Валентина Платонова
Проект по экологическому воспитанию «Природа — наш общий дом!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Аленушка» г. Новочебоксарска Чувашской Республики
Экологический проект в средней группе
«Природа – наш общий дом!»
Воспитатель :
Платонова Валентина Юрьевна
2022 г.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Природа — наш общий дом!“» размещена в разделах
Умение жить в гармонии с природой и окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. В результате при знакомстве детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания. Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе дошкольного образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и идеи. Дети чувствуют потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат болезни. Чем глубже ребенок познает тайны окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Главная задача взрослого - помочь ребенку самостоятельно найти ответы на вопросы. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее.
Цель проекта
Формирование основ экологического воспитания детей средней группы.
Задачи:
Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.
Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания. Развивать у дошкольников экологическое мышление, ответственность за свои действия по отношению к окружающей среде, наблюдательность и любознательность.
Воспитать способность видеть красоту окружающей природы, бережное отношение к ней, желание защищать и беречь всё живое. Продолжать формирование эстетических чувств, умение выражать их в творческой деятельности.
Тип проекта – долгосрочный, групповой, исследовательско – творческий.
Участники – воспитатели, дети средней групп, родители детей.
Предполагаемый результат.
У детей проявится интерес к объектам и явлениям природы. Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Дети смогут уверенно отличить и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года. Ребята узнают значение воды, воздуха в жизни всех живых объектов природы и ее свойства. Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений леса, сада, луга, поля, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.
Методы и приемы: Наглядные: демонстрация наглядного материала (иллюстрации, презентация)
Словесные: беседы, объяснение, словесные инструкции, чтение художественной литературы.
Практические: наблюдение, целевые прогулки.
Игровые: дидактические, подвижные, настольно-печатные.
Использование ИКТ
Программно-методические ресурсы:
- Николаева С. Н. «Юный эколог» - М. : Мозайка-Синтез,1999;
- Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду – М. : Мозаика-Синтез, 2009;
- Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» -М. : Просвещение, 2006.
Перспективный план
по экологическому воспитанию детей средней группы.
№ Тема Цель Форма работы
1 «Что растет на дереве, а что на земле?»(Фрукты, овощи.) Учить называть и различать по вкусу, цвету, форме и величине несколько видов овощей и фруктов. Продолжать знакомить детей с огородными и садовыми растениями. Учить их различать и заботится о них. Беседа. Рассматривание овощей, фруктов. Дидактические игры: «Что, где растет?», «Подбери пару», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом?», «Во саду ли, во огороде». Игра драматизация сказки «Репка». Аппликация «Фрукты на тарелке». Рисование: «Овощи». Экскурсия в огород. Поделки из природно-бросового материала. Презентация «Что растет на огороде».
2 Цветы на клумбе; почва. Познакомить детей со строением цветка: стебель, листья, цветы, корешки, имеет запах. Учить сравнивать их: находить сходства и различия. Закреплять знания детей о том, как правильно высаживать рассаду; что растениям надо для роста. Приучать детей ухаживать за растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Угадай по запаху». Целевая прогулка в огород. Поделки из природно-бросового материала. Исследовательская деятельность: «Высаживание рассады в клумбы на участке», «Уход за растениями»; «Как растения пьют воду?», «Зачем нужна земля?», «Есть ли в почве воздух?», «Как происходит загрязнение почвы?», «Сухая и влажная почва».
3. «Хлеб всему голова». Познакомить детей с профессией пекаря; учить различать хлебобулочные изделия. Воспитывать бережное отношение к хлебу; уважение к человеческому труду; познакомить с процессом выращивания хлеба. Чтение русской народной сказки «Колосок»; беседа по картине Шишкина и Куприянова «Рожь», «Уборка». Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Узнай на вкус»; Лепка из соленого теста.
4. Солнышко лучистое. Формировать понятие о том, что для жизни на земле нужно солнце.
Закреплять знания детей о пользе и вреде солнца для человека. Продолжать учить заботится об окружающей среде и природе. Прививать навыки правильного поведения в природе. Беседа с детьми о том, для чего нужно солнышко, как может быть опасно солнце, как правильно одеваться в солнечную и жаркую погоду. Дидактическая игра: «Солнышко и туча». Игровое упражнение «Солнечный зайчик». Подвижная игра «Солнышко и дождик». Презентация «Откуда взялись цветы?»
5. Путешествие в Осень. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе; показать объекты экологической тропы в осенний период. Экскурсия по территории детского сада с посещением цветника, огорода, хвойных и лиственных деревьев. Беседа о времени года - осень. Наблюдения за состоянием погоды на участке, за трудом взрослых. Чтение стихотворения Ерикеева "Осень". Рассматривание картины "Времена года". Дидактические игры: "Найди такой листок, как на дереве", "Кто скорее соберёт", "Так бывает или нет".
6. В хороводе деревьев. Накапливать впечатления о деревьях. Учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам. Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе. Находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать бережное отношение к растениям и деревьям. Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев. Отгадывание загадок. Дидактические игры: "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами", "С какого дерева листочек". Рисование "Разноцветные листочки".
