Тамара Мандрик
Проект по здоровьесбережению в ясельной группе «Растим здоровых малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по здоровьесбережению
в ясельной группе
«Растим здоровых малышей
Руководитель : Мандрик Т. А.
Актуальность.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Публикация «Проект по здоровьесбережению в ясельной группе „Растим здоровых малышей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Особенно остро эта задача стоит в младшем возрасте, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе. Необходимо уделять особое внимание воспитателей и родителей формированию и укреплению здоровья ребенка, создавая вокруг него условие, которое бы способствовало выработки потребности и привычки здорового образа жизни.
Цель проекта : формирования основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта : формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни; прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию; повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Продукты проекта :
- пополнение физкультурного оборудования и изготовление, совместно с родителями, нетрадиционного физкультурного оборудования.
- Папка-передвижка для родителей «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки».
- Папка передвижка для родителей «Закаливание детей дошкольного возраста»
- Выставка рисунков совместно с родителями на тему «Я расту сильным и здоровым».
- Фотовыставка «С физкультурой мы дружны».
- Презентация проекта.
Ожидаемые результаты:
- Укрепление здоровья, снижение заболеваемости у детей, посещающих детский сад.
- Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка.
- Улучшение здоровьесберегающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в детском саду.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий:
1. Динамические паузы: используются во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
2. Подвижные игры: как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – с малой и средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
3. Гимнастика пальчиковая: рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
4. Гимнастика бодрящая: ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях.
5. Гимнастика ортопедическая: в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
6. Физкультурное занятие: 3 раза в неделю в спортивном зале. Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Планирование работы:
Этапы работы Виды деятельности Сроки
Организационно- подготовитель-ный этап 1 .Накопление информации. Наблюдения за детьми. Анализ проблемы.
2. Изучение методической литературы по теме «Здоровье», «Традиционные и нетрадиционные средства оздоровления детей дошкольного возраста».
3. Анкетирование родителей по теме проекта, обработка анкетных данных.
5. Разработка проекта по теме «Я здоровым быть хочу».
6. Изготовление нетрадиционного оборудования в соответствии с темой проекта.
7. Рассматривание иллюстраций, репродукций, картин и т. п. Ноябрь-декабрь
Внедренческий этап.
1. «Если хочешь быть здоров…» (игры по дыхательной гимнастике, пальчиковой гимнастике, упражнения для коррекции плоскостопия; оздоровительные игры, КГН, закаливание).
2. «Творческая мастерская» (совместная продуктивная деятельность детей и родителей).
3 «На книжной полке» (чтение детской литературы, заучивание стихотворений, потешек).
5. «Веселись, детвора!» (развлечения, игровая деятельность).
6. «Для мам и пап» (информация, фотовыставки, анкетирование, родительские собрания, консультации) Январь
Февраль
Март
Апрель
Заключительный этап Фотовыставка «С физкультурой мы дружны»
Презентация проекта. Фотоальбом
Выставка нетрадиционного оборудования (совместная работа с родителями, сделанного своими руками "Здоровье - это просто". Апрель май
Пути реализации: индивидуальная работа с отсутствующими детьми. Изготовление памяток и информационных листов для родителей, чьи дети отсутствовали, совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с помощью информационных стендов.
Методы и формы организации проекта.
Название формы организации проекта Время проведения
Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия.) ежедневно
Гимнастика пробуждения, дорожка «Здоровья». ежедневно
Воздушное контрастное закаливание. ежедневно
Прогулки и игры на свежем воздухе. ежедневно
Анкетирование для родителей «Растём здоровыми?» Папка передвижка «Профилактика плоскостопия» ноябрь
Консультация для родителей «Закаливание детей в домашних условиях» декабрь
Конспект развлечения во второй младшей группе «Новый год в лесу»
Консультация «Наши пальчики играют». январь
Беседа с детьми «Как я буду заботиться о своем здоровье» в течение года
Круглый стол для родителей «Здоровье ребенка в ваших руках» февраль
Рекомендации для родителей «Режим дня как средство воспитания здорового ребенка» февраль
Оформление папки-передвижки «Защищаем зрение» март
Выставка рисунков совместно с родителями на тему «Я расту сильным и здоровым». апрель
Совместное создание плаката «Мы за здоровый образ жизни» Февраль март
Развлечение совместно с родителями «Если хочешь быть здоров!» апрель
Образ конечного результата
1. Возросший интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребенка и мотивации здорового образа жизни.
