Zamira bakowa
Проект по экологическому воспитанию «Земля — наш общий дом» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Земля – наш общий дом»
познавательно-информационный,исследовательский.
Участники проекта : Воспитатель, дети подготовительной группы «Звездочка»,родители.
Вид проекта : средней продолжительности
Срок выполнения проекта : с 10. 03 по 07.04 2023 г.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Земля — наш общий дом“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2023
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Краткая аннотация проекта
Я, Байкова Замира Худайбердиевна воспитатель, хочу ознакомить вас сегодня с проектом на тему «Земля - наш общий дом» для детей подготовительной группы
6-7 лет.
Продолжительность реализации проекта : среднесрочный.
Участники проекта – дети подготовительной группы «Звездочка», родители, воспитатель.
Тип проекта : познавательно-информационный, исследовательский.
Я поставила перед собой следующие цели:
Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Задачи проекта :
формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;
привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы;
Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. Знакомить с лекарственными травами нашего края;
Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках, поделках;
создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы
воспитывать у детей и родителей бережное отношение к объектам живой и неживой природы;
воспитывать интерес и любовь к природе родного края.
В рамках реализации Проекта «Земля наш общий дом» предусматривается разносторонняя деятельность с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников природы
По итогам проектной деятельности мы получили следующие результаты:
Повышение уровня знаний по экологии у детей;
Формирование нравственно экологического отношения к окружающей действительности;
Улучшение навыков экологической безопасности;
Расширение и закрепление знаний детей о природе родного края: его растительном и животном мире;
Обогащение словарного запаса детей новыми понятиями;
Расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Актуальность проекта.
Планета Земля - наш общий дом. Человек и природа – это одно целое, неделимое. Человек не может прожить без природы, несмотря на все достижения современной цивилизации и все необходимое для жизни. Поэтому каждый, кто живет на Земле, должен бережно и заботливо относится к своему дому, сохранять и оберегать богатства и ценности нашей планеты. Необходимо, с раннего детства учить детей любить и беречь все, что его окружает. Именно в период дошкольного возраста закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируютсяосновы экологического сознания. При условии качественного формирования этого направления, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.
С 2019-2022 учебных годов я работала по теме «Экологическое воспитание дошкольников». Тема мне близка, поэтому решила продолжить эту тему с детьми подготовительной группы. К тому же у ребят были поверхностные знания об объектах живой и неживой природы, они затруднялись рассказать о животных, растениях, не осознавали ценности природных объектов,не знали для чего они нужны. На низком уровне находились те показатели (логическое мышление, установление причинно-следственных связей, последовательность событий, которые необходимы в экологическом воспитании детей.
Экологические проблемы – это не только результат загрязнения окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия растущего дефицита экологического сознания. Только у подрастающего поколения можно сформировать экологическое сознание. Тогда человек будет считать себя частью природы. Наша задача - формирование у детей дошкольного возраста экологической образованности и культуры поведения к природе. Я уверена, что все приобретенные в это время знания в дальнейшем преобразуются в прочные убеждения.
Выдающиеся педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество нужно прививать с раннего возраста.
Большой вклад в разработку данной проблемы внесли П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева, Н. Н. Т. Е. Шорыгина Н. А. Рыжова и др.
Чтобы достичь намеченных целей экологического воспитания, необходимо просветить ребёнка, дать ему знания об окружающей среде, сформировать нравственные понятия, выработать у него навыки экологически грамотного поведения.
При составлении плана реализации своей работы я использовала современные источники, изучала литературу по экологическому воспитанию детей :
1. Николаева С. Н. " Методика экологического воспитания дошкольников" и "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве"
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа и условия её реализации в детском саду.
3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7лет. ТЦ «Учитель»
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду, Москва 2001.
5. Кондратьева Н. Н. «Экологическое воспитание дошкольников : проблема и некоторые подходы к её решению».
