людмила тюбарова
Проект по экологическому воспитанию «Сохраним лес от пожара» для старшей и подготовительной групп
▼ Скачать + Заказать документы
Практический природоохранный проект :«Сохраним ЛЕС от пожара»
Участники проекта : дети старшей и подготовительной группы, родители, воспитатели групп
Актуализация темы
«Берегите Землю. Мы не получили ее в наследство от наших дедов. Мы взяли ее взаймы у наших детей»
(кенийская пословица)
Публикация «Проект по экологическому воспитанию „Сохраним лес от пожара“ для старшей и подготовительной групп» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Пожар в лесу. Бережем лес от пожара
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Лес - это сложная экосистема, где множество разных обитателей уживается на одной территории и используют деревья, как среду обитания. Изменение одного звена (леса) влечет за собой изменение во всех остальных звеньях (животные, растения, воздух).
Лес – это место оздоровления и отдыха в любое время года. Люди получают много радости, эстетического наслаждения, гуляя в березовой роще, сосновом бору. Собирая грибы в ельнике.
Лес постоянно подвергается опасности возгорания, которое происходит не только от длительной жары и сухой погоды, но и от неосторожного обращения людей с огнем. Пожар в лесу – это главная его беда: уничтожаются громадные площади живых деревьев, погибают животные, страдают люди. Поэтому мы постоянно проводим просветительскую работу по охране лесов от неосторожного обращения с огнем, начиная с самого раннего возраста. Ведь каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Огромное значение в воспитании бережного отношения к природе несут родители детей. Именно в сотрудничестве и при непосредственном участии родителей и детей детского сада проводим всю работу, связанную с природоведческой деятельностью.
Мы углубленно занимаемся пропагандой пожарной безопасности в ДОУ и за пределами детского сада. Так как в нашем учреждение есть отряд «Юные пожарные» ,это дети старшей группы «Солнышко». А также мы тесно сотрудничаем с пожарной частью №19, проводим различные мероприятия и экскурсии, связанные пожарной безопасностью. Соответственно тема проекта нам актуальна.
Цель проекта : Привлечение внимания родителей и детей к проблемам лесных пожаров и пропаганда природоохранной деятельности: безопасное поведение в лесу. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка :
-Показать значение леса для жизни животных и людей, познакомить с особенностями некоторых деревьев.
-Создавать условия для получения детьми представлений об опасности лесных пожаров, формировать навыки безопасного поведения в лесу.
-Активизировать работу с семьей по проблеме формирования осознанного безопасного поведения в лесу.
-Воспитывать социально значимые личностные качества: целеустремленность, организованность, инициативность.
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
- обеспечение непрерывности экологического образования в системе: ДОУ – семья.
Таким образом, задачи экологического воспитания в ДОУ – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой осуществляется привитие основ экологической культуры у детей.
Значимые мероприятия проекта :
1. Участие в спортивном конкурсе-празднике по пожарной безопасности в парке Космонавтов (см. приложение)
2. Участие и организация районного мероприятия к дню Пожарной охраны. (см. приложение)
3. Развлечение «Юные пожарные спешат на помощь»
Принципы реализации проекта :
- Систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров.
- Целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
- Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся.
- Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.
Ожидаемый результат:
-Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов, практических занятий.
-Профилактика панического страха перед огнём.
-Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара, их отработка до автоматизма.
-Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.
-Изменение отношения родителей к данной проблеме.
Пояснительная записка
Проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников признается одной из приоритетных в сложном современном обществе. Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Не для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам пожарной безопасности обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления активности, правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов обучения дошкольников пожарной безопасности в образовательную практику, а целенаправленная работа, специально организованное обучение детей умениям и навыкам. Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой раст т и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность взрослых - поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях. Участившиеся в последнее время трагические случаи пожаров и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости вести систематическую работу с детьми и родителями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т. п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка. Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией о мерах по предупреждению пожаров и борьбе с ними, а родители подходят к этой проблеме с полной ответственностью и убеждены в необходимости проводимых мероприятий по пожарной безопасности. Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду строится на наглядных методах. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении интеллектуального развития детей.
Пожар – это реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью и материальным ценностям граждан. Зачастую в ходе его возникновения самой уязвимой частью участников пожара являются дети. Обеспечение пожарной безопасности в детском саду предполагает устранение возможных причин неконтролируемого возгорания, обеспечение образовательного учреждения техническим оборудованием для его тушения и другие меры. Не все причины возникновения пожара зависят от людей, однако есть и такие, за которые ответственны сами люди. Это, в первую очередь, неосторожное обращение с огнем и неправильное использование электрических приборов. С целью устранения этих причин необходимо проводить профилактическую работу с детьми, педагогами и родителями. В дошкольных образовательных учреждениях в обязательном порядке объясняются правила пожарной безопасности для детей.
Меры пожарной безопасности в детском саду означают соблюдение противопожарного режима и техники безопасности на местах, обеспечение учреждения системами противопожарной защиты, проведение профилактических мероприятий. Эти меры значительно уменьшают вероятность возникновения пожара и облегчают спасательным службам непосредственно защиту и спасение людей от огня.