2. Создана здоровьесберегающая и развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду.
3. У детей сформированы первоначальные представления об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека. Воспитана привычка к аккуратности и чистоте, привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания
Приложение
Игры по дыхательной гимнастике
«Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
«Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
«Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
«Качели»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох,
Качели вниз (выдох,
Крепче ты, дружок, держись.
«Петушок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох, а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох, произносить «ку-ка-ре-ку».
«Паровозик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.
«Часики»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.
«Насос»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
«Снегопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
«Кто дальше загонит шарик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
«Подуй на одуванчик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
Оздоровительные игры
«Ветер»
Цели игры: развитие координации движений, усвоение понятий «налево», «направо», «вверх», «вниз», формирование ритмичного дыхания.
Ход игры:
Педагог читает стихотворение, выполняя движения. Дети повторяют.
Я ветер сильный, я лечу
(Руки опущены, ноги слегка расставлены, Вдох через нос)
Лечу, свищу куда хочу:
(то же движение)
Хочу – налево посвищу
(Поворот головы налево, губы вытянут, В трубочку и надуты)
Могу подуть направо
(Голова прямо, делаем вдох, голова направо-
Выдох, губы трубочкой
Налево, потом прямо.)
Могу подуть вверх – в облака
(Голова прямо - вдох через нос, опустить
Голову так, чтобы подбородком коснуться
Груди – спокойный глубокий выдох через рот)
Но занят я, друзья пока.
Пока я тучи разгоняю
Я их движенье направляю.
(Ребенок делает круговые движения руками)
«Мышка и мишка»
Цель игры: формирование глубокого ритмичного дыхания, развитие координации движений, укрепление мышц позвоночника.
Ход игры:
Расскажите детям историю про большого медвежонка и маленькую мышку. Во время своего рассказа показывайте движения. Дети повторяют их за вами.
Какой большой у мишки дом
(надо выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох,
Поместился мишка в нем.
У мышки домик маленький,
Лишь для нее, удаленькой.
(Присесть, обхватив руками колени, опустить голову и на выдохе произнести звук «ш-ш-ш»).
Любит мишка ходить в гости к мышке.
(Ходьба по массажному коврику).
А потом наоборот,
Мышка в гости идет.
Рассказ с движениями повторяют 4-6 раз.
Важно! Следите за четкостью выполнения движений и за их координацией.
«Поезд»
Цели игры: улучшение дыхания, обучение умению действовать в коллективе и быстро реагировать на сигнал.
Ход игры:
Попросите детей встать в колонну, в затылок друг другу. Стоящий самым первым будет «паровозом». Остальные – «вагоны» - должны согнуть руки в локтях и взять за руки (повыше локтей) впереди стоящих игроков.
«Паровоз» гудит «ту-ту.» и отправляется в путь. «Вагоны» послушно следуют за ним, все время издавая звук. Сначала «поезд» движется медленно, но постепенно набирает ход – и игроки переходят на ускоренный ход, а потом по команде начинают двигаться медленнее до остановки -«Приехали!».
«Подпрыгни и подуй»
Цель игры: обучение правильному дыханию, адаптация дыхания и организма в целом к физическим нагрузкам.
Оборудование: воздушный шарик.
Ход игры:
Подвесьте воздушный шарик так, чтобы ребенок, проходя мимо него, мог подпрыгнуть и подуть на шарик. Победителем окажется тот, у кого шарик отлетит дальше. Не забудьте похвалить остальных!