Ольга Тарасенко
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Идет, гудет зеленый шум…»
▼ Скачать
Подготовили:
Воспитатели : воспитатель 1 категории Тарасенко О. П., Ярошенко О. П.
МБДОУ №6 «Улыбка»
Г. Пролетарск, Ростовской области
Проблема:
Весна- самое короткое время, это период активного пробуждения природы. В разные годы оно проходит по- разному. В этот период у нас есть возможность для непосредственного восприятия детьми живой природы, расширения знаний об окружающем мире, углубления имеющихся знаний.
Актуальность:
Публикация «Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста „Идет, гудет зеленый шум…“» размещена в разделах
Мы, педагоги, при непосредственной поддержке родителей, должны научить наших воспитанников замечать изменения в природе, и реагировать на эти изменения заботой об окружающем нас природном мире. Поэтому был разработан экологический проект ««Идет, гудет зеленый шум…», благодаря которому, взрослыми будут созданы условия для общения детей с природой.
Цель: Создание условий для познавательного развития детей, развития экологической культуры, для развития речи и творческих способностей в процессе разработки и реализации проекта.
Задачи:
Обогащать и расширять представления детей о весеннем сезоне, о приметах весны;
-учить детей правильному поведению в природной среде;
-формировать исследовательский, познавательный интерес к природе;
-воспитывать экологическое сознание, нравственное отношения к окружающему миру;
-привлечь родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов; привлекать родителей к активному участию в проектной деятельности;
- формировать у детей умение видеть красоту в окружающей природе;
- обогащать, расширять и активизировать словарь детей за счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр;
-развивать связную речь через составление описательных рассказов о весне, перелетных птицах;
-развивать творческие способности через продуктивную деятельность;
-воспитывать любознательность и наблюдательность;
Проект будет использован в следующих видах деятельности: игровой, совместной, двигательной, продуктивной, исследовательской, творческой.
Участники проекта :
Педагоги Тарасенко О. П., Ярошенко О. П., муз. рук. Лебедева А. С., дети, родители.
Новизна проекта : заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.
Вид проекта : фронтальный, среднесрочный (02.03-31.05.2020г.)
Тип проекта : познавательно- творческий.
Методы: наглядный, словесный, практический, интерактивный.
Формы:
-ситуативный диалог.
-ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
- проведение НОД по данной направленности;
-чтение художественной литературы
- творческая мастерская по изо-деятельности;
- дидактические игры
-мультимедийные презентации
-выставки детских работ;
- культурно-досуговые мероприятия
№ Мероприятие (НОД, экскурсии, эксперименты, культурно-досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д, но обязательно интегрируемые) Социальные партнеры
1 Беседа «Что мы чувствуем, когда пригревает солнышко?»
Цель: учить детей выражать в речи свои чувства от ощущения света, тепла солнца, формировать интерес к природным явлениям. Развивать чувственный опыт, связную речь.
Воспитатели, дети.
2 Наблюдение: солнце ранней весной.
Цель: обсудить с детьми смысл поговорки о том, что зимой солнце светит, но не греет. Предложить ребятам найти на участке доказа-тельства того, что весеннее солнышко и светит, и греет (на открытых солнечных местах снег растаял, нагрелись предметы, появились первые насекомые и т. д.).
Воспитатели, дети.
3 Создание мини- огорода на подоконнике.
Цель: способствовать развитию любознательности и наблюдательности, прививать трудовые навыки. Воспитатели, дети.
4 Творческая выставка «Весенний портрет мамы»
Цель: Развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать портрет родного человека и передавать характерные особенности посредствам рисунка.
Воспитатели, дети.
5 Наблюдение за срезанными веточками – раскрытие почек.
Цель: способствовать развитию любознательности и наблюдательности. Воспитатели, дети, родители.
6 Экскурсия в парк.
Цели: углубление знаний о птицах, их видах, расширение кругозора, развитие интереса к окружающему миру.
Воспитатели, дети.
7 Творческая выставка «Букет для бабушки»
Цель: формировать желание отражать красоту природы в художественно- творческой деятельности,воспитывать уважительное отношение к родному человеку.
Воспитатели, дети.
8 Наблюдение за пробудившимися насекомыми.
Цель: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых, (их жизненных проявлениях, формировать реалистические представления о природе.
Воспитатели, дети.
9 Беседа: «Весна идет».
Цель: уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются птицы). Научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы. Воспитатели, дети.
10 Буклет «Поведение в природе весной»
Цель: воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Воспитатели, родители.
11 Праздник «Весенняя сказка» (8 марта)
Цель: доставить всем радость и хорошее настроение; активизировать на эмоциональный отклик в восприятии сценических действий в сюжете праздника.