Созданий гербарий. Поделки из природно-бросового материала.
7. Грибное царство. Познакомить детей с грибами. Учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка и т. д.). Дать знания о полезных свойствах грибов. Загадки о грибах. Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций. Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении. Лепка "Грибочки для белочки".
8. Птицы. Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач, снегирь). Расширять знания о жизни зимующих птиц зимой, об их повадках, питании. Дать понятие «перелетные» (почему некоторых птиц так называют, познакомить детей с характерными особенностями внешнего вида, поведения, питания. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим". Беседа о зимующих и перелё тных птицах: «Куда и почему улетают птицы»; Наблюдения за птицами на участке. Рисование "Птичка- невеличка. Лепка «Птички клюют зернышки». Отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Чтение стихотворения "Покормите птиц зимой". Дидактические игры: "Кто, где живёт", «Что за птица?». Подвижная игра :«Птичка и кошка». Изготовление кормушек.
9. Лесные жители. Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нем диких животных: как передвигаются, чем питаются, как спасаются. Учить видеть и называть отличительные особенности внешнего вида. Поощрять желание больше узнавать о них.
Воспитывать любовь и заботу к животным. Беседа о том, как дикие животные готовятся к зиме. Рассматривание картин с изображением диких животных. Игра -драматизация русской народной сказки «Теремок». Дидактические игры: «Кто где живет?», «Скажи ласково», «Найди детеныша». Просмотр презентации «Лесные жители осенью»
10. Вода- это жизнь. Дать представление о значении воды для всего живого, её ценность, показать способы очистки воды. Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество, с различным его состоянием. – показать, что вода нужна животным, растениям, человеку: вода – источник жизни, без воды не может жить ни одно живое существо. Беседа: «Вода- это жизнь». Изготовление цветных льдинок. Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)
Опыт «Вода жидкая, может течь, вода не имеет формы». Эксперимент «Как очистить воду?»
11. Зимушка-зима Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому. Беседа «Как много интересного бывает зимой». Аппликация "Деревья зимой" (коллективная, обрывание полосок). Рисование "Зимушка - зима".
Лепка из снега.
12. Воздух вокруг нас. Познакомить с понятием «воздух» и его свойствами (прозрачный, легкий, без запаха, ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть. Опыт «Что в пакете?». Игры с воздушным шаром и соломинкой. Надувание мыльных пузырей.
13. У бабушки в гостях. Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным. Отгадывание загадок о домашних животных. Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных. Дидактические игры: "Назови детёнышей", "Кто, где живёт", пазлы «Домашние животные». Лепка. Рисование по теме.
14. Снег, снег, снежок. Расширять представления детей о свойствах снега и льда; устанавливать элементарные причинно – следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Чтение русской народной сказки: Опыты со снегом- цветные льдинки. Рассматривание снежинок на улице во время прогулки. Рисование «Снеговик».
15. Посадка лука. Дать представление о луковице (желтая, круглая, гладкая, есть верхушка, корешок). Формировать навык посадки луковицы. Развивать интерес и желание ухаживать за ним. Загадки о луке. Рассматривание луковицы. Наблюдение за ростом лука. Сравнение вновь посаженной луковицы с ранее высаженной.
16. Весна пришла. Познакомить с характерными особенностями весенней погоды. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям. Беседа о весне. Рисование «Сосульки длинные и короткие». Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?». Аппликация «Лучок-зеленый бочок».
17. Я – человек. Познакомить с телом человека, его строением. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Беседы: «Чтоб с болезнями не знаться – надо правильно питаться»; «Чистота – залог здоровья»
Рисование «Девочка в длинном платье». Рассматривание книги «Мое тело». Дидактические игры: «Строение человека», «Угадай на вкус», «Запахи». Игры: «Кто я?», «Узнай по голосу».
18. Огород на подоконнике. Закрепить представления о луке, особенностях внешнего строения. Формировать представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).
Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним. Фиксировать представления детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой, сравнивать, анализировать. Посадка лука. Чтение сказок: «Вершки и корешки», «Репка». Рисование «Чиполино».
19. Природа и люди. Расширять знания детей о деревьях и кустарников. Воспитывать бережное отношение к родной природе. Просмотр учебного фильма. Рисование на данную тему.
20. Насекомые. Дать элементарные знания о жуках (майский, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым. Отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций. Дидактические игры: «Не сорока, не ворона», «Медведь и пчелы». Рисование бабочек.
Список использованной литературы
1. Бабаева Т. И. Дошкольник 4-5 лет в детском саду: Как работать по программе «Детство» : учеб. -метод, пособие / Т. И. Бабаева [и др. ]. - СПб. : Детство-Пресс, 2007. 7 2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! + СТ) I О. А. Воронкевич. - СПб. : Детство-Пресс, 2007.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! : дидактический материал для детей 4-5 лет (коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы) / О. М. Воронкевич. - СПб. : Детство-Пресс, 2008.
3. Соломенникова О. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009
4. Шорыгина Т. А. Зелё ные сказки: Экология для малышей. М. 2006.
5. ЩербаневаЕ. А. Занимательная экология. 201