Надеждина Надежда
Проект по экологическому воспитанию «Маленькие исследователи большого мира» в старшей группе
Актуальность проекта :
«Человек был и всегда останется сыном природы. И то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». (В. А. Сухомлинский)
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Маленькие исследователи большого мира“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
На сегодняшний день, пожалуй, впервые в истории, благодаря Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящий главной целью формирование успешной личности. Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Именно этот факт был взят за основу проекта.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Он по своей природе - исследователь. Чего только мы не находим в его карманах, какие только не слышим от него вопросы. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Исследовательская деятельность является условием развития любознательности, познавательных интересов ребёнка, активизирует мыслительные процессы. Для воспитания этой любознательной и деятельной личности мы, взрослые обязаны научить наших будущих «учёных», «инженеров», «агрономов», «планетологов» элементарным анализу и синтезу, умению сравнивать и классифицировать, доводить начатое дело до конца. А главное - научить ребёнка ощущать счастье первооткрывателя и экспериментатора.
Цель проекта :
Формирование культуры природопользования, развитие познавательного интерес у детей в процессе экспериментирования в летний период.
Задачи проекта :
Для работы с детьми
1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:
*Наблюдения за объектами неживой природы;
*Беседы о свойствах и значимости воды, воздуха, песка, глине, камней, почвы в жизни человека и живой природы в целом;
*Простейшие опыты с объектами неживой природы;
2. Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к окружающему миру.
3. Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
4. Формировать коммуникативные навыки.
Для работы с родителями
1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
2. Выполнять совместные задания по проекту.
Для педагога
1. Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
2. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.
3. Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.
4. Помогать детям добывать знания.
5. Оказывать воспитанникам помощь в подготовке и проведении презентации проекта.
Вид проекта : познавательно - исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Время реализации проекта : июнь 2019 г.
Участники проекта : воспитатель Самоныкина И. С., дети старшей группы, родители воспитанников.
Предполагаемый результат:
Для детей: Расширение знаний о свойствах воды, воздуха, почвы, песка, глины, камней, магнита и их роли в окружающем мире; формирование бережного отношения к природе; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Формы реализации проекта :
Формы работы с детьми:
Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение х/л, тематические прогулки, оформление фотоальбомов, коллекционирование.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий, конкурсы.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный
-Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, основного оборудования и материала для оснащения детской экспериментальной лаборатории
-Составление плана работы над проектом.
- Определение времени в режиме дня группы для реализации проекта.
- Разработка игр, конспектов НОД с элементами экспериментирования.
II этап – реализация проекта
Организованная образовательная деятельность
Песок и глина
Цель: Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем они отличаются, найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни.
- Беседы: «Животные и песок», «Где используют песок и глину».
- Чтение Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» : «О связи неживой и живой природы».
- Опыт 1.
«Легко ли сыплется песок и глина?»
- Опыт 2.
«Куда исчезла вода?»
- Опыт 3.
«Лепим из влажной глины и песка»
- Дидактическое упражнение «Узнай на ощупь».
- Конкурс на лучшую постройку из песка.
Камни
Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их особенностями, значением для человека.
- Беседа «Живые камни».
- Исследовательская деятельность :
1.«Какие камешки бывают».
2. «Камни твердые»
3. «Может ли камешек плавать?»
- Лепка «Разноцветные камешки и картины»
- Помощь в создании коллекции камней.
«Воздух
вокруг нас»
Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных.
- Исследовательская деятельность
Опыт№1
«Воздух невидимка»
Опыт №2
«Чем мы дышим»
Опыт №3
«Что легче: воздух или вода?»
Опыт №4
«Как поймать воздух?»
Опыт №5
«Можно ли взвесить воздух?»
Опыт№6
«Загадочные пузырьки»
Опыт №7
«Воздух сжимается»
- Игра на духовых музыкальных инструментах.
- Надувание воздушных шариков «Смешные мордашки».
- Игра-эстафета с воздушными шарами, ленточками, вертушками, мыльными пузырями
- Рисование «Нарисуй ветер»
«Чудесная кладовая – почва»
Цель: Дать первоначальные представления о составе почвы, ее свойствах.
- Исследовательская деятельность
Опыт №1
«В почве есть воздух»
Опыт №2
«Сжимание почвы»
Опыт №3
«Загрязнение почвы»
- Чтение Т. А. Шорыгина «Зеленые сказки» «Наша кормилица – земля», «Дождевой червяк»
III этап – обобщающий
-Презентация проекта :
Постановка сказки с элементами экспериментирования.
Представление опыта работы по проекту.