Ресурсное обеспечение:
Информационно-техническое:
- мультимедийный проектор,
- ноутбук,
- компьютер,
Информационное обеспечение:
- интернет-ресурсы,
- выставка книг, уголок экологии в группе «Эколята-дошколята»;
- дидактические игры;
- наглядные, дидактические и раздаточные материалы;
- художественные, познавательные и научно-популярные произведения;
- видео носители информации; иллюстрация и репродукция картин,
- художественные, учебные, научно-популярные и другие фильмы,
- конспект занятий,подборка опытов;
Цель проекта :
Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Задачи проекта :
Дошкольники:
формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту;
привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы;
Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. Знакомить с лекарственными травами нашего края;
Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках, поделках;
создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы
воспитывать у детей и родителей бережное отношение к объектам живой и неживой природы;
воспитывать интерес и любовь к природе родного края.
Воспитатели :
Создание при реализации проекта доброжелательную атмосферу, чтобы вызвать у всех участников положительные эмоции.
Родители: Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;
Расширить знания родителей о значении экологических знаний в развитии детей.
Реализация проекта и его описание :
№ Содержание работы Сроки исполнения Ответственный
Подготовительный этап
1. Определение темы; название проекта;раскрытие проблемы, определение целей, задач;
Создание плана реализации проекта. Март, Байкова. З. Х
3. Подбор методического и наглядного материала. Март, апрель Байкова. З. Х
4. Оформление информационных уголков для родителей «Экологическое воспитание» «Прикоснись к природе сердцем».
Памятка для родителей «Берегите Землю» Март, апрель Байкова. З. Х
Основной (планирование и организация деятельности)
№ Содержание работы Сроки исполнения Ответственный
1 Оформление выставки работ Март, апрель Байкова. З. Х
2. Проведение НОД; бесед; игры.
Экскурсия по территории детского сада, прогулки, наблюдения. Март, апрель воспитатель;
родители и дети
3. Индивидуальная работа с детьми
Проведениемероприятийпосредствомсказочныхгероев «Эколят»-друзейизащитниковприроды; Март, апрель Байкова. З. Х;
Заключительный этап
№ Содержание работы Сроки исполнения Ответственный
1 Выставка детских работ.
Март, апрель Байкова. З. Х
2 Акция «Все в наших руках»;
Посадка семян для рассады;
Викторина по экологическому воспитанию «Знатоки природы!»
Участие в конкурсе по сбору макулатуры: «Спасем деревья с Эколятами»;
Итоговое открытое занятие: «День Земли с эколятами»;
Участие в конкурсе проектов лучший педагогический проект : «Земля наш общий дом» Март, апрель
Байкова. З. Х
Тематический план работы с детьми в рамках проекта
Дата Содержание работы участники
Четверг
09.03 Подготовка к проекту «Земля– нашобщийдом» воспитатель
Пятница
10. 03 Утренний круг беседа: «Кто где живет»
НОД
1. Коммуникация: Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели»
2. Конструирование оригами «Гусь»
Наблюдение за березой
П/ игра: «У медведя во бору»
Трудовая деятельность: Чистка дорожек от снега
Вечерний круг:
Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесная газета»
Д/игры Лото «Мирживотных»,«Птицы»
С/р игра «Путешествие вокруг Земли» воспитатель, дети
Понедельник
13. 03 Утренний круг: «Мы друзья природы»,
НОД
1. Художественно-эстетическое развитие рисование «Планета Земля- глазами детей»
2. ФЭМП «В гости эколятам-дошколятам»
Наблюдение: «Что изменилось на нашем участке»
П/ игра: «Медведюшка»
Вечерний круг:
Чтение художественной литературы: Л. Толстой «О муравьях»
Рассматривание картин «Как вести себя в лесу»
Д/ игра «Вершки и корешки». воспитатель, дети
Вторник
14. 03 Утренний круг беседа: «Можно ли просверлить Землю насквозь?»
