Ольга Фадеева
Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : обобщение и систематизация экологических знаний, вовлечение детей в творческую деятельность
Задачи:
1. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
2. Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
3. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
4. Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
Публикация «Проект по экологическому воспитанию в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2024
5. Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
6. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов;
7. Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
Гипотеза: для того чтобы у детей сформировать элементарные экологические знания и культуру поведения в природе, необходимо создать условия для развития проектной исследовательской деятельности детей.
Предполагаемые результаты:
-создание презентации;
-оформление картотеки свойств объектов неживой природы.
Паспорт проекта
Вид проекта : информационно-исследовательский
По продолжительности: краткосрочный
Срок реализации проекта : сентябрь 2023 – декабрь 2024
Участники проекта : педагоги, дети подготовительной группы и их родители.
Принципы реализации проекта
1. Принцип развивающего образования – деятельность каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития.
2. Принцип проблемности – активизация мыслительных функций, стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей.
3. Принцип доступности – учёт реальных умственных возможностей детей дошкольного возраста, уровня их подготовленности и развития.
4. Принцип сотрудничества – ориентация на приоритет личности, создание благоприятных условий для её развития.
5. Принцип индивидуализации – раскрытие личного потенциала каждого ребёнка.
6. Принцип системности – решение комплекса задач образовательной и воспитательной направленности, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Материально-технические ресурсы
-организация детской лаборатории неживой природы, где выделено место: для постоянной выставки (различные коллекции, редкие экспонаты, для приборов для хранения материалов (природного, бросового, неструктурированного, для проведения опытов;
-подбор и постоянная выставка научно-популярной и художественной литературы;
-обогащение и пополнение природного материала, специальных приборов-помощников для опытно-экспериментальной деятельности в детской лаборатории;
-использование современных технических средств обучения (мультимедиа).
-создание сборника наблюдений на прогулке, включающего тематические наблюдения, художественное слово и загадки.
-создание сборника опытов в лаборатории с детьми.
Ожидаемые результаты.
-будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
-дети поймут взаимосвязи в природе, станут более бережно относиться к природным ресурсам;
-разовьётся интерес к явлениям и объектам неживой природы;
-дети начнут экспериментировать, анализировать и делать выводы;
-дети будут интересоваться энциклопедиями, книгами о природе.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный : определение цели и задач, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детми и их родителями, подбор пособий, материала и атрибутов по теме проекта, проведение диагностики.
2 этап – основной: поиск ответов на поставленные вопросы.
3 этап – заключительный: обобщение и анализ результатов работы, формулировка выводов, составление рекомендаций.
Перспективный план работы с детьми подготовительной группы.
Работа по данному проекту обеспечивает комплексно-тематический подход в организации детской деятельности и интеграции образовательных областей.
Сентябрь
Тема: «Песочная фантазия»
Цель: познакомить со свойствами сухого и влажного песка.
1 неделя Наблюдение «Песок на участке»
Цель: познакомить со свойствами сухого песка. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.
Опыт «Песочный конус»
Цель: дать представление о том, что песок – сыпучее вещество и состоит из мельчайших камушков, движение песка похоже на течение.
Чтение «Сказка про песок и солнечный свет»
Цель: обогащать представления детей о свойствах песка. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, понимать и оценивать характеры героев.
2 неделя Наблюдение «Следы на песке»
Цель: познакомить со свойствами влажного песка. Развивать мышление и воображение, коммуникативные способности, интерес к художественному слову.
Опыт «Чудесные фигурки»
Цель: дать представление о том, что сырой песок хорошо формируется, при высыхании фигурки из песка рассыпаются.
Наблюдение «Сравнение песка и почвы»
Цель: дать представления о сходствах и различиях песка и слоя плодородной почвы. Развивать наблюдательность коммуникативные способности, умение сравнивать, интерес к художественному слову.
3 неделя Опыт «Песок пропускает воду»
Цель: определить, что песок впитывает и пропускает воду.
Творческая мастерская: рисование цветным песком.
Цель: продолжить знакомить со свойствами сухого песка. Познакомить с техникой рисования песком, развивать художественно-творческие способности, фантазию.
4 неделя Итоговое занятие «Песок в природе»
Цель: расширять представления детей о свойствах песка, его особенностях в природных условиях (дюны, барханы в пустыне). Познакомить с обитателями песчаных пустынь, путём эксперимента показать приспособляемость животных к жизни в пустыне. Познакомит со способами изготовления цветного песка.
Октябрь
Тема: «Эти загадочные камни»
Цель: познакомить с разнообразием камней и их свойствами.
1 неделя Рассказ воспитателя «Камни в природе»
Цель: познакомить детей с разнообразием камней в природе, их свойствами и особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам.
Опыт «Почему говорят: крепкий как камень?»
Цель: дать представление о том, что камни твёрдые, прочные, крепкие; учить сравнивать качества и свойства камня с другими предметами.
Опыт «Камень тяжёлый»
Цель: дать представление о том, что камни тяжёлые; научить определять вес предметов.
2 неделя Чтение Н. И Сладкова «Сушёные камни»
Цель: расширять представление о свойствах камней. Учить понимать содержание рассказа.
