – палочку горизонтально вверх
Выдох – плавно опуская палку, произносим «сентябрь, октябрь, ноябрь, осень!"
П/и «Хвостики» ( игра-соревнование: играем 2-3 раза, каждый раз ловишка меняется, в конце определяем, кто из ловишек собрал больше хвостиков)
М/игра «Здравствуй»
Дети идут парами, взявшись за руки: «Кого не повстречаем, здоровья пожелаем, друг к другу повернемся, скажем «здравствуй!», улыбнемся». (выполняем движения по ходу, здороваемся теми частями тела, которые назовет педагог).
Бодрящая гимнастика после сна.
Массаж тела «Грибной дождик»
Дождевые капли,
Прыгайте в ладошки!
Дождевые капли,
Вымойте мне ножки! Дождевые капли,
Бейте по спине!
Дождь грибной, но нужно Проговаривая стихи, хлопают правой ладонью по левой. Так же хлопают по правой ладони. Шлепают ладошками по ножкам от лодыжки вверх. Стучат правой рукой по левому плечу сзади. Левой рукой стучат по правому плечу. Тянутся обеими руками вверх, выпрямляя спину.
Подрасти и мне!
Артикуляционная гимнастика: «Грибочек»
Улыбнуться, пощелкать языком (как лошадки, при щелкани присосать широкий язык к небу: это шляпка гриба, а уздечка под языком - ножка.
Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!
1. Беседа об осени
ЦЕЛЬ: расширять и систематизировать знание детей об осени; учить детей чувствовать печаль осенней природы, отвечать на вопросы полным предложением; активизировать речь детей; развивать связную речь, умение употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру
2. Пересказ произведения В. Чаплиной «Лес осенью»
ЦЕЛЬ: упражнять детей в пересказе, передавая текст точно, последовательно; развивать память, мышление; воспитывать умение слушать
3. Рассматривание и сравнение картин об осени И. Левитана «Золотая осень», В. Волкова «Осень»
ЦЕЛЬ: продолжать учить детей внимательно рассматривать картины великих художников, сравнивать их, делать свои умозаключения; развивать наблюдательность, интерес к пейзажной живописи; воспитывать чувство прекрасного в процессе восприятия картин
4. Заучивание стихотворения Н. Егоровой «Листопад»
ЦЕЛЬ: учить детей выразительно читать стихотворение наизусть, передавать интонацией спокойную грусть осенней природы, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; развивать эстетическое восприятие литературных произведений; воспитывать любовь к окружающей природе
5. Беседа по итогам экскурсии «Осень золотая в гости к нам пришла»
ЦЕЛЬ: продолжать учить детей содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях; развивать речь как средство общения; воспитывать эстетическое видение природы, желание оберегать ее и любить
6. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало.»
ЦЕЛЬ: учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой, чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения
7. Составление рассказов по стихотворениям об осени
ЦЕЛЬ: учить детей составлять рассказы об осени по стихам разных авторов, использовать в речи образные слова и выражения; развивать творческое воображение, монологическую речь; воспитывать любовь к поэтическому слову
8. Рассматривание и сравнение картин И. Левитана «Золотая осень» и «Поздняя осень»
ЦЕЛЬ: продолжать учить детей рассматривать пейзажи великих художников последовательно и внимательно, подводя детей к пониманию содержания и средств выразительности; развивать эмоциональную отзывчивость на изображение пейзажа; воспитывать эстетический вкус к художественному искусству
9. Составление описательного рассказа по схеме: «Осень»
ЦЕЛЬ: продолжать учить детей составлять описательные рассказы по опорной схеме; развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли; воспитывать доброжелательное отношение к рассказам детей
10. Заучивание стихотворения А. Толстого «Осень»
ЦЕЛЬ: продолжать учить детей заучивать стихотворение, выразительно, с естественными интонациями читать его, вслушиваться в ритм и мелодию поэтического текста; развивать образную речь, память; воспитывать любовь к поэзии
Подвижная игра «Найди пару»
Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым,
закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное
восприятие.
Атрибуты: осенние листья разного размера, цвета и формы.
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре - листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок. Воспитатель говорит: «Найдите себе пару - листочек такого же цвета» ( Другие задания: составь пару - листья с одного дерева, или листья, отличающиеся размером: большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева.)
Примечание: для этой игры нужно приготовить дополнительные листья из двусторонней цветной бумаги меньшего размера по сравнению с теми, что раскрашивали дети.
Дидактическая игра «С какого дерева лист?».
Задачи: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.
Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.
Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево.
Примечание: игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.
Дидактическая игра «Какой лист?».
Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзинка, осенние листья.
Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы- берёзовый лист.