СВЕТЛАНА КАЗАКОВА
Проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Научные забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект в ДОУ
Вид проекта - Исследовательско-творческий
Участники - Воспитатели, Дети, Родители
Продолжительность - годовой
Актуальность:
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности : «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
Публикация «Проект по экспериментально-исследовательской деятельности „Научные забавы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проблема:
В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
Цель:
Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Этапы реализации проекта :
1 этап – организационно – диагностический;
2 этап – формирующий;
3 этап – заключительный.
Ожидаемый результат:
1. Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
3. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
4. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
5. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Практическая значимость:
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.
1этап- Организационно – диагностический
Формы работы:
1. Анализ научной и методической литературы.
2. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
3. Подборка опытов с описанием проведения.
4. Организация предметно – развивающей среды.
Содержание деятельности :
Определение актуальности, проблемы, цели.
Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми.
Создание условий для детского экспериментирования :
Подбор оборудования для проведения опытов.
Приобретение набора «Опыты с водой».
2 этап- Формирующий
Формы работы:
Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями.
Содержание деятельности :
1. Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория «Почемучки» с необходимым для опытов оборудованием).
2. Работа с детьми:
образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.
3. Работа с родителями:
Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проектов.
3 этап- заключительный
1. Презентация- отчёт
2. Фотоальбом опытов
Формы работы:
1. Сравнительный анализ результатов
2. Перспективы
Содержание деятельности :
Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми.
Перспективный план работы с детьми:
Тема: Вода
1. «Какого цвета вода» (фокус, смешиваем цветную воду, радуга, какой цвет пропал);
2. «Есть ли у воды вкус и запах» (что будет если, холодная или тёплая вода лучше растворяет вещества);
3. «Что будет с водой на морозе»(цветные льдинки);
4. «Тонет – не тонет»;
5. «Что растворяется в воде» (мыльный гриб);
6. «Как очистить воду»;
7. «Чем солёная вода отличается от пресной»;
8. «Прозрачная вода может стать мутной»;
9. «Цветы лотоса»;
10. «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»;
11. «Песочные часы»;
12. «Взвешиваем песок»;
13. «На мокром песке остаются следы, отпечатки»;
14. «Песочная картинка»; «Узоры на подносе»; «Рисуем клеем»;
15. «Чудесные картинки»; «Рисунки песком»; «Игры песком: пластиковые бутылки»;
Тема: Воздух
1. «Что такое воздух» (сухой из воды, воздушные вихри);
2. «Воздух и запах»;
3. «Воздушные фокусы»(поднимание воды, кто держит открытку, почему не льётся вода);
4. «Воздух имеет вес»;
5. «Чем сильнее ветер, тем больше волны»;
6. «Ветер двигает корабли»;
7. «Волны»;
Тема: Песок
1. «Исследуем песок» (эксперименты в песочнице, песочные часы, взвешиваем песок);
2. «На мокром песка….»
3. «Песочные часы»;
4. «Взвешиваем песок»;
5. «На мокром песке остаются следы, отпечатки»;
6. «Песочная картинка»;
7. «Узоры на подносе»;
8. «Рисуем клеем»;
9. «Чудесные картинки»;
10. «Рисунки песком»;
11. «Игры песком: пластиковые бутылки»;
Перспективный план работы с родителями
Беседа дома с детьми: «Кто такие учёные?»; «Что такое эксперимент».
Просьба в приобретении набора для экспериментов с водой.
Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов и подготовить рассказ об его изготовлении и действии.
Беседа: «Как организовать игры с водой».
Цель: дать знания о том, как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой.
Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку.
Консультация: «Игра или экспериментирование».
Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.
Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.
Консультация для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Консультация для родителей
«Как экспериментировать вместе с ребёнком дома»
Консультация для родителей
«Домашняя лаборатория»
Консультация для родителей
«Организация детской познавательной деятельности в условиях лета»
Консультация для родителей
«Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»
Консультация для родителей
«Учим детей наблюдать»
Консультация для родителей
«Роль экспериментов в умственном воспитании детей»
Консультация для родителей
«Игры с песком»
Консультация для родителей
«Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребёнка»
Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани»
«Бумажная страна»
Памятка
Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?
Родительское собрание: показ презентации «Юные экспериментаторы».
Домашнее задание на зимние каникулы : провести опыт по выращиванию кристаллов соли; написать секретное письмо невидимыми чернилами (с фиксацией результатов).
Перспективы
• Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста;
• Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);
• Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
• Пополнять предметно – развивающую среду;
• Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.
2. Мониторинг в детском саду. Научно – методическое пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592с. +цв. вклейка.
3. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н. В. Гончарова и др., под ред. З. А. Михайловой. -2-е изд. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 255с.
4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. Ред.). М. :ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
6. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. /сост. О. А. Воронкевич. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.
7. Иванова И. А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М. : ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
8. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт. -сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
9. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010. – 128 с.
10. О. А. Зыкова «Экспериментирование с живой и неживой природой». Элти – кудиц 2012г.