Юлия Смирнова
Проект по формированию интереса к исследовательской деятельности и экспериментированию (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ»
Тема: «Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем – материалы мы изучаем и Незнайке помогаем».
Участники: дети группы №5, родители, воспитатели,
Возраст: 4 – 5 лет
Итоговое событие: создание альбома с зарисовкой проведенных опытов и их результатов.
Авторы проекта: Смирнова Юлия Викторовна, Захарова Ирина Анатольевна
Оглавление
Публикация «Проект по формированию интереса к исследовательской деятельности и экспериментированию (средняя группа)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
1. Целеполагание
2. Разработка проекта
3. Выполнение проекта
4. Презентация проекта
5. Подведение итогов
1. Целеполагание
Тема: Опыты ставим и наблюдаем, делаем выводы и обобщаем – материалы мы изучаем и Незнайке помогаем
Цель: формировать интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию
Теоретическое обоснование актуальности темы для педагогов, взрослого состава педагогического сообщества.
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, которые получены репродуктивным путем. Современные исследователи (А. И. Иванова, И. Э. Куликовская, О. В. Дыбина и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т. е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Задачи:
Линии развития:
Физическое
Воспитательные
Формировать гигиенические навыки, воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни через знакомство с водой и её полезными свойствами.
Развивающие
Развивать координацию, ловкость, силовые и скоростные качества.
Социально – личностное
Воспитательные
Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов
Развивающие
Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей
Образовательные
Формировать и расширять представления о разных материалах, их свойствах и способах использования
Познавательно - речевое
Воспитательные
Воспитывать бережное отношение к различным материалам
Развивающие
Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалах, из которых они сделаны.
Формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать своё решение
Образовательные
Знакомить с разными способами исследования предметов. Учить формулировать проблему и искать пути её разрешения доступными средствами.
Художественно – эстетическое
Воспитательные
Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
Развивающие
Развивать творческую активность,образное мышление. Формировать познавательный интерес в области художественного творчества.
Образовательные
Знакомить с новыми нетрадиционными изобразительными техниками (оттиск смятой бумагой, набрызг, кляксография с трубочкой)
Организация предметно – развивающей среды для реализации проекта
Центры развития
Центр книги.
Материал, подготовленный педагогом
Внести энциклопедии: «Почемучка. Детское справочное бюро», «Что, где, почему?», «Книга опытов для маленьких»
Материал, подготовленный родителями
Энциклопедии и книги по теме проекта
Центр экспериментирования
Материал, подготовленный педагогом
Внести в уголок образцы разных материалов: пластик, резина, древесина, металл и разные виды бумаги (тонкая, плотная, одноцветная, цветная, салфетная, обёрточная)
Галька, ракушки, морские камушки, сыпучие материалы.
Материал, подготовленный родителями
Образцы бумаги и ткани разных видов.
Центр сюжетных игр
Материал, подготовленный педагогом
Внести атрибуты для игры «Лаборатория»: лупы, мерные стаканы (минзурки, пипетки.
Материал, подготовленный родителями
Белые халаты, непромокаемые передники, одноразовые перчатки.
Центр настольно-печатных игр
Материал, подготовленный педагогом
Внести дидактические игры «Что из чего сделано?», «Найди пару»
Предпосылки к определению актуальности, цели проекта детьми и взрослыми.
(определены после проведённой диагностики – анкетирования родителей и опроса детей)
Для сотрудников ДОУ, воспитателей, преподавателей узких специальностей, родителей
Родители часто «пекутся» о познавательном развитии детей, подменяя его чисто техническими упражнениями в тетрадях на печатной основе, заучиванием букв, цифр. Им кажется, что это и есть истинное познание.
Воспитатели объясняют, что познание эффективно проходит только в деятельности, когда каждый ребёнок методом проб и ошибок достигает знания – вывода. Знания, полученные самими детьми, очень прочны и заставляют задуматься над другими проблемами. И данный процесс лучше всего проходит в деятельности экспериментирования.
Для детей
Хотят всё потрогать, проверить самостоятельно свои предположения. Даже совершив ошибку, придумывают новые пути познания, делясь с другими детьми и взрослыми.