Воспитатели, дети, родители.
12 Д. и. «Ходят капельки по кругу»
Цель: Закреплять знания о круговороте воды в природе.
Д. и. «Я знаю»
Цель: Закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.
Д. и. «Узнай птицу по силуэту»
Цель: Закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.
Д. и. «Какая птица перелетная или зимующая?» Цель: развивать умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
Воспитатели, дети.
13 Беседа: «Птицы весной»
Цель: способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека).
Воспитатели, дети.
14 Презентация детского проекта «Как весной просыпаются деревья».
Цель: расширить знания детей о весенних изменениях в природе.
Дети, родители.
15 Д/игры «Чье гнездо?»
Цель: упражнять в подборе притяжательных прилагательных.
Д. и. «Который по счету?»
Цель: упражнять в порядковом счете на примере птиц.
Воспитатели, дети.
16 Буклет «Тише! Птицы на гнездах!»
Цель: воспитывать у детей бережное отношение к природе. Учить правильно вести себя в природе, чтобы не навредить птицам.
Воспитатели, родители.
17 Конкурс чтецов по теме «Весна идет- весне дорогу»
Цель: знакомить детей с творчеством поэтов, тренировка детей в выразительном исполнении стихотворений, продолжать формировать у детей желание отражать красоту художественного слова в художественно- творческой деятельности.
Воспитатели, дети, родители.
18 Познавательное развлечение «День птиц»
Цель: пополнить знания детей о перелетных птицах, их поведении в весенний период, воспитывать любознательность, наблюдательность.
Воспитатели, дети, родители.
19 Лото «Птицы»
Цель: учить договариваться о взаимодействии, обсуждать игровые действия, закрепит названия птиц.
Воспитатели, дети.
20 Творческая выставка «Птицы весной»
Цель: Развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках.
Воспитатели, дети.
21 Наблюдение: растения в апреле.
Цель: предложить детям рассмотреть луковичные растения клумбы, рассказать, что позволяет этим растениям расцветать уже в апреле, об особенностях их строения. Помочь составить коллективный рассказ о прекрасных цветах
Воспитатели, дети.
22 Беседа: «Берегите природу»
Цель: воспитывать у детей бережное отношение к природе. Учить правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей.
Воспитатели, дети.
23 Д/игра «Четвертый лишний»
Цель: учить классифицировать птиц, используя обобщающие слова- «перелетные» и «зимующие» птицы, развивать внимание, логическое мышление, память.
Воспитатели, дети.
24 Познавательное развлечение «День Земли».
Цель: побуждать детей проявлять внимание к окружающей среде нашей планеты.
Воспитатели, дети.
25 Беседа «Природа весной. Первоцветы»
Цель: отметить изменения в природе, вызвать эстетические переживания. Воспитатели, дети.
26 Трудовой десант- «Забота о нашем парке»
Цель: воспитывать бережное отношение к окружающей природе. Родители, воспитатели, дети.
27 Акция «Берегите первоцветы» с высадкой цветочных растений
Цель: Учить правильно вести себя в природе.
Воспитатели, дети, родители.
28 Экологическая викторина ««Деревья нашего парка»
Цель: способствовать развитию познавательного интереса к миру природы.
Воспитатели, дети, родители.
29 Участие в районной акции «Посади и ты дерево»
Цель: пробудить в детях осознанно-правильное отношение к природе, желание предпринимать определенные действия по ее сохранению и расширить взаимодействие с социальными службами города и семьями воспитанников.
Воспитатели, дети, родители.
30 Участие в конкурсе «Пасхальный сувенир»
Цель: приобщение жителей города Пролетарска к православной культуре и традициям и нравственным основам народного творчества.
Родители, воспитатели, дети.
31 Беседа «Жизнь диких зверей весной».
Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями в жизни зверей
Воспитатели, дети.
32 Д. и. «Четвертый лишний». Цель: Учить классифицировать цветы, использовать в речи обобщающие слова- комнатные растения, садовые, полевые.
Д. и. «Назови как можно больше признаков». Цель: активизировать словарь за счет имен прилагательных, обозначающих характерные признаки цветов (садовых, полевых, комнатных, согласовывать имена прилагательные с существительными в числе и роде.
Д. и. «С чем корзинка» Цель: учить правильно использовать предлог «С»
Д. и. «Назови ласково». Цель: учить образовывать имена существительные и прилагательные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов Воспитатели, дети.
33 Театрализованная деятельность. Разыгрывание сказки «Паучок».
Цель: развивать умение разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
Воспитатели, дети.
34 Участие в районном конкурсе по театрализации «Театр Детства»
Цель: содействовать развитию творческих способностей детей и подростков, формирование у детей духовной культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своего народа.