НОД
3. Чтение худ. чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»
Проблемная ситуация. «Мы –друзья природы?»
Наблюдение «Шла по поселку собака»
П/ игра:«Поймай комара»
Вечерний круг:
Чтение художественной литературы: Пословицы и загадки о природе.
рассматривание картин о природе, художника И. И. Левитана «Март»
Самостоятельная деятельностьрисование «Ктоживетвлесу» воспитатель, дети
Среда
15. 03 Утренний круг Индивидуальная беседа: «Каких птиц ты видел по дороге»
НОД ФЦКМ
1. «Птицы - наши друзья» - презентация
2. Художественно-эстетическое развитие Рисование
«Экологические знаки» разрешающие и запрещающие
Прогулка: За изменением продолжительности дня
Труд в природы «Накорми птиц»
П/ игра: «Лягушки и цапля».
Прослушивание «Звуки леса»,
Чтение художественной литературы: отрывок из книги Экологические сказки Т. А. Шорыгиной «Маленькие путешественницы».
рассматривание и обсуждение иллюстраций картин атлас «Животный мир».
Словесные игры: «Мир вокруг нас»
Предложить раскраски, пластилин по данной теме. воспитатель, дети
Четверг
16.03
Утренний круг беседа: «О мусоре и о том, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше»
НОД
1. Проведение конкурса «Человек и природа «Космическое путешествие»
Художественно-эстетическое развитие
2. Аппликация «Скворцы прилетели»
Прогулка: наблюдение за облаками
П/и «Птички в гнездышках»,
Экологическая игра «О чём просят комнатные растения?» (свет, тепло, воду).
Вечерний круг: Чтение художественной литературы: чтение из книги В Дуров «Мои звери»
Детское лото «Зоопарк»
С/р игра «Зоопарк» воспитатель, дети
Пятница
17. 03 Утренний круг беседа: «Живая не живая природа»
НОД
1. Коммуникация: Творческое рассказывание «Времена года»
2. Конструирование оригами +рисование «Грачи»
Наблюдение: За погодой
П/ игра: Игра-соревнование: «Осы, пчёлы, шмели».
Игровая ситуация. «Как правильно вести себя в природе»
Прослушивание П. И. Чайковский «Времена года»
Вечерний круг:
Чтение художественной литературы: М. Горький «Воробьишко»
Д/игра «Ктогдеживет» воспитатель, дети
Суббота
Воскресенье
18-19.03 Консультация для родителей «Экологическое воспитание ребенка в семье»
Просмотр мультфильмов «Загадкиводы»; «ПодарокЁжика»; СказкинародовСоветскогоСоюза «Отчего?Почему?Как?» Воспитатель, родители, дети
Понедельник
20. 03 Утренний круг: инд. беседа «Как изменилась одежда людей с приходом весны?»
НОД
1. Художественно-эстетическое развитие рисование «Мать-и-мачеха» нетрадиционной форме (зубная щетка, бумажный тампон, вилка, кисточка)
Участие в акции «Все в наших руках»
(создание экологического плаката «Земля наш дом»)
Наблюдение за таянием снега.
Труд: соблюдение чистоты на площадке группы
П/ игра: «Совушка»
Игровые упражнения: «К дереву беги»
Вечерний круг:
Чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь», «Март»,
Рассматривание иллюстраций на тему:«Дикиеживотные»
Д/ игра «Кто, чем питается», воспитатель, дети
Вторник
21. 03 Утренний круг беседа: «Жители леса»(о животных нашего края).
НОД
3. Чтение худ. литературы: Заучивание стихотворения
З. Александрова «Подснежник»
Прогулка: наблюдение за ветром
П/ игра «Волк и зайцы»
Вечерний круг:
Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Ворбьишкина весна»
Рассматривание книг: «Перелётные и зимующие птицы России» воспитатель, дети
Среда
22. 03 Утренний круг беседа: «Путешествие по глобусу»,
НОД ФЦКМ
1.. «День Земли – всемирный праздник»
«Земля- наш общий дом» презентации
2. Художественно-эстетическое развитие Рисование «Эколята–защитники природы»
Наблюдение за солнцем и облаками.