Назревает необходимость деятельности по детскому экспериментированию и опытнической работе.
2. Разработка проекта
1. Провести анализ и выявить уровень знаний детей и взрослых по теме проекта.
2. Довести до участников проекта важность данной проблемы. 3. Подобрать методическую, научно-популярную литературу.
4. Разработать формы и методы работы по проекту с детьми и взрослыми.
5. Разработать критерии преобразования предметно – развивающей среды в соответствии с целью проекта.
6. Создать центр сюжетно – ролевой игры «Лаборатория».
7. Внести в центр экспериментирования эвристические накопительные шкатулки, коробки.
3. Выполнение проекта
Формы и методы работы с педагогами:
Консультации для педагогов:
«Связь детского экспериментирования с другими видами деятельности» «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования
Формы работы с родителями:
1. Анкетирование: «Если ребёнок лезет везде, опыты ставит на суше, в воде… Как вы считаете, нужно ругать? Или свободу познанию дать?»
2. Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
3. Создание сюжетно-игрового центра «Лаборатория»
4. Конкурс работ «Я – любознательный»
5. Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности»
Формы работы с детьми:
- Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Отгадай загадку»
«Кто что считал?»
«Что сначала, что потом»
«Найди пару»
«Узнай предмет»
«Подбери больше слов»
«Узнай на ощупь»
«Узнай звук»
Сюжетно – ролевые игры:
«Лаборатория»
«Отважные пожарные все вместе тушат дом, отважные пожарные вступили в бой с огнём»
«Нам приборы помогают, жизнь они нам облегчают»
«Экскурсия на выставку в научный музей» (роли: экскурсоводы, билетёр, научный руководитель)
- Продуктивные виды деятельности
1. Рисование на тему: «Деревянные игрушки», «Игрушки из металла и пластмассы», «Какие резиновые предметы есть в моём доме»
2. Лепка: «Что из чего сделано», «Вылепим посуду»
3. Аппликация с элементами моделирования «Клоун с воздушными шарами», «Посуда»
- Коммуникативная деятельность
Развитие речи: ситуативный разговор, беседа «Научные развлечения с простыми вещами», «Мои любимые игрушки. Из чего они сделаны?», «Откуда к нам бумага пришла? Какая бывает бумага, её свойства», «Что из чего сделано?», «Узнай всё о себе, воздушный шарик», «Игрушки из металла», «Что мы знаем о стекле и пластмассе», речевая ситуация «Описание предметов»
- Чтение художественной и научно - популярной литературы
«Пузырь, соломинка и лапоть» (русская народная сказка, энциклопедия «Почемучка» (об изобретении бумаги, «Как древние люди использовали дерево?», В Сутеев «Кораблик» (бумага, «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский, «Голубой колокольчик» (из хрестоматии владимирских авторов «Тропинка») (ткань, «Мамина работа» С. Баруздин, «Мой весёлый звонкий мяч», «Наша Таня.» А. Барто (резина)
- Двигательная деятельность
Подвижные игры: «Найди себе пару», «Пробеги тихо», «У ребят порядок», «Альпинисты», «Найди, где спрятано», «Самолёты», «Найди и промолчи»
- Познавательно – исследовательская деятельность
Эксперименты и опыты: «Что может бумажная гармошка», «Как бумага помогает говорить громче?», «Как падает лист бумаги», «Что падает быстрее: монета или лист бумаги», «Бумага, высекающая электрические искры», «Как отличить вареное яйцо от сырого», «Яйцо – собиратель тепла», «Тайны замороженного яйца». «Легко ли очистить сваренное яйцо от скорлупы», «Проверка на прочность». «Тонет – не тонет», «Пузырьки из ничего», «Тайны кипящего чайника»
Просмотр мультфильмов «Уроки тётушки Совы: предметы вокруг нас»
4. Презентация проекта
1. Подведение итогов конкурса «Я - любознательный»
2. Представление педагогами уголка экспериментирования в группе
3. Презентация альбома с зарисовками проведенных опытов и их результатов.
5. Подведение итогов
- Отчет педагогов о проведенном проекте и его результатах в рамках тематического педсовета Подведение итогов конкурса «Я - любознательный», награждение победителей и участников