Воспитатели, дети.
35 Д. и. «Найди насекомых»
Цель: согласовывать имена прилагательные, обозначающие признаки насекомых, с существительными, обозначающими насекомых.
Д. и. «Четвертый лишний».
Цель: классифицировать насекомых, использовать в речи обобщающие слова «Насекомые»
Д. и. «Помоги рассказать».
Цель: учить правильно подбирать к глаголам нужные по смыслу приставки : под-,при-, пере-
Д. и. «Ласковая фея».
Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно- ласкательныхсуффиксов.
Д. и. «Бабочки- хвастуньи». Цель: образовывать превосходную степень прилагательных.
Воспитатели, дети.
36 Презентации: «Первоцветы»
«Приметы весны в пословицах и поговорках»
«Весна в картинах русских художников»
«Весна в поэзии русских поэтов»
Цель :продолжать формировать экологически грамотное отношение к природе, систематизировать знания детей.
Родители, воспитатели, дети.
37 Викторина по весенней тематике в интеграции с математикой.
Цель: упражнять в совместной командной деятельности, развивать быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.
Воспитатели, дети.
38 Чтение по теме «Весна»
1. С. Михалков «А что у вас?».
2. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
3. С. Маршак «Круглый год»
4. Г. Скребицкий «Апрель», «Март».
5. В. Бианки «Три весны», «Апрель»
6 Г. Ладонщиков «Помощники весны
7. И. Соколов-Микитов Ранней весной», «Лесные картинки», «Весна в лесу»
8. М. Пришвин «Весна в лесу», «Какого цвета весна?», «Деревья в плену»
9. Н. Сладков «Медведь и солнце», «Весенние ручьи», «Любитель цветов», «Бегство цветов»
10. В. Стюарт «Подснежник»
11. Г. Арманд - Ткаченко «Начало весны»
12. П. Радимов «Март»
13. Н. Плавиновщиков «Капель, проталины»
14. О. Высотская «Разговор с весной», «Мимоза»
15. «Двенадцать месяцев» (славянская сказка)
16. сказка «Весенняя песенка»
17. Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»
18. И. Токмакова «Весна»
19. В. Бианки Как звери и птицы весну встречают»
20. Русская народная сказка «Заюшкина избушка»
21. П. Соловьёва «Подснежник»
Воспитатели, дети.
39 Участие детей во всероссийском конкурсе «Апрель»
Цель: содействовать развитию творческих способностей детей. Воспитатели, дети, родители.
Ожидаемый результат:
-дети обогатили и расширили представления о весеннем сезоне и приметах весны;
-дети закрепили знания о правильном поведении в природе;
-у детей проявляется интерес к исследовательской деятельности в природе,
-дети познакомились с загадками, пословицами, поговорками, сказками, стихами, экологическими играми;
- дети составляют описательный рассказ о весне, перелетных птицах;
- родители приняли активное участие в проектной деятельности.
Используемая литература:
Рабочая программа старшей группы
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №6 «Улыбка»
г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
на 2019-2020 учебный год
«Перспективно- тематическое планирование старшей группы на 2019-2020 уч. г.
Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшей группы. Волгоград: Учитель, 2012.- 364 с.
Соломенникова О. А. «Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий» : : МОЗАИКАСИНТЕЗ; Москва; 2010
Е. Ульянова «Экологические сказки», «Энциклопедия для малышей в сказках. Продолжение.» Издательство: Феникс-Премьер, 2017 г.
Лучич М. В. «Детям о природе, книга для воспитателя детского сада» М. : Просвещение, 1989. — 143 с.
Л. Н. Калмыкова «Картотека тематических пальчиковых игр»
Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» : Учебное пособие. – М. Просвещение, 20000
Интернет-ресурсы.
Борисенко М. Г., Лукина Н. А.
10. «Птицы» .— СПб. : Паритет, 2005.— 16 с. + цв. вкл. (Серия «Грамматика в играх
Русланова Н. С.
Дидактический материал для развития лексико-грамматических
категорий у детей 5-7 лет : Птицы. — М. : АРКТИ, 2005. — 32 с: ил.
Л. Г. Селихова «Интегрированные занятия. Ознакомление с природой и развитие речи.» Для работы с детьми 5-7 лет. Издательство «Мозаика- Синтез 2005г»
Т. А. Шорыгина
«Какие звери в лесу?» Москва Издательство ГНОМ 2014. -79с
Т. А. Шорыгина
«Насекомые. Какие они?» Москва Издательство ГНОМ 2014. -47с
Т. А. Шорыгина
«Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы» Москва Издательство ГНОМ 2000. -63с.
Л. А. Владимирская
«От осени до лета» Издательство «Учитель» 2013. - 159с