П/игра «Мыши в кладовой»
Вечерний круг:
Чтение художественной литературы: «Голубая птица» Е Александровой.
Д/Игра «Какая я птичка», воспитатель, дети
Четверг
23.03
Утренний круг беседа: «В мире редких растений. Знакомство с красной книгой»
НОД Художественно-эстетическое развитие
2. Лепка «Скворцы прилетели»
Наблюдение за деревьями.
П/ игра: «Найди свой домик»
Труд в природе «Посадка семян» (циннии, бархатцы)
Игровая ситуация «Разбери мусор»
Вечерний круг: Чтение художественной литературы.
Е. Чарушин из книги Зверята «Лисята», «Барсук»
Словесные игры «Узнай животное по описанию» воспитатель, дети
Пятница
24. 03 Утренний круг беседа: «Хорошо там, где не мусорят»
НОД
1. Коммуникация: Пересказ рассказа по опорным картинкам: «Скворцы прилетели».
2. Конструирование: оригами- «Рыбка»
Наблюдение за таянием снега и ручейками на участке д/сада
П/ игра: «Коршун и наседка»
Вечерний круг:
Чтение художественной литературы: Экологические сказки
Т. А. Шорыгиной «Родничок»
Д/ игры «Когда это бывает?».
С/р игра «Защитникиприроды»,
Рассматривание предметных и сюжетных картинок «Растения»,«Насекомые». воспитатель, дети
Понедельник
27. 03 Утренний круг индивидуальная беседа: «Насекомые»,
НОД 1. Художественно-эстетическое развитие рисование:«Морские обитатели морей»
Наблюдение за изменениями в природе
П/ игра: «Лягушки»
Проговаривание и объяснение смысла пословиц и поговорок по теме
Вечерний круг:
Чтение художественной литературы: М. Пришвин «Разговор деревьев»
Д/игра «Что где растёт», воспитатель, дети
Вторник
28. 03 Утренний круг: индивидуальная беседа «Каких птиц ты видел по дороге»
НОД
3. Чтение худ. лит-ры:р. н сказка «Лиса, заяц и петух»
П/игра «Ястреб и ласточки».
Прослушивание «Звуки природы»,
Трудовая деятельность: Убираем веточки на участке группы.
Вечерний круг Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесные домишки» «Грачи»
Д/ игра «Съедобное-несъедобное» воспитатель, дети
Среда
29.03 Утренний круг беседа «Природная аптечка»
НОД ФЦКМ
1. НОД региональный компонент знакомство
«Красная книга –смоленской области» -презентация
2. Художественно-эстетическое развитие рисование:«Подснежник»
Наблюдение за дождем через окно
П/игра «Охотники и звери»
Вечерний круг Чтение художественной литературы:
Викторина по экологическому воспитанию «Знатоки природы!»
Д/игра «Летает,плавает,бегает»… воспитатель, дети
Четверг
30. 03 Утренний круг индивидуальная беседа: «Какие деревья ты видел около детского сада»
НОД
2. Художественно-эстетическое развитие Аппликация «Ползающая гусеница»
Наблюдение Экскурсия по участку «Послушаем разговор весенних деревьев».