Детская пожарная безопасность – это целый ряд образовательных, воспитательных и профилактических мероприятий. В детском саду должны проходить мероприятия по пожарной безопасности, творческие конкурсы и другие. Мероприятия, которые предусматривает детская пожарная безопасность, должны сопровождаться соответствующим техническим оборудованием и учебно-методическими материалами. Пожарная безопасность в детском саду предполагает первичное формирование у воспитанников представлений о пожаре, об опасности огня, о порядке действия во время пожара. Занятия могут проходить в форме игр и творческих конкурсов, а также небольших лекций педагога с применением наглядного материала. Правила пожарной безопасности для детей также как соблюдение правил дорожного движения, должны стать привычкой. В этом случае, отправляя своего ребенка в детский сад, родители могут быть за него спокойны.
План-график реализации проекта
№ Наименование мероприятия Результат Дата проведения
1. Работа с родителями. Презентация проекта по противопожарной безопасности «Чтобы не было беды Анкетирование родителей по теме проекта. Родители получили много новой информации. 16.04.2019г.
2. Беседа с детьми «Эта спичка - невеличка». Дидактическая игра «Огнеопасные предметы». Лото осторожностей. Чтение произведения К. И. Чуковского «Путаница».
НОД «Спички - не игрушка, огонь - не забава
Дети вспомнили правила поведения при пожаре и какие предметы огнеопасны. 16.04.2019г. -18.04.2019г.
3. Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.
Игры-соревнования.
Чтение стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа»
Спортивное соревнование «Пожарные на учении»
Дидактические игры: "Слушай внимательно", "Угадай профессию", "Разложи по порядку", "Собери картинку".
Ребята знают как ориентироваться в пространстве помещения (группы,
квартиры)
Выделять на плане выход из помещения
Знать первые действия при пожаре Знать порядок действий при пожаре
17.04.2019г. -19.04.2019г.
4. Выставка рисунков детей и родителей по теме «Защитим лес от пожаров»
Было нарисовано 50 рисунка принимали участие 50 детей и 70родителей 22.04.2019-26.04.2019г.
5. Экскурсия в пожарную часть №19,совместное мероприятия с пожарной частью Детишки получили кучу эмоций и новых знаний по пожарной безопасности 25.04.2019г.
6. Выпуск буклетов, плакатов, оформление стендов Информацией были оснащены все группы доу 17.04.2019-25.04.2019г.
7. Участие во Всероссийском конкурсе плакатов «Убережем природу от пожаров Участвовала 10 детей и 10 родителей Получили призовые места 1и 3 место. 31.03.2019г.
8. Участие и организация районного мероприятия к дню Пожарной охраны. «Семья за пожарную безопасность» Участвовали 10 семей и получили сертификаты за участие в мероприятие 27.04.2019г.
9. Участие в акции «Спасем лес от пожара". Цель: уборка В парке «Берёзовая роща» Совместно с родителями. Участвовало 18детей и 20 взрослых 20.04.2019г.
10 Рассказ детей о правилах пожарной безопасности младшей группе Участвовало 20 детей старшей группы и 15 детей младшей группы 29.04.2019г
11 Экологическая акция «Сдай макулатуру –спаси дерево» Было собрано 670кг макулатуры. участие принимали все группы ДОУ. 16.04.2019г-30.042019г.
12. Природоохранная акция «Нет сухой листве» Уборка сухой листвы на территории детского сада Участие принимали сотрудники детского сада, дети и их родители. 22.04.2019-27.042019г.
13 Акция «С помни правила поведения в лесу» Дети старшей группы. Раздали 40 буклетов и повесили 10 плакат с памяткой о поведении в лесу 30.04.2019г.
14. .Неделя экологических сказок : «Ежонок ищет себе друзей», «Путешествие художника», «Пожар в лесу»
Все группы доу 6.05.2019г. -8.05.2019г.
15. Посадка и уход за однолетними и многолетними цветами В 6-ти группах на подоконниках в лотках было высажено более 300 семян растений 1.04.2019г. -17.05.2019г.
16. Театрализованное экологическое представление «Путешествие зверей в лесу» Представление показывали дети старшей группы, зрители младшая и средняя группа 14.05.2019г.
17. Участие в конкурсе педагогического мастерства «Лэпбук по пожарной безопасности» Диплом за 1 место 13.05.2019г.
18. Развлечение «Юные пожарные спешат на помощь» Дети старшей и подготовительной группы 14.05.2019г.
19. Викторина «мы за пожарную безопасность» Дети старшей 15.05.2019г.
20. Экскурсия в Дендропарк г. Ижевска Дети старшей группы посеяли семена петунии. 1.04.2019г.
21. Экскурсия в библиотеку им. Гагарина. Дети старшей группы участвовали в викторине «101» 10.04.2019г.
22 Квэст «Смелые и умелые» Дети старшей и подготовительной группы 24.04.2019г.
23. Развлечение совместно с развлекательным парком КИДО «Азбука Безопасности» Дети старшей группы 22.02.2019г.
24. СРИ «Пожарные спешат на помощь» Все группы ДОУ 01.04.2019-30.04.2019г.
В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы получили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные конкурсы, игры, праздники. В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. В дальнейшем мы планируем