Опыт «Сравнение свойств камней»
Цель: познакомить детей с углём, мрамором, мелом; сравнить их свойства; рассказать об использовании их человеком.
3 неделя Просмотр мультфильма «Серебряное копытце»
Цель: расширять представления о драгоценных камнях. Учить воспринимать и осознавать образное содержание мультсказки, понимать и оценивать характеры героев.
Творческая мастерская: рисование на камнях.
Цель: познакомить с техникой рисования на камнях; развивать воображение, творческие способности.
4 неделя Итоговое занятие «Царство камней»
Цель: познакомить детей с некоторыми полезными ископаемыми, с их ролью в жизни людей. Рассказать о добыче полезных ископаемых, познакомить с профессиями: геолог, бурильщик, шахтёр. Закреплять представления о свойствах и качествах камней.
Ноябрь
Тема: «Самое удивительное вещество на планете»
Цель: выявить свойства воды. Познакомить с тремя агрегатными состояниями воды. Дать элементарные представления о круговороте воды в природе.
1 неделя Ситуация общения «Вода – помощница»
Цель: обогащать представления детей об использовании воды, формировать навыки бережного отношения и рационального использования.
Опыт «Какая вода?»
Цель: дать представление о свойствах воды (имеет вес, льётся, её качествах (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса).
Наблюдение «Белые лебеди в небе живут»
Цель: дать представления о том, что облака состоят из множества маленьких капелек воды. Развивать внимание, воображение, коммуникативные способности.
2 неделя Чтение И. Урядова «Сказка о воде», «Сказка о воде, самом чудесном чуде на земле»
Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе. Учить понимать образное содержание и идею сказки.
Творческая мастерская «Поэзия воды»
Цель: познакомить с техникой рисования по сырому слою, развивать воображение, творчески способности дете. Закреплять представления о некоторых свойствах и качествах воды.
Опыт «Пар – это вода»
Цель: расширять представления об агрегатных состониях воды. Дать представление о росе и тумане.
3 неделя Наблюдение «Что искрится на тропинке?»
Цель: дать представление о том, что лёд – это вода в твёрдом состоянии, познакомить с его свойствами. Учить устанавливать причинно- следственные связи. Развивать наблюдательность, коммуникативные способности, интерес к худржественному слову.
Опыт: «Лёд – твёрдая вода»
Цель: показать различия между состояниями воды: твёрдое и жидкое. Выявить свойства льда. Дать представление об айсбергах.
Исследование «Цветные льдинки»
Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде; развивать световосприятие.
4 неделя Итоговое занятие «Вода – источник жизни»
Цель: показать значение воды в жизни живой природы; закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует её; развивать наблюдательность; совершенствовать внимание, память, логическое мышление; воспитывать бережное отношение к воде. Учить проводить исследования; обобщать результаты опытов.
Декабрь
Тема: «Воздух фокусник»
Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве, познакомить со свойствами воздуха.
1 неделя Опыт «Что в пакете?
Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий.
Сказка про воздух «Добрый воздух» И. Ревю.
Цель: познакомить с воздухом как смесью различных газов. Дать представления о том, что в воздухе есть кислород, который необходим всему живому, растения насыщают планету кислородом. Формировать чувство экологической ответственности за поведение в природе.
2 неделя Наблюдение «Свойства воздуха зимой»
Цель: подвести к пониманию, какое из свойств воздуха меняется зимой (температура, учить аргументировать свои высказывания, развивать мышление, интерес к художественному слову.
Чтение «Как воздух заболел».
Цель: расширять представления о свойствах воздуха. Формировать желание заботиться о природе (не загрязнять воздух, заботиться о чистоте).
Опыт «Чем мы дышим?»
Цель: развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, наблюдательность; формировать начальные представления исследовательской деятельности.
3 неделя Ситуация общения «Как нужно правильно дышать»
Цель: дать представление о том, как важно правильно дышать – носом (а не ртом, чтобы в организм не попали пыль и микробы, при дыхании носом воздух очищается.
Экспериментирование «Поймай воздух»
Цель: закрепить представление о свойствах воздуха.
4 неделя Творческая мастерская «Волшебные воздушные пузырьки» (рисование мыльными пузырями)
Цель: закреплять представление о воздухе. Познакомить с техникой рисования мыльными пузырями. Учить дуть в соломинки до появления пенной шапки, прикладывать к ней лист бумаги, получать разноцветные отпечатки, дорисовывать детали. Развивать воображение, творческие способности.
Итоговое занятие «Воздух фокусник»
Цель: закрепить с детьми понятие «воздух» и его свойства (лёгкость, прозрачность, невидимость); роль в жизни человека и живой природы; развивать речь; воспитывать интерес к окружающей жизни, экспериментированию прививать любознательность.
Заключение
Анализ проделанной работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.
Дети научились экспериментальной деятельности с объектами неживой природы, научились делать выводы. Повысился уровень нравственно - экологической компетентности родителей.
В наше время проблема экологического воспитания вышла на первый план, и ей уделяют всё больше внимания. Причина этому деятельность человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Важно с раннего возраста воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например оставленному мусору. Показателями уровня экологического воспитании являются не только знания и поведение ребёнка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.
Детей с первых шагов нужно учить любить и беречь природу. Только тогда они будут чувствовать своё единство с ней, свою ответственность за неё.