П/игра «Хитраялиса»
Вечерний круг: Чтение художественной литературы:
Обр. И. Соколова-Микитова «Волк и Лиса»
Рассматривание предметных картинок «Животныймирнашегокрая»
Д/и «Назови первые цветы». (подснежники, крапива, мать-и-мачеха воспитатель, дети
Пятница
31. 03 Утренний круг беседа: «Перелетные птицы»
НОД
1. Коммуникация: «Весна, весна на улице, весенние деньки»
2. Конструирование: оригами- «Лягушонок»
Наблюдение за деревьями, птицами, небом
П/ игра: «Веселые скворцы»
Вечерний круг:
Чтение художественной литературы: Н. И. Сладков из книги Азбука леса «Дятел», «Первоцветы, «Пчелы»
Д/ игры «Времена года» воспитатель, дети
Понедельник
03. 04 Утренний круг индивидуальная беседа: «Насекомые»,
НОД 1. Художественно-эстетическое развитие рисование + аппликация «Аист»
Наблюдение за изменениями в природе
П/ игра: «Коршун и наседка»
Прослушивание музыкальных произведений «Звуки птиц».
Вечерний круг:
Чтение художественной литературы: В. Бианкииз книги-сказки и рассказы о животных «Чей нос лучше»
Д/игра «Рыбак и рыбки». воспитатель, дети
Вторник
04. 04 Утренний круг: «Красная книга Смоленщины»
НОД
3. Чтение худ. лит-ры: К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
Наблюдение за солнцем
П/игра «Совушка-сова».
Трудовая деятельность: наблюдение и полив за рассадой
Вечерний круг Чтение художественной литературы: В. Бианки из книги Сказки и рассказы о животных: «Лесные домишки»
Д/ игра «Морские обитатели» воспитатель, дети
Среда
05.-04 Утренний круг беседа «Прилетают, не прилетают» (зимующие и перелетные птицы)
НОД ФЦКМ
1. НОД «Растения лечат»-лекарственные растения Смоленской области
2. Художественно-эстетическое развитие рисование: «Лекарственные растения»
П/игра «Солнышко и дождик»,
Прослушивание музыки: П. Чайковский Времена года «Апрель»
Вечерний круг Чтение художественной литературы: р. н. сказка «Журавль и цапля»
Д/и «Назови первые цветы» (подснежники, крапива, мать-и-мачеха) воспитатель, дети
Предполагаемые результаты:
Длядетей:
Повышение уровня знаний по экологии у детей;
Формирование нравственно-экологического отношения к окружающей действительности;
Улучшение навыков экологической безопасности;
Расширение и закрепление знаний детей о природе родного края: его растительном и животном мире;
Обогащение словарного запаса детей новыми понятиями;
Расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Дляродителей:
Вовлечение в обсуждение актуальных экологических проблем современного мира – участие в конкурсе по сбору макулатуры: «Спасем деревья с Эколятами»;
Дляпедагогов:
Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
Внедрение современных форм и новых методов работы по формированию экологического воспитания дошкольников;
Личностный и профессиональный рост;
Самореализация;
В ходе реализации проекта «Земля – наш общий дом» были достигнуты следующие результаты:
сформированы экологические знания у детей;
дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;
сформировано нравственно-экологического отношение к окружающей действительности;
Улучшены навыков экологической безопасности;
Закрепление знаний детей о природе родного края;
Словарный запас детей обогатился новыми понятиями;
Общий кругозор детей расширился, развились их творческие способности.
Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и определяет направление дальнейшей работы мероприятия экологической направленности.
Вывод:
Экологическое воспитание и экспериментирование оказывают разностороннее влияние на личность ребенка, на развитие его творческого воображения и мышления.
Таким образом, на основе вышесказанного
У детей:
• развился интерес к явлениям и объектам природы;
• расширились представления об условиях, необходимых для жизни растений;
• сформированы знания об особенностях образа жизни птиц, животных, насекомых;
• сформировались знания, как защищать природу, и бороться за ее сохранение;
• развилась речь, обогатился словарь;
• развились психические процессы: память, мышление, внимание;
• активизирована работа семьи по повышению уровня экологических знаний у дошкольников.
Необходимо проводить такую работу в дошкольном учреждении. Повышение уровня экологической воспитанности детей способствует выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер. И выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы.
Пусть на планете Земля будет чистый небосвод.